«Тайны театрального закулисья» для образования и воспитания

Номер: 

Театр. Вы любите театр?
Вы любите театр, как люблю его я?
Т. Доронина

Еще будучи школьницей, я для себя твердо решила, что хочу связать свою жизнь с театром. Свою мечту я осуществила — я получила профессию режиссера, но проработав некоторое время в театре, я поняла, что не могу раскрыть себя в полной мере. Поэтому было принято решение немного поменять сферу своей деятельности, то есть не просто ставить различные мероприятия и спектакли, но и обучать этому детей. Так я стала педагогом в системе дополнительного образования.

Зная, что будущее человечества, в первую очередь, зависит от подрастающего поколения, необходимо большое внимание уделять его культурному воспитанию. Именно системе дополнительного образования отводится значительная роль в социализации детей и подростков, где создается такая среда, направленная на формирование мотивации ребенка к познанию и творчеству.

Главный акцент в своей дополнительной общеобразовательной программе «Тайны театрального закулисья» я делаю на формировании активной личности и воспитании Человека культуры. Ведь важно не только то, что нового познает ребенок внутри театрального коллектива, но и за его пределами, какие отношения у него с родителями, сверстниками, социумом. На мой взгляд, формирование личности невозможно без семьи, поэтому в творческом объединении была сформирована образовательная система: Человек культуры = Культура в коллективе = Культура в семье, где ребенок, семья и педагог — это тандем, в котором сформированы единые ценности и целевые образовательные установки.

В моей программе одной из эффективных форм взаимодействия с детьми является проектная деятельность, которая позволяет, с одной стороны, дать всем обучающимся возможность выбора деятельности, с другой стороны, она позволяет быть педагогу гибким и мобильным, решая конкретные образовательные задачи.

Благодаря реализации педагогического проекта «Театральная семьЯ», направленного на активное вовлечение родителей в образовательную деятельность, у всех участников сформировался опыт работы в команде, опыт совместного творчества. А самым главным достижением стало увлечение родителей и детей театральной жизнью, где каждый играл свою роль.

Одним из важных направлений моей педагогической деятельности является проведение мастер-классов и тренингов по актерскому мастерству в рамках городского проекта «Арт-субботы» в городе Новосибирске. Мне важно делиться своим опытом и перенимать опыт других. Все это позволяет не только развиваться мне как педагогу, но и следить за новшествами в театральной сфере, которые впоследствии я смогу применить в своей педагогической деятельности на занятиях с детьми.

Образовательная программа «Тайны театрального закулисья» соответствует современным запросам детей и взрослых, а также отвечает вызовам общества. Поэтому мною был разработан дистанционный курс, который состоит из актерских и речевых тренингов. Все эти упражнения обучающиеся могут делать в домашних условиях индивидуально, присылая видео или фотоотчеты, а я в свою очередь могу их корректировать и направлять по правильному образовательному маршруту. Для чего все это необходимо? Для того чтобы дети могли заниматься своим любимым делом даже когда у них нет возможности посещать занятия. Такой дистанционный курс позволяет разнообразить содержание программы, появляется возможность проведения занятий в новой форме.

В процессе реализации программы особое внимание уделяю профессиональному самоопределению. Для обучающихся и их родителей проводятся экскурсии по закулисью, виртуальные туры по театрам России, посещение спектаклей, неформальные встречи с творческими людьми, предоставляется информация о возможном продолжении обучения в ССУЗах и ВУЗах, осуществляется помощь в подготовке к поступлению. Несмотря на короткий срок существования творческого коллектива «Мечта», несколько обучающихся всерьез задумались о том, чтобы связать свою жизнь с актерством или режиссурой.

Я считаю, что дополнительная общеобразовательная программа театрального объединения «Мечта» играет большую роль в воспитании и образовании детей и подростков. Возможно, не каждый захочет стать актером, блистать на сцене и купаться в овациях зрителя, но знания и опыт, полученные на занятиях, он всегда сможет применить в обычной жизни, как сказал один японский педагог: «Культура — это то, что остается, когда все остальное забыто».

Список литературы
1. Агапова, И. А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5–11 классы / И. А. Агапова. — Москва : ВАКО. 2006. — 272 с.
2. Афанасенко, Е. Х., Клюнеева, С. А. и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель». / Е. Х. Афанасенко, 2008. — 172 с.
3. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: книга для учителей общеобразоват. Учреждений / Б. М. Неменский. — Москва : Просвещение, 2012. — 240 с.
4. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и репертуар. / Э. Г. Чурилова. — Москва, 2004. — 159 с.

 

Дополнительные файлы: