Воспитательно-оздоровительные возможности детского фитнеса

Номер: 

Аннотация. Обобщая положительные результаты работы детского фитнес-клуба, автор выстраивает собственную организационно-педагогическую модель воспитательно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: детский фитнес-клуб, здоровый образ жизни, профилактика дисгармоничного развития, досуг, разновозрастное общение.

В повседневную жизнь подрастающего поколения все более прочно входит понятие «детский фитнес». В России данное направление фитнеса появилось относительно недавно. Что же означает это красивое словосочетание? Попробуем разобраться.

Детский фитнес — это хорошо продуманная детская физкультура: общеукрепляющие и оздоровительные занятия, посредством которых у детей вырабатываются правильные стереотипы движений, а также формируются жизненно важные двигательные навыки и умения. Какие же социальные и функциональные задачи способен решить детский фитнес?

Актуальными проблемами современных детей, как известно, являются: малоподвижный образ жизни (сегодня большую часть свободного времени дети проводят за компьютером или просмотром телепередач), переедание, а также накопление отрицательных эмоций без наличия своевременной физической разрядки. Все эти факторы в совокупности ведут к асинхронному (негармоничному) развитию организма ребенка [1, с. 203]. В чем это проявляется? Во-первых, у детей наблюдается ускоренное развитие организма, и в первую очередь, увеличение роста и веса тела, а во-вторых — отставание внутренних органов в своем закономерном развитии. В результате такого диспропорционального жизненного существования возникают различные заболевания и отклонения.
Задачей каждого неравнодушного, ответственного родителя должно быть воспитание у ребенка понимания важности фитнеса в выработке правильного пищевого поведения.
Чем отличаются занятия спортом от занятий фитнесом?
Занятия профессиональным спортом имеют свои особенности. Для достижения амбициозной цели индивидуальность ребенка подвергается сильной коррекции, ему прививают жесткую дисциплину и настаивают на тоталитарном авторитете тренера. Далеко не каждый родитель согласен с такими методами воспитания. Кроме того, нельзя забывать и о травматичности в большом спорте, от которой, к сожалению, никто не застрахован.
Фитнес же — это не только увлекательный вид оздоровительной деятельности, но и своеобразная философия жизни. Это, в частности, и система правильного питания, и активное времяпрепровождение, и отдых, и, в целом, свободная гармонично развивающаяся личность. Занятия фитнесом приносят ребенку радость, заряд бодрости, одновременно давая необходимую физическую нагрузку для правильного системно сбалансированного развития.
Желание ребенка — ключевой фактор в организации занятий детским фитнесом [2]. Когда ребенку интересно заниматься, он с радостью приходит на тренировку, чувствуя, что он важен и ценен для своих родителей и педагога. Каждый ребенок в фитнес-клубе чувствует себя самобытной и особенной личностью, что, бесспорно, даст ему трамплин во взрослую оптимистически устремленную жизнь.
Человек, с ранних лет занимающийся фитнесом и ведущий здоровый образ жизни, обладает активной жизненной позицией, умением принимать ответственные решения, владеет коммуникативными навыками. Это — успешный человек! Современный социум требует от своих представителей смелости, неординарности решений, яркости, способности свободно, открыто, многопланово самовыражаться. На формирование комплекса таких системно сбалансированных качеств и должен ориентироваться руководитель данного фитнес-клуба. Это его, руководителя, зона профессиональной ответственности [3].
Фитнес, как мне представляется, в полной мере способствует решению поставленных оздоровительных и социально-воспитательных задач. Привитие интереса к занятиям фитнесом, поощрение ребенка, воспитание социально активной, культурно воспитанной личности — эти общие, жизненно значимые цели преследуют как родители, так и педагоги детского фитнес-клуба «РадугаФит» Центра внешкольной работы «Пашинский».

С трех лет дети могут начать посещать занятия нашего фитнес-клуба. С полной уверенностью можно сказать, что для детей огромное значение имеет установление доброжелательного контакта как со сверстниками, так и со взрослыми членами нашего сообщества. Формируется командный дух, ребята общаются друг с другом, сознательно идут к общей цели, что развивает их этико-коммуникативные качества. Кроме того, именно в слаженной команде единомышленников, как правило, формируются лидеры, способные на выдающиеся дела во взрослой жизни.
Как и фитнес в целом, детский фитнес — это не только тренировки!
Педагоги детского оздоровительного фитнес-клуба «РадугаФит» проводят различные культурно-досуговые мероприятия, где и взрослые, и дети в результате интересной и увлекательной совместной деятельности получают не только оздоровительный эффект, но и радость от общения с друг с другом, а именно: День матери, Новый год, акции ко Дню Победы и Дню Памяти (22 июня), День защиты детей, психологические семинары, направленные на повышение социально-педагогической компетенции родителей, а также множество других мероприятий. Они создают эмоционально благоприятный микроклимат для всей семьи, а это — опознавательный стиль нашего социального бытия.

Литература
1. Менделевич, В. Д. Медицинская психология. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 460 с.
2 Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. —374 с. 
3. Емельянова, И. Н. Теория и методика воспитания. —М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 256 с.
4. Басанец, Т. И. Воспитание социально ответственной, гармонично развитой личности средствами детского фитнеса // Воспитание социально ответственной личности средствами дополнительного образования: материалы областных педагогических чтений. —Новосибирск: Изд-во «Апостроф», 2020, с. 21-23.