Герои современной России. Методическая разработка тематического классного часа

Номер: 

Аннотация. Классический классный час мужества подготовлен с использованием актуального жизненно-мировоззренческого содержания и с применением современных форм, средств и методов его личностного усвоения.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, исследовательский проект, ассоциограмма, подвиг, мужество, героизм

Основные целевые задачи мероприятия — пробудить и укрепить у воспитанников-кадетов чувство гордости за героев, отдавших свою жизнь за спасение Родины; расширить у учащихся представления о понятиях «мужество», «герой», «подвиг». Раскрыть образ героя на примере Монгуша Эдуарда Сергеевича, погибшего воина, честно и достойно исполнившего свой воинский долг.
Оборудование: интерактивная доска, презентация по теме, компьютер (с выходом в сеть Интернет). 
План классного часа
I. Организационный этап
1.1. Выступление кадета с исполнением песни Владимира Высоцкого «Звезда». 
1.2. «О подвигах и героях». Вступительная беседа классного руководителя (воспитателя). 
1.3. Совместное целеполагание.  
II. Деятельностный этап
2.1. Работа с таблицей «Портрет героя». 
2.2. Словарная работа. 
2.3. Ассоциограмма. 
2.4. Выразительное чтение.
Физкультминутка
III. Информационный этап
3.1. Защита кадетами исследовательского проекта «Шагнувший в бессмертие». 
3.2. Выставка «В жизни всегда есть место подвигу», посвященная герою проекта «Шагнувший в бессмертие». 
3.3. Слово приглашенных гостей — родных героя.
IV. Заключение. Подведение итогов классного часта. Рефлексия.

Ход классного часа
(в сокращении) 
I. Организационный этап
Звучит песня «Звезда». Исполнение песни и последующая вводная беседа сопровождаются соответствующими видеовставками.
Воспитатель: Как вы думаете, о каких звездах идет речь в песне?
Ответ: О звездах на погонах.
Воспитатель: В каких случаях появляются звезды на погонах у военнослужащих?
Ответ: За особые заслуги перед Отечеством, за поступки, за героические действия, за совершенные подвиги.
Воспитатель: Как называют людей, которые совершают подвиги?
Ответ: Герои.
Воспитатель: Подвиг, самопожертвование, герой, героизм. Всегда люди вкладывали в эти слова все самое положительное и ценное. Поступки, хорошие и плохие никогда не остаются незамеченными. Любовь к Родине, человеколюбие, добро были бесценны во все времена. Зло не может вершить добрые дела. Каждое время имеет своих героев. 
Давайте, вспомним героев Великой Отечественной войны. Например, подвиг Александра Матросова. Какой подвиг он совершил? (ответы кадет). В годы Великой Отечественной войны более 300 человек повторили подвиг А. Матросова. Это те смелые, отважные, любящие свою Родину люди, которые пожертвовали жизнями во имя благородной цели. 
Но кто он, этот герой? В какой стране рождаются и живут эти люди? Нужны ли особые условия, для того чтобы появились герои? Может, это люди особой профессии? На все эти вопросы мы и постараемся ответить сегодня. 
Тема нашего классного часа —  «Герои современной России»

II. Деятельностный этап
Воспитатель: Назовите ключевое слово в теме нашего классного часа?
Ответ: Герои.
Словарная работа (с интернет-источниками).
Воспитатель: Как вы понимаете значение слова герой? 
Выслушиваются ответы кадет.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как трактует его словарь С. И. Ожегова:
1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью; человек, совершающий подвиги.
2. Главное действующее лицо литературного произведения.
3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.
4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.
Воспитатель: Какое значение наиболее близко нашей теме?
Ответы: Первое и четвертое. 
Воспитатель: Давайте вместе поразмышляем и составим обобщенный портрет героя. Познакомьтесь с таблицей. В ней представлен план нашей работы и признаки, по каким мы будем вести обсуждение.

Рассуждения кадет.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Конкретных характеристик, признаков и критериев для определения героя нет, им может быть любой человек. Но какие качества характера необходимы, чтобы стать героем? Совершить подвиг? 
Опираясь на примеры подвигов героев прошлого, мы можем выделить вполне определенные качества характера, необходимые для совершения подвига. 
Подвиг — это поступок в экстремальной ситуации.

Составление ассоциограммы
Установочный вопрос: Какие слова вы связываете со словом «подвиг» (существительные)?

 

 

 

 

Воспитатель: Говоря о подвиге сегодня, мы будем иметь в виду поступок человека, совершенный с преодолением страха за собственную жизнь во благо службы, во имя долга и выполнения обязанностей. Всякий ли поступок можно сегодня назвать подвигом? 
(Организуется обсуждение приведенных жизненных примеров).

Выразительное чтение стихотворения Анны Ахматовой «Мужество».
Физкультминутка.

III. Информационный этап
Кадеты представляют свой проект «Шагнувший в бессмертие» о герое Монгуше Эдуарде Сергеевиче.
Кадет 1: Памяти героических подвигов наших земляков-участников вооруженных конфликтов в Чечне и Афганистане посвящается наш проект «Шагнувший в бессмертие». 
Солдат войну не выбирает. Когда в большой политике исчерпаны слова, в ход идет последний довод — пушки. У солдата не остается выбора, лишь священный долг защитника: испить горькую чашу войны от первой и до последней капли и закончить ее во имя победы, во имя настоящего и будущего своего Отечества, своего народа.
Кадет 2: Война — это горе, война — это слезы матерей… 
Солдаты-участники чеченской войны — такие же ребята, как и вы. Так же сидели они за школьной партой. Только выпало им пройти суровую школу солдатской службы. Достойно они несли звание солдат Российской Армии.
С гордостью мы вспоминаем наших земляков, простых парней из разных уголков Тувы, проявивших мужество и героизм при выполнении воинского долга и защите интересов государства.
Кадет 3:  Монгуш Эдуард Сергеевич родился 17 февраля 1977 года. В семье простых тружеников: отца — Донгак Андрея Сайын-ооловича, матери — Розы Сереновны.
Жизнь Эдуарда текла своим чередом. Как и все его ровесники, он любил играть, увлекался спортом, отлично играл на гитаре, вместе со школьной агитбригадой ездили по селам района на гастроли.
Всегда отличался трудолюбием, добротой и отзывчивостью. Перед призывом в армию окончил курсы водителей при школе ДОСААФ в Кызыле. Время призыва пришло. Эдуард начал службу во внутренних войсках Сибирского военного округа МВД России в Томске. А в декабре 1995 года был откомандирован в Чечню. Служил хорошо, с товарищами по службе дружил, дело военное освоил как надо, командиры не жаловались. После успешной учебы, ему присвоили звание младший сержант.
В редкие свободные минуты младший сержант Эдуард Монгуш писал письма родным.
На экране демонстрируется текст письма.
«Здравствуйте, мои дорогие! Пишу Вам и спешу сообщить, что все у меня хорошо. Сидим в окопе, разложив вокруг себя оружие. Не волнуйтесь за меня, всех родных предупредите. Не говорите бабушке, что я в Чечне. Берегите ее, ведь волноваться будет. Мне вверили автомашину ГАЗ-66. Правда она немножко барахлит, прежний водитель видно не следил за ней. Вот в свободное время собираюсь разобрать и посмотреть стартер. Думаю, справлюсь.
Передавайте всем горячий привет от меня. Я жив и здоров.
Ваш Эдик».
Кадет 1: 24 февраля 1996 года родные получили не письмо как обычно от сына, а телеграмму, где было сухо написано: «Сообщаем, Ваш сын Эдуард погиб при выполнении служебного долга». У матери потемнело в глазах...
Кадет 2: 19 февраля 1996 года младший сержант Монгуш Эдуард Сергеевич в составе одной из боевых групп принимал участие в освобождении от незаконных вооруженных формирований поселка Новогрозненский. Управляя автомобилем ГАЗ-66 с установленной на нем зенитной установкой ЗУ-23, действовал умело, храбро, обеспечивая продвижение пехоты на улице поселка. В ходе боя огнем зенитной установкой на автомобиле младшего сержанта Монгуша Эдуарда было уничтожено несколько огневых точек. 
Продвигаясь по одной из улиц поселка под шквальным огнем и поддерживая движущуюся боевую машину пехоты, машина младшего сержанта Монгуш Э.С. подверглась жесточайшему обстрелу из гранатометов. Одна из гранат попала в кабину автомобиля, управляемого младшим сержантом Монгушем Эдуардом, навылет пробила грудь молодого бойца. От полученного ранения несовместимого с жизнью младший сержант Монгуш Э.С. погиб на месте. 
17 февраля ему исполнилось 19 лет, а через два дня 19 февраля он погиб. 

Просмотр отрывков из документального фильма об Э. С. Монгуше.

Кадет 1: Указ Президента Российской Федерации: «За мужество и отвагу при выполнении специального задания наградить орденом Мужества (посмертно) младшего сержанта Монгуша Эдуарда Сергеевича»
Кадет 3: Приказ министра МВД РФ от 27 августа 1997 года за номером 537: «За мужество и стойкость, проявленные при выполнении специального задания на территории Чеченской республики младший сержант Сибирского военного округа Внутренних войск Монгуш Эдуард Сергеевич навечно зачислен в списки личного состава войсковой части Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Зачислен навеки в Книгу Памяти России и Республики Тыва.
Героев не забывают. Они в сердцах и памяти народа живут всегда. Каждый год в родном селе Эдуарда Кара-Хол его земляки проводят Вечер Памяти героя. Одна из улиц названа именем младшего сержанта Монгуша Эдуарда Сергеевича. В честь героя в его родной школе оформлен Уголок Памяти. 
В центре Сибирского военного округа поставлен памятник воинам, погибшим во время боевых действий на Северном Кавказе, где вписано имя Монгуш Эдуарда. 

Кадет 1: Командование войсковой части, где проходил службу младший сержант Монгуш Эдуард, не забывает родных — отца и мать героя. Шлет им, людям, воспитавшим мужественного и храброго сына, слова благодарности, глубокого уважения. Казалось бы, не забыт герой. Но сердце матери не перестает болеть.
А годы идут. Из памяти стираются какие-то моменты, события, но подвиги героев Отечества благодарный народ помнит и чтит.

Открытие и осмотр мемориальной выставки, посвященной Эдуарду Сергеевичу Монгушу.

Воспитатель: На нашем классном часе присутствуют родные героя Эдуарда Спергеевича Монгуша, его сестра — Долаан Чечена Эрес-ооловна и ее дочь Анюта Орлановна. Дадим им слово. 

IV. Заключение
Воспитатель: Давайте подведем итоги нашего тематического классного часа. 
Так кто же он — герой нашего времени?
Примерный обобщенный ответ коллектива класса: Это обычный человек, один из нас. Он храбрый, мужественный, профессионал, любит людей и жизнь, любит Родину и своих близких. Яркий пример — Эдуард Монгуш, обычный тувинский паренек, наш земляк, достойно исполнивший свой воинский долг.
Воспитатель: Мужество, воля к победе, честность, добросовестность — эти высокие нравственные показатели рождаются не всегда в борьбе со стихией, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью, трусостью, малодушием. Именно в борьбе со своими слабостями и недостатками рождается героизм каждого человека. Тот, кто умеет побеждать минутные слабости, кто способен одолеть страх в трудной ситуации, он уже совершает свой собственный подвиг.