Категоризация фактов опыта, или Баддинг-портфолио коллектива

Номер: 

Дом детского творчества имени Володи Дубинина — старейшее учреждение дополнительного образования детей города Новосибирска. На сегодняшний день у нас накоплен огромный теоретический, методический и практический опыт по системной организации целостного образовательного процесса. И мы, не таясь, щедро делимся своими творческими методическими находками с коллегами, родителями и будущими педагогами. Ведь презентуя свой опыт, мы таким образом совершенствуемся, растем, движемся к еще более высоким горизонтам профессионализма. Празднование 75-летия нашего учреждения в очередной раз сподвигло нас поделиться своими инновационными методическим наработками, в частности, кратко представить здесь технику баддинг-презентации творческих методических достижений педагогического коллектива.

Немаловажно отметить, что более половины состава нашего сегодняшнего педагогического коллектива имеет стаж профессиональной деятельности более 20 лет. Есть среди таких опытных педагогов и выпускники нашего учреждения, прочно связавшие свою жизненно-профессиональную судьбу с Alma mater — Домом детского творчества им. В. Дубинина.

Внутрикорпоративная система развития профессионального мастерства педагогических кадров, сложившаяся в нашем доме творчества [1], направлена на активизацию у всех практических педагогических работников стремления к достижению самого высокого воспитательно-дидактического мастерства в сфере дополнительного образования, нацелена на укрепление желания стать полноправными субъектами собственной творчески ориентированной педагогической деятельности. Для логически последовательного восхождения на столь высокий рубеж профессионализма, педагогическому коллективу нашего образовательного учреждения пришлось пройти весьма долгий путь — реализовать целый ряд концепций и программ развития, начиная с середины 90-х годов прошлого века. В итоге был достигнут теоретически еще пока нами слабо проработанный статус «профессионально зрелого педагогического коллектива». Слаженная работа такого коллектива, как оказалось, имеет свои особые законы, свои особые организационно-управленческие принципы, условия и механизмы [2].

Профессионально зрелый педагогический коллектив современного учреждения дополнительного образования, по нашему глубокому убеждению, должен обязательно выступать источником, порождающим новые формы социально-профессионального роста практических педагогических кадров (проще говоря, формы взаимообмена накопленным опытом). Они, явственно порой заявляя о себе, могут пока не иметь соответствующего понятийно-терминологического оформления. Поэтому-то и возникает в практической педагогике острая нужда в так называемой «категоризации» [3]. Действительно, современная наука не всегда успевает охватить понятийно-терминологическим аппаратом всю полноту явлений практической педагогической действительности. «Скрытое содержание» [4], «скрытая педагогическая реальность» [5] — такими и им подобными терминами нынешние, вполне авторитетные, ученые, робко пытаются зафиксировать эти новые перспективные тенденции в выстраивании культурно-психологических (в том числе и профессионально-образовательных) отношений. Наши опытные педагоги и методисты тоже стараются внести свой скромный вклад в дело разработки обновленного понятийно-категориального аппарата, фиксирующего факты возникновения относительно новых форм трансляции передового педагогического опыта.

К числу таких форм мы и относим рассматриваемый здесь «методический баддинг». Баддинг (от англ. buddying — товарищество) — одна из современных форм неформальной, дружеской психоэмоциональной поддержки опытными сотрудниками той или иной конкретной компании, службы, организации, предприятия вновь принятых на работу новичков. Мы взяли на себя смелось модифицировать эту форму и ввести в управленческий организационно-педагогический оборот термин «методический баддинг», понимаемый как спонтанное, строго нерегламентированное обучение творческому методическому мышлению начинающих педагогов на примере более опытных коллег, хорошо знающих воспитательно-образовательные традиции нашего коллектива, профессиональные уклад его жизни.

Здесь возникает логически правомерный вопрос: «Почему мы сделали акцент именно на методической составляющей профессионализма практических педагогических кадров?» Дело в том, что это, так сказать, наиболее «видимая» и сразу понятная для педагогов-новичков часть профессионального педагогического опыта. Она, по нашим многочисленным наблюдениям, действительно, способна вдохновить, поддержать у начинающих педагогов интерес к практическому педагогическому творчеству в ходе самостоятельной реализации дополнительных общеразвивающих программ различной предметной направленности. Но блестящий методический опыт наших педагогов-мастеров, накопленный ими за многие годы творческой педагогической деятельности, может невольно и «отпугнуть» педагогов-новичков, возбудив у них коварное неверие в свои силы, в какой-то момент угасив возникшее было желание достигнуть столь высоко заданной методической планки, граничащей с требованиями, всегда условно фиксируемой в российской научно-педагогической традиции термином «искусство».  

Мы глубоко чтим концептуальное методологическое утверждение основоположника отечественной научной педагогики К. Д. Ушинского, которой в свое время написал: «Передается мысль, выведенная из опыта, но не самый опыт» [6, с. 143]. Как сегодня это следует понимать? Здесь, думается, необходимо говорить о творческой педагогической мысли, категориально оформленной в виде идеи. Ведь, напомним, идея (гр. idea — «понятие») — это, прежде всего, четко cформулированная мысль [7, с 223]. Этого-то нам часто и не хватает. А индивидуальная стихийно-спонтанная передача творческого методического опыта принципиально возможна, но статистически малопродуктивна, если думать о гораздо большем числе вдохновляемых педагогов-новичков. Поэтому-то и нужна категориально оформленная и методически ориентированная схема, имеющая свое четко заданное целевое предназначение. Базовый элемент такой схемы как раз и представлен нами ниже.

Любая методическая новация подтверждает свою подлинную жизнеспособность в сугубо конкретных условиях практического педагогического бытия. Технология «Методический баддинг» не представляет здесь какого-либо исключения. Конечно, можно сформулировать немалое число отдельных, частных, важных и даже, возможно, исключительно необходимых организационно-педагогических и методико-психологических условий для экспериментального апробирования этой нашей технологической модели в разнотипных условиях жизнедеятельности как вновь созданных, так и профессионально зрелых педагогических коллективов. Мы же укажем здесь лишь на самое главное, по нашему мнению, самое основное, ключевое условие, определяющее общий успех дела.

Итак, ожидаемого профессионально-развивающего эффекта не будет, если, на наш взгляд, не будет особым образом теоретически, методически и практически подготовленного коллектива. Обратимся к примеру. В нашем образовательном учреждении такая работа (включая и создание стимулирующего баддинг-портфолио) попадает в общую систему внутрикорпоративной учебы коллектива, предполагающую оперативную психологическую поддержку индивидуально варьируемого процесса развития практических педагогических кадров. Назовем для иллюстрации несколько характерных форм, своего рода, элементов такой системы.

Прежде всего, в начале каждого учебного года все практические педагогические работники получают в личное распоряжение своеобразный инструмент-планнинг — «Тетрадь педагогического работника». Она тщательно методически выверена с учетом планируемых задач предстоявшего периода времени. Содержит как обязательные разделы: задачи, перечень необходимых документов, которые готовит педагог в течение года, циклограмму работы, основные мероприятия учебного года, удобную сетку планирования, полезные телефоны; так и вариативную часть, которая меняется каждый год. Это выдержки из актуальных нормативных документов, методические рекомендации и схемы, направленные на решение задач учебного года, положения текущих мероприятий и другое. Тетрадь становится своеобразным методическим навигатором для педагога, помогает ему грамотно спланировать как свою образовательную деятельность, так и личную профессиональную траекторию.

Вот уже несколько лет в нашем учреждении проходит методический фестиваль-конкурс «Есть идея!». Его задачи — активизация информационно-методической деятельности педагогов; стимулирование роста профессионального мастерства участников конкурса; выявление и поддержка лучших и оригинальных образцов методической продукции педагогов Дома творчества. Конечно, сама идея конкурса методических материалов не нова. Но в нашем учреждении, пожалуй, акцент с заданной необходимостью делается на слове «фестиваль». Потому что это, в первую очередь, широкий показ достижений методического мастерства педагогов: открытые занятия, презентации, мастер-классы, на которых педагоги демонстрируют свои творческие педагогические идеи, щедро делясь наработками со всеми представителями педагогического коллектива. В результате мы получаем не только стимуляцию методического творчества, но и интерактивный вариант внутрикорпоративного обучения.

В завершении хочется отметить, что важнейшей ситуативно-тактической составляющей нашей внутрикорпоративной системы профессионального обучения является создание условий для раскрытия индивидуальности педагога, для актуализации его внутренних творческих резервов и возможностей. И представленное в настоящей статье баддинг-портфолио как раз и иллюстрирует категориально (понятийно-терминологически) оформленные в ходе методического осмысления своего опыта оригинальные, а фактически — авторские, идеи наших опытных педагогов-стажистов по наиболее успешному решению ими актуальных образовательно-воспитательных задач дополнительного образования. Именно так каждый член нашего профессионально зрелого педагогического коллектива может пройти технологически многократно проверенный путь: 1) знакомство с оригинальным методическим багажом более опытных коллег; 2) совместное дружественное взаимообучение; 3) дальнейшее осознание своих собственных воспитательно-дидактических идей; 4) трансформацию понравившихся идей и плоскость практического педагогического опыта; 5) оформление их в завершенный (убедительно презентуемый) методический продукт.

Список литературы
1. Третьякова Л. В., Колышкина Т. И., Боровиков Л. И. Создание внутрикорпоративной системы непрерывного развития профессионализма педагогических кадров // Сибирский учитель. — 2013. — №1. —С. 28–31.
2. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования на рабочем месте: Научно-практическое пособие / Под ред. Л. И. Боровикова, Т. И. Колышкиной. —Новосибирск: Изд-во «Апострофъ», 2013. — 148 с.
3. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. —М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. — 176 с.
4. Фрумин И.Д. Скрытое содержание — новая исследовательская программа // Новые ценности образования (Контексты и подтексты образования). — 2006. — Вып. 5–6 (28–29). — С. 84–86.
5. Остапенко А. А. Hidden curriculum (скрытая педагогическая реальность) как подтекст педагогической системы // Новые ценности образования (Контексты и подтексты образования). — 2006. — Вып. 5–6 (28–29). — С.103–113.
6. Ушинской К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах. Т. I. Теория воспитания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1946. — 655 с.
7. Большой словарь иностранных слов. М.: Изд-во «Центрполиграф», 2001. — 816 с.