Педагогическая коррекция воспитательной позиции у родителей

Номер: 

Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют, прежде всего, биологические факторы, факторы социальной среды. Среди социальных факторов ведущими являются родительская семья и детские разновозрастные коллективы.

Именно детско-родительские отношения в настоящее время едва ли не самые актуальные в процессе воспитания подрастающего поколения. Педагогическая коррекция воспитательной позиции во многих современных семьях необходима.

В каждодневной практике учебно-воспитательной работы в 135-ой общеобразовательной школе г. Новосибирска мы со всей очевидностью обнаружили, что существуют различные пути и средства педагогического воздействия на родителей, на семейный микроклимат, а значит, и на воспитательный потенциал.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимопонимании родителей и учителей. Если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию семейных взаимоотношений, то родители обращаются за помощью к педагогам, участвуют в различных мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча.

Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, если семья безразлично или негативно относится к советам и рекомендациям педагогов, а всякое педагогическое влияние расценивается как акт ущемления семейных интересов, то в таких условиях приемлем так называемый косвенный путь коррекционно-педагогического воздействия на семью обучающегося, особенно, если подросток с девиантным поведением.

Мы столкнулись в нашей 135-й школе с необходимостью опосредованного воздействия с целью коррекции воспитательной позиции у родителей, когда нам пришлось перевести некоторых детей 7–8 класса на индивидуальное обучение по причине неспособности детей справиться с общепринятой программой обучения по основным учебным дисциплинам. Были проведены индивидуальные беседы с приглашением родителей и детей, совместное собрание (дискуссия) родителей данных детей (четыре ученика). В данном эпизоде коррекции воспитательной позиции родителей мы опирались на чувство родительской любви, а также чувство родительского долга, желание родителей, чтобы их ребенок был не хуже, чем другие. В нашем случае со слабоуспевающими детьми (четыре человека из седьмого класса) произошло взаимопонимание между детьми и родителями. В результате дети закончили успешно 9 классов, занимаясь индивидуально, получили документ об окончании основной школы. При этом родители осознали необходимость посещения вместе с детьми медико-педагогической комиссии, где в корректной форме получили полное разъяснение сложившейся ситуации, а также получили на руки документы дальнейшего сопровождения в обучении таких детей.

Мы считаем полученный опыт достаточно приемлемой формой педагогической консультации, полученной родителями при участии педагогов школы, классного руководителя, школьного психолога. В данном случае важно было ликвидировать барьер недоверия, разрушить убеждение родителей, что их незнания будут неправильно поняты и использованы против детей. Мы считаем, что такие педагогические консультации помогают разобраться в той или иной сложной воспитательной ситуации.

Считаем, что одной из форм педагогической коррекции воспитательной позиции у родителей может быть вовлечение родителей, особенно пассивных, в активную общественную деятельность. У нас в 135-й школе достаточно активно приживается такая форма, позволяющая родителям увидеть своего ребенка в другой обстановке, проследить за его поведением. А участие родителя в каких-то классных или школьных мероприятиях повышает авторитет не только данного родителя, но и самого ребенка в среде подростков.

Много примеров участия родителей 5–8 классов в организации и проведении экскурсий, походов в музеи и театры города Новосибирска. Часть наших родителей привлекается в качестве руководителей кружков, секций, чаще внутри школы.

Интересными оказались и проведенные на базе нашей школы родительские собрания-дискуссии по данным анкеты «Знаю ли я своего ребенка» и «Знаю ли я свою маму» ко дню 8 Марта. Подобные дискуссии позволили родителям получить на руки ответы своих детей и сравнить со своими ответами. Жаркие споры не смолкали в аудиториях в течение двух часов. Результаты анкетирования показали, что около 23 % родителей не все знают и понимают в своих детях, а 17 % детей неверно ответили на вопросы анкеты о своих мамах. Подобные формы также, на наш взгляд, помогают родителям найти подход к своему ребенку, и скорректировать поведение по отношению к ребенку.

Особую тревогу вызывают те родители, которых в силу объективных причин можно назвать пассивными в прямом воспитательном воздействии на своих детей (это постоянная занятость на работе, их частое отсутствие). Однако если при этом микроклимат в семье остается хорошим, то с такими родителями достаточно легко наладить необходимое педагогическое воздействие с целью коррекции стиля семейных отношений. Надо признать, что по проведенному в нашей школе анкетированию более 70 % опрошенных родителей ссылаются на постоянную занятость и нехватку времени для общения с детьми. Это один из самых тревожных факторов современного жизнеустройства семейных отношений.

Наибольшую трудность для проведения педагогической коррекции воспитательной позиции у родителей составляют семьи, имеющие конфликтные отношения с детьми и устранившимися от воспитания. Для проведения такой коррекции требуются усилия не только школы, но и других социальных служб. Фактически в данной ситуации семья оказывает негативное воздействие на детей. Самый легкий в этом случае выход из ситуации — ликвидировать источник отрицательного общения. Но такой шаг порой можно считать ошибочным, ведь лишить подростка отца или матери — верно ли это?

Наиболее верным, на наш взгляд, является постоянное наблюдение за такими семьями как со стороны школы, так и со стороны руководящего общественного совета. В нашей школе создан такой общественный совет, цель которого — прекратить нарушения родителями своих обязанностей, а главное — пробудить у них желание изменить уклад своих семейных отношений.

Результаты проводимой работы с целью помочь родителям и детям наладить доброжелательные, доверительные отношения в условиях нашей 135-й школы позволяют сегодня утверждать, что правильно осуществляемая педагогическая коррекция воспитательной позиции у родителей повышает эффективность взаимодействия родителей и образовательного учреждения. Современная грамотная педагогическая поддержка семьи — это одно из главных условий успешного развития отношений между детьми и родителями в наших семьях.

Литература:

  1. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / Р. Бернс. — Москва, 1986. — 360 с.
  2. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. — Москва : ВЛАДОС, 2003. — 408 с.
  3. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства. / Р. В. Овчарова. — Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.