Активизация профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования в условиях межведомственного взаимодействия

Номер: 

Актуальные задачи обновления содержания дополнительного образования детей, обозначенные в приоритетном проекте «Доступное дополнительное образование для детей» и федеральном проекте «Успех каждого ребенка», современные требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности педагога дополнительного образования [1] предопределяют необходимость поиска новых подходов и вариативных форм профессионально-личностного развития педагогов-практиков.

Одним из эффективных механизмов активизации профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования является межведомственное взаимодействие, в рамках которого происходит взаимообмен творческими методическими находками, педагогическими идеями, современными принципами, моделями и способами организации образовательного процесса. Осваивая такой механизм в экспериментально-поисковом режиме, педагогический коллектив Городского центра дополнительного образования и спортивной подготовки «Лидер» (г. Обь, Новосибирская область) определил для себя ведущий принцип межведомственного взаимодействия — это принцип социального партнерства. Смысловое содержание данного принципа наиболее убедительно раскрыл педагог-исследователь А. И. Сухарев: «Межведомственное взаимодействие, выстроенное на принципе социального партнерства, обеспечивает согласование интересов и возможностей различных сторон, позволяет выстроить эффективные механизмы комплексного решения проблем. Межведомственное взаимодействие — это не просто совместная деятельность, а деятельность во имя достижения общих целей. Базой интеграции целей выступают пересекающиеся интересы взаимодействующих субъектов. Если нет пересечения интересов, то и нет поля для партнерства» [2, с. 6].

Социальное партнерство в условиях межведомственного взаимодействия представляет собой систему цивилизованных общественных отношений, в рамках которых осуществляется совместная организационно-методическая деятельность, основанная на согласовании профессионально-образовательных потребностей, возможностей, способов и форм работы, это система, обеспечивающая взаимовыгодное удовлетворение интересов педагогических коллективов образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности.

Опираясь на вышеуказанный принцип Муниципальным (опорным) центром дополнительного образования города Оби был разработан и успешно реализован в период в 2018 г. по 2020 г. методический проект «Развитие кадрового потенциала сферы дополнительного образования: межведомственный аспект». Цель методического проекта — активизация профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования в условиях межведомственного взаимодействия. Методический проект осуществлялся при научно-методической поддержке кафедры педагогики, воспитания и дополнительного образования НИПКиПРО.

Данный проект фактически осуществлялся посредством объединения кадровых, информационно-методических, программно-дидактических ресурсов образовательных организаций-партнеров, в частности, это: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет»; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А. Д. Крячкова»; государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса»; государственное автономное учреждение культуры Новосибирской области «Новосибирский областной театр кукол»; муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа р.п. Краснообск» Новосибирской области; муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств г. Оби» Новосибирской области; муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Сузунского района «Дом детского творчества»; муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Сузунского района «Сузунская детская школа искусств»; муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Колыванский Дом детского творчества» Новосибирской области; муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детства и юношества» Болотнинского района Новосибирской области; муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества «Факел» поселка Кольцово Новосибирской области и др.

Межведомственное взаимодействие в целях активизации профессионально-личностного развития педагогов дополнительного образования выстраивалось как совместная коллективно-распределенная деятельность различных профессиональных сообществ в формате вариативных профессионально-образовательных форм. Структурно-содержательная модель проектной деятельности включала следующие направления и формы межведомственного взаимодействия:
Среда профессионального общения педагогов дополнительного образования, возникающая в условиях межведомственного взаимодействия, выступала в качестве фактора активизации их профессионально-личностного развития [4]. В процессе эффективного коммуникативно-образовательного сотрудничества педагоги-практики раскрывались, с одной стороны, как носители определенных ценностно-смысловых установок тех реальных педагогических коллективов, в которых они работают, а с другой — общались как уникальные профессионалы и самобытные личности, готовые к творческому взаимообогащению и «самоизменению» в новых условиях.

В процессе проектирования вариативных профессионально-образовательных форм мы опирались на разработанную Л. М. Митиной [5] модель создания оптимальных условий для трансформации деятельности педагогов дополнительного образования, которая предполагает несколько этапов: подготовка, осознание, переоценка и действия.

На каждом из указанных этапов совместная деятельность участников семинаров-практикумов, мастер-классов, педагогических брифингов и др. строилась так, чтобы обязательно активизировалось профессиональное мышление педагогов, осуществлялось это, прежде всего, посредством создания самых разнообразных проблемных стимулирующих ситуаций. В практике организации коммуникативно-образовательного процесса нами применялись следующие типы ситуаций:

  • Ситуации, ориентированные на активизацию процесса самоанализа, сопоставления своего профессионального опыта с опытом коллег из других образовательных организаций, когда педагог самостоятельно определяет для себя задачи взаиморазвивающего партнерства;
  • Ситуации выхода из зоны комфорта, привычных и устоявшихся стереотипов профессиональной деятельности, погружение в поле нестандартный взглядов и способов решения профессиональных задач, стимулирующих поиск и внедрение новых педагогических приемов, механизмов работы с детьми.
  • Ситуации, формирующие пространство новых возможностей профессионального роста педагога, точек «дефицитов» и точек «перспектив», где возникает установка на непрерывное профессионально-личностное развитие и стремление к самосовершенствованию.

Проектирование интерактивных профессионально-образовательных форм с учетом имеющихся потребностей различных категорий педагогических работников сферы дополнительного образования, в частности, применение таких инновационных форм, как встреча педагогических команд, педагогическая экспедиция, виртуальный музей-мастерская способствовали повышению их готовности к творческому применению актуализируемых ресурсов среды профессионального общения, тех специфических ресурсов, которые имеют место в специфическом пространстве межведомственного взаимодействия.

Конструктивно-развивающие эффекты коммуникативно-образовательного взаимодействия педагогов-практиков в условиях межведомственного взаимодействия можно представить в виде системы, по нашим наблюдениям, включающей в себя следующие эмпирически регистрируемые компоненты профессионально-личностного опыта: способность к рефлексии и системному самоанализу профессионального опыта; умение эффективно использовать свой опыт в профессионально-обучающих ситуациях; умение воспринимать и обмениваться новой профессионально значимой информацией; умение устанавливать деловые контакты; готовность действовать в широком диапазоне ролей (аналитик, эксперт, проектировщик, генератор идей и др.); умение четко определять и формулировать свои профессиональные запросы и потребности; умение приоритетно находить общность идей и взглядов в конструктивном диалоге; умение обобщать и корректно оценивать альтернативные мнения и действия своих коллег; самостоятельно определять перспективы своего профессионально-личностного развития и др.

Итак, межведомственное взаимодействие, интеграция конструктивно-развивающих ресурсов учреждений разной ведомственной принадлежности должны способствовать созданию новых методических моделей совершенствования профессионального мастерства педагогов дополнительного образования, ориентированных на продуктивное решение самых насущных задач их профессионально-личностного развития. При всем разнообразии потенциально возможных моделей, в их структуру, по нашей рабочей гипотезе, должны обязательно входить следующие пять компонентов:

  • преодоление педагогами стереотипов и штампов, сложившихся в их профессиональной деятельности, перестройка устаревших профессиональных установок и профессиональной ментальности;
  • овладение новыми способами решения педагогических проблем и новыми приемами профессионального мышления;
  • активизация творческого потенциала педагогов, готовности к инновационным процессам;
  • развитие готовности к овладению новыми, современными методиками и технологиями профессиональной деятельности;
  • мотивация к непрерывному профессиональному саморазвитию и самореализации.

Список литературы
1. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей взрослых" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/
2. Сухарев А. И. Теоретические и методологические основы социологии социального партнерства // Социология социального партнерства: Сборник научных статей / НИИ регионологии при Мордовском гос. ун-те; отв. ред. А. И. Сухарев. Саранск: [б.и.], 1999. 156 с.
3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/ media/files/ipA lNW42XOA.pdf.
4. Лапковская С. А. Повышение квалификации педагогов-воспитателей конструктивно-развивающий потенциал среды профессионального общения: монография / С. А. Лапковская: под науч. ред. Л.И. Боровикова. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2012, 172 с.
5. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 28–38.

Дополнительные файлы: