Педагог и ученики: гармония отношений. Быть или не быть?

Номер: 

В современном мире роль педагога претерпела значительные изменения. Сегодняшние дети уже не считают педагога незыблемым авторитетом, не видят в нем человека, который может открыть им какие-то кардинально новые знания. Нынешний мир, где правят социальные сети и существует виртуальное пространство, где любую информацию можно получить простым нажатием одной кнопки компьютера или смартфона, серьезно обесценивает работу педагога-практика. С подобной информационно-методической проблемой сталкиваются многие учителя и преподаватели детских музыкальных школ (ДМШ). Ученики попросту не хотят воспринимать материал, изначально не реагируют на преподавателя как носителя учебно-дидактической информации, могут порой даже во время урока вставлять язвительные реплики: «Я читал об этом в интернете и уже все знаю».

Как же современным преподавателям музыкально-теоретических дисциплин ДМШ найти эффективный подход к обучающимся, как установить эмоционально-положительный контакт и при этом дать качественную подготовку по своему предмету? Для ответа на эти непростые вопросы попробуем выявить и проанализировать некоторые модели и стили преподавания, с большей или меньшей степенью частоты представленные, на наш взгляд, в практическом педагогическом опыте преподавателей музыкально-теоретических дисциплин. Иными словами, воспользуемся методом практического моделирования, который здесь будет вполне педагогически продуктивным [1]. Итак, нам видится возможным выделить, по крайней мере, три стилистически контрастных варианта принципиально возможного построения межсубъектных воспитательно-дидактических отношений педагога и обучающихся [2].

«Педагог-диктатор». Используемая здесь теоретическая модель преподавания дает возможность учителю держать учеников в строгости и вроде бы заставить их уважать его. Но, вероятнее всего, подобный стиль выстраивания взаимоотношений не позволит педагогу-практику выстроить единственно верную коммуникацию с учащимися и не сформирует у обучающихся устойчивый интерес к изучаемому предмету.

«Педагог-друг». Подобный стиль преподавания может оказаться успешным, однако может иметь и определенные отрицательные последствия. Дети, к примеру, начнут воспринимать преподавателя не всерьез. Возможен также переход этико-педагогических границ в общении, что чревато почти полным разрушением учебной дисциплины и невозможностью педагогически целесообразно выстроить целостный образовательный процесс в дидактически продуктивном направлении.

«Педагог-провод». Данная модель преподавания более подходит для лекторской практики, где лектор должен передать определенную информацию большой аудитории. В этом случае педагога не особенно волнует настроение класса и то, как его лично воспринимают дети. Он выступает лишь «проводом» для передачи информационных данных.

В разумных пределах каждая из трех обозначенных моделей имеет право на жизнь. Однако наиболее успешным, по нашему глубокому убеждению, окажется «синтетический» способ гибкого применения всех трех моделей. Если педагог-практик сможет совместить в себе качества «диктатора», «друга» и «проводника», то вполне возможно его ждет профессиональный успех. Хорошая дисциплина и уважение, дружелюбный контакт с учащимися, верная подача материала — все это выступает важными показателями (атрибутами) качественного проведения урока.

Заинтересовать, увлечь, воодушевить учащихся содержанием преподаваемого предмета часто оказывается очень сложно. Я попытаюсь, опираясь на свой собственный опыт практической преподавательской деятельности в Бердской детской музыкальной школе, рассказать о том, как можно эффективным образом привлечь интерес современных детей к предмету «Музыкальная литература».

Дети ХХI века смотрят огромное количество виртуального контента — мультфильмы, фильмы, сериалы, шоу, обзоры видеоблоггеров. Поэтому, чтобы пробудить интерес обучающихся к восприятию академической музыки, можно воспользоваться «методом визуальной стимуляции». Так, предварительно дома посмотреть фрагменты мультсериала «Маленький Моцарт», а затем обсудить на уроке с учениками подходящую к случаю историко-теоретическую проблему. Или посмотреть сериал о жизни Джузеппе Верди, а затем также обсудить его на уроке с учащимися. При этом важно сообща проследить как, какими способами используется музыка Верди в этом сериале.

В настоящее время педагогу нужно строить обучение на интриге. В частности, не до конца договаривать обсуждаемый вопрос, уметь закончить урок как бы на самом интересном месте, пробуждая, тем самым, с одной стороны, желание детей узнать, что будет дальше, а с другой стороны, самим детально выяснить продолжение, а затем обсудить собранную информацию на уроке.

Возможно проводить аналоговые психологические параллели с шоу, где каждый урок будет представлять собой новый выпуск, а учебный год, рассматриваться словно сезон в шоу. Делает ли это стиль преподавания менее академическим, но более похожим на бытовую, массово-развлекательную игру? Вероятно, да. Является ли это действенным методом для пробуждения интереса? Ответ также да.

На одном из уроков, где автор настоящей статьи рассказывал об опере А. С. Даргомыжского «Русалка» один мальчик воскликнул: «Так это прям как в шоу “Пусть говорят”! Постоянные разборки кто кому изменил, кто кого предал и кому отомстил»». Казалось бы, это не самая удачная ассоциация, возникшая в голове ребенка, но тем не менее она сработала для этого конкретного ученика, а в перспективе и для всего класса, ведь на следующем уроке дети «похвастались», что полностью посмотрели эту оперу.

Отвечая на вопрос, сформулированный в заглавии настоящей статьи: «Быть или не быть гармонии отношений между педагогом и учащимися?», с уверенностью отвечу: «Конечно же быть!» Педагог и ученики в принципе могут гармонично взаимодополнять друг друга. И пусть даже современный педагог-музыкант в некоторой степени превращается здесь в шоумена, вынужденного постоянно подстраиваться под желания, настроения и сложившийся образ чувствования своей аудитории. Ясно, что многие из моих сегодняшних коллег не будут согласны со мною и вполне аргументированно поспорят с моими, высказанными в настоящей статье мыслями. Однако, как показывает реальная практика, предложенный здесь методико-вариативный путь, есть, как минимум, верный способ найти контакт и как бы попутно вложить верную и важную информацию в юные умы.

Литература
1. Боровиков Л. И. Внеурочная деятельность: создание   интегративных воспитательных пространств на основе метода практического моделирования. // Сибирский учитель. —2014. — № 4. — С. 5–8.
2. Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. —М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
3. Павликов Д. В. Вариативный индивидуально-типологический подход в преподавании музыкально-теоретических дисциплин в детской музыкальной школе. // Образование и общество: открытая перспектива : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. Т. II. —Новосибирск, Изд-во НИПКиПРО, 2019, с. 67–68.