Развитие воспитательного мастерства во взаимосвязи с профессиональным стандартом

Номер: 

            Практическая результативность развития воспитательного мастерства современного педагога дополнительного образования во взаимосвязи с вводимым с 2017 года профессиональным стандартом [1] предполагает предварительное раскрытие следующих психолого-педагогических аспектов данной проблемы. Во-первых, выяснение принципиального вопроса о том, что есть воспитательное мастерство педагога дополнительного образования? Во-вторых, ответ на вопрос как воспитательное мастерство данной категории практических педагогических работников соотносится с мастерством общепедагогическим? В-третьих, достижения понимания, каким образом накопленное тем или иным конкретным педагогом дополнительного образования воспитательное мастерство входит в состав его глубинных ценностно-смысловых ориентиров личности? В-четвертых, как фактически, на деле, в реалиях каждодневной практического педагогического бытия воспитательное мастерство педагога дополнительного образования обнаруживает признаки естественного, логически последовательного самодвижения? И, наконец, в-пятых, как в методико-психологическом плане можно обеспечить конструктивную, профессионально стимулирующую взаимосвязь требований государственного профессионального стандарта с творческим потенциалом межличностного воспитательного взаимодействия педагогов, детей и их родителей в системе дополнительного образования?

            Актуальным вопросам развития педагога дополнительного образования как воспитателя-профессионала посвящены сегодня многие фундаментальные и прикладные психолого-педагогические исследования (Л. И. Боровиков, Л. Н. Буйлова, А. И. Григорьева, Е. Б. Евладова, Н. В. Иванушкина, Б. В. Куприянов, С. А. Лапковская, Ю. С. Мануйлов, Л. М. Митина, Л. И. Новикова и др.) Мы же в своих практико-ориентированных размышлениях обратимся к исходным вопросам постановки этой весьма актуальной сегодня проблемы. Что есть воспитательное мастерство? Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова интерпретирует понятие «мастерство» как «высокое искусство в какой-нибудь области» [2, с. 332]. В нашем случае, соответственно, это — высокое искусство в области системного выстраивания педагогом дополнительного образования межличностных воспитательных взаимоотношений с обучающимися и их родителями.

Итак, в самом общем виде воспитательное мастерство можно представить как высокий уровень осуществления воспитательной деятельности, ведущей к достижению педагогически прогнозируемого, качественного результата. Стабильная результативность воспитательной деятельности — удел действительно состоявшегося педагога-профессионала, удел человека, не декларативно, а фактически ставшего мастером воспитательного дела. Именно поэтому в дальнейшем своем изложении мы будем вести речь о профессиональном воспитательном мастерстве, рассматривая планку максимально возможного воспитательного профессионализма как универсальный ориентир исключительно трудно досягаемого в полном своем объеме личностно-профессионального идеала, задающего большинству сегодняшних практических педагогических работников системы дополнительного образования соответствующий эмоционально-положительный тон и динамический, стратегически выигрышный вектор развития.

            За прошедшие два с половиной десятилетия в нашей образовательной организации – Доме детского творчества «Центральный» г. Новосибирска была воплощена в жизнь собственная точка зрения на сущность профессионального воспитательного мастерства педагога дополнительного образования, свой взгляд на особенности становления и развития данного психолого-педагогического феномена.  Наша позиция в данном вопросе была многократно апробирована на самых разных экспертных уровнях, была подтверждена длительной опытно-экспериментальной работой и, как следствие, сегодня развернуто представлена и многопланово раскрыта в разработанной локальной нормативно-правовой документации, такой, например, как «Программа развития ДДТ Центральный «Гармонизация личностного саморазвития обучающихся в дополнительном образовательном пространстве (на период с 2014 по 2017 гг.)», в хронологически соответствующей ей «Образовательной программе учреждения» [3], а также в детально конкретизированных программах образовательной деятельности учреждения, рассчитанных на каждый конкретный учебный год.

            Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования мы определяем как высший уровень развития его педагогического профессионализма [4], обеспечивающего обладателю такого уровня профессионального развития своевременное и качественное разрешение воспитательных и дидактических проблем и задач [5]. Из данной рабочей дефиниции феномена «профессиональное мастерство педагога дополнительного образования» видно, что воспитательный профессионализм и профессионализм дидактический мы интерпретируем как абсолютно равноправные компоненты в структуре единого в своей основе педагогического профессионализма. Однако, по нашим многолетним педагогическим наблюдениям, динамика восхождения педагога-практика к высокому воспитательному мастерству и восхождение его к мастерству дидактическому осуществляется далеко не синхронно. Здесь имеют место многочисленные противоречия, в силу сознательного, либо спонтанно избранного способа разрешения которых как раз и могут возникать сегодня широко варьируемые индивидуальные траектории личностно-профессионального становления и развития профессионального воспитательного мастерства практических педагогических кадров системы дополнительного образования.

            Есть и ряд весьма типичных методико-педагогический проблем, с которыми нам приходится постоянно иметь дело. Так, например, ряд наших весьма опытных педагогов-стажистов, прошедших, заметим, довольно основательную внутрикорпоративную методическую и психолого-педагогическую подготовку, почти образцово ставя и решая самые острые методические задачи прикладного, предметно-обучающего плана, тем не менее, с трудом могут обобщенно взглянуть, мысленно представить, а значит и системно смоделировать целостный воспитательный процесс без обязательного субъективного вкрапления в него в качестве ведущего системообразующего звена привычного учебно-дидактического содержания. Как следствие, партнерские взаимоотношения со школьными учителями в части согласования личностных и метапредметных результатов ФГОС, составляющих, как известно, базовый содержательно-смысловой воспитательный континуум, наталкиваются на субъективные, но объективно трудно преодолимые препятствия. 

Но дифференциация воспитательной и дидактической составляющих в зрелом профессиональном опыте практических педагогических работников должна присутствовать обязательно! Вспомним, что еще А. С. Макаренко в своих многочисленных статьях и выступлениях постоянно возвращался к мысли о том, что «методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной» [6, с. 256]. «И то и другое, — справедливо настаивал он, — методика воспитания и методика образования, составляют два более или менее самостоятельных отдела педагогической науки» [6, с. 256]. Мы всегда помним об этом педагогическом завете выдающегося российского мастера теории и методики воспитания. А поэтому постоянно выделяем и особым образом, на дифференцированной программно-целевой основе совершенствуем методико-воспитательной и методико-дидактические компоненты профессионального мастерства наших начинающих и опытных педагогов дополнительного образования — руководителей детских творческих объединений.

По счастливому стечению объективных и субъективных обстоятельств, вводимый сегодня на государственном уровне «Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых» с целью «мониторинга и оценки качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ» допускает выделение любой дополнительной образовательной организацией своих собственных «стадий профессионального развития педагогов» [1]. На протяжении двух последних десятилетий мы целенаправленно работали над этой теоретико-методической проблемой. Сопоставляя различные эмпирические и теоретические факты воспитательно-дидактического плана, мы сначала выделили три крупные стадии развития профессионализма педагогических кадров, затем четыре, а к началу 2016 года пришли к выводу о том, что наиболее типичная траектория зарождения, созревания и объективации профессионального воспитательного мастерства педагогов дополнительного образования должна быть подчинена условно дифференцируемым пяти стадиям развития педагогического профессионализма педагогов дополнительного образования [7, с. 104-108], оптимально согласующимся как с требованиями профессионального стандарта, так и с реальным информационно-ресурсным потенциалом сопровождения наших методико-психологических служб:

1.Педагогический профессионализм, эволюционирующий на стадии стартовой предпрофессиональной активности педагогических кадров. На этой стадии, по нашему методико-педагогическому замыслу, происходит первичная актуализация и предваряющая систематизация всех имеющихся личностно-профессиональных предпосылок, ресурсов и возможностей развития воспитательного мастерства, осуществляемая во взаимосвязи с профессиональным стандартом.

2. Педагогический профессионализм, эволюционирующий на стадии элементарной профессиональной грамотности. Эта стадия представляет собой период постепенно углубляющегося, предметно конкретизирующегося и структурно оформляющегося опыта индивидуальной персонализации универсальных теоретико-методических основ воспитательного мастерства педагога дополнительного образования.  

3. Педагогический профессионализм, эволюционирующий на стадии профессиональной зрелости. Эта стадия интенсивного целеустремленного личностно-профессионального развития воспитательного мастерства, дающего возможность творчески ориентированному педагогу дополнительного образования успешно справляться с достаточно широким диапазоном неожиданного встретившихся ему актуальных воспитательных проблем и задач.

4. Педагогический профессионализм, эволюционирующий на стадии объективно выявленного профессионального мастерства. Основными эмпирически регистрируемыми показателями действительного перехода того или иного конкретного педагога дополнительного образования на эту стадию развития  профессионального воспитательного мастерства выступают: постоянное самосовершенствование накопленного профессионального воспитательного опыта; умелое научно-методическое осмысление логики и механизмов собственной творческой методическо-воспитательной деятельности; все более возрастающая способность педагога дополнительного образования профессионально грамотно делиться своими авторскими (персонифицированными) методико-воспитательными идеями и практическими наработками.

5. Педагогический профессионализм, эволюционирующий на стадии высшего профессионального мастерства. Это, в принципе, довольно редкий, но уже реально воплощенный в жизнь идеал сложившейся, структурно оформленной и теоретически отрефлексированной системы авторской (персонифицированной) воспитательной деятельности педагога дополнительного образования. Здесь, на этой «вершинной» стадии становится реально достижимым эффект научно-методического воспитательного партнерства, когда опытный педагог дополнительного образования обретает способность конструктивно, за короткое время и с гарантированным методическим эффектом, представить своим коллегам по профессиональному цеху достижения своего инновационного воспитательного опыта.

 

Литература:

  1. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 613н
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. –М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  1. Кривова Е. Б. Специфика формирования содержания образовательной программы для организаций дополнительного образования // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. Региональный информационно-методический журнал. -2016. -№ 2. –С. 28 – 30.
  2. Мандыч Л. И., Кривова Е. Б., Боровиков Л. И. Роль методической службы в развитии профессионализма педагогических кадров // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. Региональный информационно-методический журнал. -2012. -№ 1. –С. 11 – 16.
  3. Кривова Е. Б. Восхождение к педагогическому Олимпу. // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. Региональный информационно-методический журнал. -2015. -№ 4. –С. 38 – 46.
  4. Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании. Избранные педагогические произведения. -М.: Гос. уч.-пед. изд-во РСФСР, 1952. – 531 с.
  5. Морозова Е. М., Боровиков Л. И. Основные стадии развития профессиональной культуры педагога дополнительного образования // Формирование культуры личности: потенциал дополнительного образования: Материалы XVI открытых городских педагогических чтений. –Новосибирск: Изд-во «Апостроф», 2016, с. 104-108.
  6. Макаренко А. С. О коммунистическом воспитании. Избранные педагогические произведения. -М.: Гос. уч.-пед. изд-во РСФСР, 1952. – 531 с.
  7. Морозова Е. М., Боровиков Л. И. Основные стадии развития профессиональной культуры педагога дополнительного образования // Формирование культуры личности: потенциал дополнительного образования: Материалы XVI открытых городских педагогических чтений. –Новосибирск: Изд-во «Апостроф», 2016, с. 104-108.