Европейский пейзаж. Международный социальный проект пленэрной практики

Номер: 

В нашем многопрофильном учреждении дополнительного образования детей в течение ряда последних лет в рамках целевых стратегических задач качественного освоения дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности реализуется проект «Социокультурное развитие личности и профессиональное самоопределение обучающихся в условиях пленэрной практики». Социокультурное развитие обучающихся в рамках названного проекта определяется как «процесс формирования социально-значимых личностных качеств обучающихся (самостоятельность, креативность, коммуникативность и др.), в ходе которого происходит приобщение детей и подростков к художественным ценностям, приобретение ими навыков творческой деятельности в сфере изобразительного искусства, знаний о культурных традициях и социально-культурных нормах человеческого бытия» [1].

Реализуемая в нашем учреждении, в сущности, экспериментальная модель пленэрной практики включает в себя следующие четыре базовых структурно-содержательных уровня (сегмента):

1. Пленэрная практика в условиях малого города — города Оби.
2. Пленэрная практика в условиях Сибирского региона (культурно-исторические центры Сибири).
3. Пленэрная практика в условиях российской социокультурной среды (культурно-исторические центры России).
4. Пленэрная практика в условиях международной культурной среды (культурно-исторические центры мира).

Несколько слов скажем и о профориентационной составляющей. Все применяемые формы профориентационной работы в условиях пленэрной практики имеют в своем составе содержательные компоненты, отражающие специфику культурно-исторических традиций посещаемых территорий. Поэтому собственно пленэрный компонент презентуется обучающимся во взаимосвязи с профессиональной деятельностью жителей города, региона, страны и др. Например, пленэрная практика нашей детской художественной студии «Росток» на территории военного городка города Оби или современного аэропорта «Толмачёво» включала в себя обзор объективных исторических фактов существования летного отряда в годы Великой отечественной войны в селе Толмачёво и школы летной подготовки.

Так, организаторы пленэрной практики, совместно с обучающимися самым внимательным образом обсуждали личностные качества и профессиональные компетенции пилотов и специалистов различных служб, которые осуществляют сегодня трудовую деятельность в аэропорту «Толмачёво». За счет этого происходит расширение представлений и достигается систематизация знаний о специфике деятельности работников гражданской авиации. Одновременно такая «встроенная» профориентационная работа давала нам возможность создать цикл тематических творческих художественных работ, которые отражали «неформальную» профессиональную жизнь сегодняшних работников авиакомпании «Сибирь» и аэропорта «Толмачёво», соответственно.

Еще пример. Работая в сквере Дворца культуры «Крылья Сибири» города Оби, участники пленэра — обучающиеся студии «Росток» — знакомились с историей возникновения здания ДК и близлежащего сквера, со сложившейся традицией ежегодного праздничного оформления этой территории с информацией о профессиональной деятельности архитекторов и дизайнеров городской среды.

Многие воспитанники нашей студии никогда не выезжали за пределы Новосибирской области. Поэтому участие в пленэрной практике другого, более высокого уровня, — социально-культурного проекта «Золотое кольцо России» [2], позволило нам показать ребятам исторические города центральной России, дало им возможность увидеть столицу нашей Родины, прикоснуться к подлинным шедеврам народного искусства, произведениям знаменитых русских и европейских художников, скульпторов, посетив, например, Третьяковскую галерею или Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. А собственно пленэрная практическая деятельность в масштабе «Золотого кольца» еще более сплотила творческий коллектив студии, как говорится, «в живую» познакомила со многими специалистами творческих профессий: художниками, экскурсоводами, искусствоведами, культурологами и др.

Конечно, особо пристального обсуждения заслуживает четвертая, самая высокая ступенька нашего проекта социокультурного развития и профессионального самоопределения в условиях пленэрной практики — международный проект «Европейский пейзаж». Этот проект соединял в себе несколько международных конкурсов-пленэров: конкурс юных художников «Мал Битолски Монмарт. Битола», проводимый Македонией и конкурс молодых художников «Эвора», организованный Португалией. Продолжительность нашего пленэра в Македонии и в Португалии: 7 дней.

Необходимо сразу же сказать, что международный культурно-образовательный пленэр, в котором мы приняли участие, носил статус конкурса и поэтому потребовал от обучающихся самого высокого уровня художественного мастерства. Подготовка воспитанников студии «Росток» к международному пленэру включала в себя несколько направлений методико-педагогической деятельности: во-первых, совместный с обучающимся выбор тематики работ; во-вторых, определение сильных сторон личности юного художника, его живописных навыков и умений, уровня владения техниками и др.; в-третьих, важен был и общий эмоционально-психологический настрой на активную и продуктивную творческую деятельность; в четвертых, необходимо было существенно повысить уровень художественно-психологической готовности детей к творческому самовыражению в труднопредсказуемых конкурсных экстремальных условиях; в-пятых, потребовалось обеспечение согласованности деятельности ребенка и его родителей в рационально-разумном осознании принципиальной возможности достижения наиболее высоких культурно-развивающих целей и др.

Заметим, организационная структурно-содержательная модель данного нашего международного путешествия-пленэра заметно отличалась от других, уже известных нам, видов пленэрной практики. Например, в течение всего периода конкурса среди участников были организованы ежедневные просмотры с выявлением лучшей работы дня. Это нелегкое испытание. Важным специфическим компонентом международного пленэра выступало не только приобретение навыков живописи в естественных условиях природы, но и развитие способности к самостоятельной творческой работе, способности к инициативе, способности предельно четко определять свое мнение и осознанно относиться к искусству.

Очень важное место в системе организации данного международного пленэра занимала работа над этюдом, зарисовками и набросками характерных фрагментов архитектурного или пейзажного мотива. В процессе такой работы, как мы заметили, в более быстром темпе у детей вырабатываются умения передачи образной выразительности пейзажа, развиваются профессионально значимые для художника качества визуального восприятия, умение брать от природы и архитектурных объектов то, что необходимо для успешного осуществления избранного творческого замысла.

Для юных художников участие в конкурсном пленэре — это, конечно же, высоко значимое личностное событие, в ходе которого естественным образом осуществляется обмен творческими достижениями, обогащение художественного опыта, знакомство с архитектурой различных стилей (романского, готического) эпохи Возрождения, происходит открытие новых произведений и имен в области художественного творчества.

Как известно, каждая общепризнанная художественно-педагогическая школа имеет свои традиции, свое приоритетное направление — от традиционной реалистической школы живописи до абстрактных форм современного искусства. Установление творческих контактов между коллективами, педагогами — также очень значимый аспект международной пленэрной практики. Взаимодействуя между собой, участники пленэра-конкурса обмениваются ценностными художественными установками, обогащают личный профессиональный «багаж», расширяют социокультурный опыт, раздвигают художественно-эстетические горизонты творческого самовыражения.

Во время работы на международном пленэре, по нашим наблюдениям, в личности воспитанников студии «Росток» более интенсивно проявилось не только умение самостоятельно пользоваться языком изобразительного искусства, но и умение видеть в окружающей жизни необычное, интересное для творчества, находить в, казалось бы, простых культурно-средовых мотивах величие и красоту природы, зодчества, а также стремление донести до будущего зрителя свое эмоционально образное понимание окружающей действительности [3].

Что необходимо отметить относительно организационно-управленческой стороны дела? В социально-образовательном проекте «Европейский пейзаж» условно можно выделить следующие этапы подготовки и реализации.

Организационно-информационный этап. Здесь осуществляется проектирование общегрупповой программы пленэрной практики, формулируются цели и задачи участия обучающихся в конкурсах, обосновывается система организационно-финансового взаимодействия с обучающимися-участниками проекта и их родителями. Требуется также: развернутая панорама-презентация портфолио творческих достижений участников всех предыдущих международных пленэров-конкурсов, демонстрация имеющихся тематических видеоматериалов, особая информационно-просветительская подготовка к изучению культурно-исторических объектов Македонии и Португалии, знакомство с творчеством наиболее известных молодых европейских художников. Наконец, возможно самое главное, — особо тщательная разработка индивидуальных целевых программ подготовки обучающихся к конкурсным испытаниям.

Практико-технологический этап. Изучение культуры и традиций Македонии и Португалии. Знакомство с творческими приемами работы и стилями различных мировых художественных школ. Посещение музеев, выставок. Активное участие в культурно-образовательных событиях международного пленэра. В том числе, посещение мастер-классов современных европейских художников. Визуально-эстетическое освоение архитектурно-исторических мест Европы также составляет значительную часть культурно-образовательной программы. Знакомство с шедеврами португальской архитектуры, дворцами города Синтра, монастырями в Батальи и Алкобасы, крепостью Беле, а попутно, особо подчеркнем, изучение оригинальной техники декоративно-прикладного искусства «азулежу».

Создание творческих пейзажных работ с использованием традиционных элементов португальской и македонской архитектуры. Это, так сказать, учебно-дидактическое направление нашей пленэрной культурно-образовательной деятельности заслуживает специального обсуждения в среде узких специалистов-профессионалов — художников-педагогов. И, конечно, подготовка ежедневных тематических выставок и определение лучших работ участников пленэра. Эмоционально-этическая подготовка к совместному обсуждению результатов творческой работы среди участников международного пленэра.

Рефлексивно-аналитический этап. Что на этом этапе должно быть самое главное? Думается — просмотр и анализ конкурсных творческих работ всех участников международного пленэра. А по возвращении на Родину не менее важна, как мы могли убедиться, организация панорамы-презентации личных дневников участников проекта «Европейский пейзаж». Во многих случаях полезна и углубленная итогово-диагностическая беседа с участниками пленэра. Заглядывая вперед, мы организовали работу по совместному созданию портфолио международной пленэрной практики, а также стимулировали написание мини-сочинений, эссе «Мое открытие европейской культуры» и др.

Литература:
1. Сборщикова, М. Г. Социокультурное развитие и профессиональное самоопределение личности в условиях пленэрной практики // Развитие учреждения дополнительного образования малого города: Идеи. Поиск. Опыт : сб. метод. материалов / Под ред. С. А. Лапковской. — Новосибирск: ГАУК НСО НГОНБ, 2020. — С. 45–49.
2. Кручинина, И. В. Модель организации Летней пленэрной практики в культурно-исторических центрах Российской Федерации (г. Москва, г. Суздаль, г. Владимир). // Развитие учреждения дополнительного образования малого города: Идеи. Поиск. Опыт : сб. метод. материалов / Под ред. С. А. Лапковской. — Новосибирск: ГАУК НСО НГОНБ, 2020. — С. 58–60.
3. Боровиков, Л. И. Методологические основы реализации личностно-созидающего подхода в процессе воспитания // Сибирский учитель. — 2003. — № 4. — С. 5–9.