«Снова к прошлому взглядом приблизимся». Интеллектуальная игра, посвященная 75-летию Великой Победы

Номер: 

Нам свои боевые не сносить ордена,
Вам все это, живые, нам - отрада одна:
Что недаром боролись мы за Родину–мать...
А. Твардовский

Мероприятие посвящено одной из самых трагических страниц нашей истории — Великой Отечественной войне. Войне советского народа против фашистских захватчиков.
Чем дальше в историю уходят военные годы, тем ярче перед нами предстает великий подвиг советского народа, отстоявшего честь, свободу и независимость своей Родины, избавившего человечество от фашистского рабства.
Цель игры: формирование гражданского и патриотического самосознания, чувства гордости за историческое прошлое своей Родины.
Задачи:
Обучающие:
- расширять и углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне;
-  воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за подвиг своего народа в годы Великой Отечественной войны;
- развивать интерес подрастающего поколения к интеллектуально-познавательной и творческой деятельности; развивать коммуникативные способности подростков, умение работать в команде;
- повышать качество гражданско-патриотического воспитания учащихся. Совершенствовать методическую базу гражданско-патриотического воспитания подростков в Новосибирском районе.
Возраст учащихся: 7–8 класс.

Правила игры:
В игре 4 тура, тур капитанов;
За каждый правильный ответ команда получает один балл. Время, отводимое на выполнение задания, зависит от сложности вопросов тура. За быстрое и правильное выполнение команда получает дополнительный балл.

ХОД ИГРЫ
Великая Отечественная война… Это поистине трагическое событие в нашей истории. Сколько людей не вернулись с фронта, сколько судеб было искалечено! Никогда нам не забыть о подвигах советских людей, которые, отдавая свои жизни, приближали Победу. И как радостен был тот день. Но до него было долгих и мучительных четыре года.

Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли.

Разминка: «Никто не забыт, ничто не забыто!» (общая информация о Великой Отечественной войне)
 

Вопросы:
1. Самая высокая вершина Тянь-Шаня была названа в 1946 году в честь окончания Великой Отечественной войны. Как? (Пик Победы, 7439 м)
2. Род войск, в котором в период Великой Отечественной войны служили трижды герои Советского Союза И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин. (авиация)
3. Какой танк был признан лучшим танком Второй мировой войны? (танк Т-34)
4. Какой российский город в 1941 году временно стал второй столицей нашей страны, когда туда переехало правительство СССР?
А) Свердловск;
Б) Омск;
В) Куйбышев;
Г) Воронеж.
5. Назовите летчика-космонавта, который свое первое звание Героя Советского Союза получил в 1944 г.
А) Юрий Гагарин;
Б) Георгий Береговой;
В) Герман Титов;
Г) Георгий Гречко.
6. Запасы чего в Грозном и Баку давали основания Гитлеру полагать, что со взятием этих городов войну можно будет считать выигранной?
А) уголь;
Б) золото;
В) нефть;
Г) соль.
7. Назовите самый северный город-герой. (Мурманск)
8. Крепость-герой, ставшая символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны. (Брестская крепость)
9. Этот советский самолет в годы войны немцы называли «летающим танком». (Штурмовик ИЛ-2)
10. Этот полководец 8 мая 1945 г. в Карлсхорте принял от немецкого фельдмаршала В. Фон Кейтеля безоговорочную капитуляцию фашистской Германии. (Жуков Г. К.)

Первый тур (блокада Ленинграда)

27 января отмечается День полного снятия блокады Ленинграда.  Невозможно без слез и содрогания вспоминать об этих днях смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. 872 дня Ленинград находился в кольце блокады фашистских захватчиков. Люди оставались в городе без еды, тепла, электричества и водопровода. Это люди, пережившие весь ужас блокады, голод и холод страшных военных лет. Люди, чья стойкость и преданность Родине противостояла и победила немецкий фашизм.

Вопросы:
1. «Дорога жизни» — единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой Землей. Как называется озеро, по льду которого она проходила?  (Ладожское озеро)
2. Зеленый пояс Славы — один из памятников в Санкт-Петербурге в честь Героев Великой Отечественно войны. Представляет собой длинную аллею из деревьев и 26 монументов. Сколько всего высажено деревьев? (900 деревьев)
3. Когда Жуков узнал, что в мастерской Мариинского театра делают “игрушки” для обмана немцев, то довольно скептически отнесся к этой затее, но вместе с тем приказал за ночь сделать их не 50, а 100 штук. Что за “игрушки” делали в мастерской Мариинского театра? (макеты танков)
4. Какое здание в блокадном Ленинграде ни разу не было подвергнуто прямому артобстрелу?
А) Павловский дворец;
Б) Федоровский Государев собор;
В) Бадаевские склады;
Г) Исаакиевский собор.
5. Как называется противотанковое заграждение из сваренных рельс в виде шестиконечной звезды? (противотанковый еж)
6. Как называлась военная операция по прорыву блокады Ленинграда? (операция «Искра»)
7. Успенская церковь на Малой Охте построена на месте старого кладбища, на котором во время блокады Ленинграда хоронили людей, умерших от голода. Церковь строилась на пожертвования горожан, и в ее стенах находятся 8 тысяч кирпичей. А что написано на этих кирпичах? (Имена людей, погибших во время блокады)
8. Что в годы блокады ленинградцы называли «сердцем Ленинграда»? (метроном)

Второй тур: «Маленькие герои большой войны» (дети-герои Великой Отечественной войны)

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью!
Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что сегодня этому трудно поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких граждан — обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их люди героями.

Вопросы:
1. 16-летний партизан, разведчик, подорвал машину с тремя немецкими военными, у одного из них (генерал-майора) был портфель с важнейшими документами. Погиб в бою в селе Острая Лука Псковской области. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза. (Лёня Голиков (1926-1943))
2. Этот 14-летний белорусский партизан, Герой Советского Союза участвовал во многих боях и неизменно проявлял мужество и отвагу. В своем последнем бою он сражался до последнего патрона, а, когда у него осталась одна граната, подпустил фашистов поближе и взорвал их и себя. (Марат Казей (1929-1944))
3. 14-летний подросток, пионер, член партизанского отряда, воевавший в Керченских каменоломнях, ему посвящена известная книга Льва Кассиля «Улица младшего сына».
(Володя Дубинин (1928-1942))
4. Участница молодежной подпольной организации «Юные мстители». Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Кто она? (Зина Портнова (1926-1944))
5. Назовите имя юного партизана-разведчика, героя Советского Союза, ликвидировавшего начальника полевой жандармерии, подземный телефонный кабель, склады, железнодорожные эшелоны.
(Валя Котик (11.02.1930- 17.02.1944))  

Третий тур: «Новосибирск — ты «Труженик тыла»!
(Новосибирск и новосибирцы в Великой Отечественной войне)

Война бушевала уже 8 часов, когда жители Новосибирска услышали историческое обращение народного комиссара иностранных дел Молотова. Через 20 минут после этого сообщения в городской военкомат пришел первый доброволец с заявлением о направлении его в действующую армию. Вклад Новосибирска в дело разгрома врага был неоценим. «Все для фронта, все для победы!» — этим лозунгом жил город. Уже в пер­вые 3-4 месяца войны на выпуск военной продукции были переведе­ны все сложившиеся крупные заводы и фабрики, предприятия машиностроения, деревопереработки, легкой и пищевой промышленности.

Вопросы:
1. Этот поэт с восхищением рассказывал своим друзьям, что в Древней Греции хромой поэт Тиртей шел впереди воинов на врага и своими стихами звал солдат вперед. Именно такой подвиг совершил в своей жизни и он. Назовите поэта-воина, посмертно награжденного орденом Отечественной войны 1-й степени, чьим именем в Новосибирске названы улица, библиотека и школа. (Борис Богатков) 
2. После начала войны этот завод Новосибирска являлся основным предприятием, поставляющим истребители на фронт. Назовите его. (Новосибирский авиационный завод имВ. П. Чкалова)
3. Кто стал единственным гражданином Новосибирска, удостоенным высокого звания трижды Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны? (Александр Иванович Покрышкин)
4. 6 ноября 1967 года в Ленинском районе города Новосибирска состоялось открытие памятника сибирякам — участникам Великой Отечественной войны. Назовите его. (мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.» (Монумент Славы))
5. Советский разведчик, сообщивший точную дату готовившегося гитлеровской Германией нападения на Советский Союз, планы милитаристской Японии и многие другие ценные сведения. В честь него в Новосибирске названа улица в Кировском районе. Кто это?  (Рихард Зорге)
6. Назовите одну из главных улиц левобережья, названную в честь советского военачальника, генерала армии, героя Советского Союза. (Николай Федорович Ватутин)             

Тур капитанов: «По местам боевой славы» (известные памятники, мемориалы)

Капитаны выходят на сцену, вопросы с вариантами ответов демонстрируются на экране. Выбрав правильный ответ, встают справа или слева. Команда может помогать капитанам. 
Вопросы:
1. Где находится этот памятник? («Разорванное кольцо»)
Ответ: в Ленинградской области или в Смоленской области.
2. В каком городе находится скульптурная композиция "Форсирование Днепра"?
Ответ: в Киеве или в Харькове.
3. В каком городе находится этот памятник?  (мемориальный ансамбль «Подвигу сибиряков в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.» (Монумент Славы))
Ответ: Новосибирск или Минск.
4. Где находится этот памятник?Воин-освободитель» — монумент в берлинском Трептов-парке)
Ответ: в Берлине или в Пловдиве.
5. В каком городе находится этот памятник? (Памятник «Тыл — фронту» — монумент, находящийся в городе Магнитогорске)
Ответ: Магнитогорск или Екатеринбург.
6. Где находится это место?
Ответ: Мамаев курган или Брестская крепость (памятник «Жажда»).
7. Какие строки выбиты на мраморной плите этого мемориального архитектурного ансамбля? (Могила Неизвестного Солдата — Москва) 
Ответ: «Никто не забыт, ничто не забыто» или «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».
8. В каком городе находится этот памятник?
Ответ: Санкт-Петербург или Москва (скульптура «Мать-Родина» — Пискарёвское мемориальное кладбище, Санкт-Петербург).

Четвертый тур: «Мы фильм смотрели о войне…» (война в советском кинематографе)

Военный фильм — это особый вид киноискусства. Кино дает нам возможность приобщиться к событиям прошлого, к мыслям, поступкам, совести человечества. Нам дороги старые и новые фильмы о войне, исторически верные и художественно правдивые, прославляющие подвиг нашего народа, нашу Родину.

Вопросы:
1. Назовите известную песню из фильма «В бой идут одни старики»?  (песня «Смуглянка»).
2. Для какого фильма была написана песня «Темная ночь» («Два бойца»).
3. Назовите фильм по произведению Бориса Васильева о пяти девушках-зенитчицах и старшине, вступивших в бой с шестнадцатью немецкими диверсантами. («А зори здесь тихие»)
4. В каком фильме рассказывается о боевых буднях гвардейского истребительного авиационного полка во время Великой Отечественной войны, в основном — второй, «поющей», эскадрильи? («В бой идут одни "старики"»).
5. Назовите известного советского актера, сыгравшего главную роль в фильме «17 мгновений весны».
А) Леонид Быков;
Б) Юрий Никулин;
В) Вячеслав Тихонов;
Г) Николай Рыбников.
6. Этот советский черно-белый художественный фильм 1957 года стал лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля.(«Летят журавли»).
7. Назовите автора произведения, по которому был снят фильм «Судьба человека». (Михаил Шолохов).

Подведение итогов