Празднование дня рождения ребенка в семье. Как сделать долгожданный праздник волшебным

Номер: 

У каждого из нас день рождения — это уникальный праздник и уникальная дата! Мы так привыкли отмечать день рождения, что, кажется, этот праздник существовал всегда.

В России день рождения считается торжественным днем и является любимым для большинства людей праздником, но отмечать его стали только в XIX столетии. До этого времени большее внимание уделялось празднованию Именин. Но и Именины начали справлять только в XVII в. Именины праздновались с подлинным размахом. Гостей угощали пирогами, калачами и караваем. В честь именинника пели песни. В XIX в. дворяне и купцы стали отмечать и День своего рождения. И только в XX в. этот праздник стал традиционным семейным торжеством и приобрел большое значение. В каждой стране и в каждой семье есть свои традиции празднования дня рождения. И везде они по-своему интересны.

В нашей большой семье принято интересно отмечать день рождение каждого члена семьи, обязательно в соответствии с тем, какие у него на данный момент есть увлечения. Конечно же, особое место занимают дни рождения детей. Ведь для них это волшебный день и чудо они ждут уже заранее. А волшебники этого дня — это мы, родители.

На данный момент мы счастливые родители двух сыновей 7-и и 2-х лет. Отмечать дни рождения мы начали уже с самого первого года. И я хочу поделиться нашим опытом, накопленным за 7 лет празднования дней рождений своих детей, а также детей наших друзей и родственников. Обратимся к стремительной хронологии детской жизни.

Итак, начнем с самого первого года. Первый день рождения ребенка — это праздник мамы, праздник родителей. Повышенное внимание к ребенку в этот день, скорее всего его напугает. Ведь, представьте себе, если задуматься и посмотреть на мир глазами ребенка, то становится ясно: вдруг в мирную и размеренную жизнь ребенка вдруг внезапно врывается много родственников и друзей родителей, которые почему-то обязательно хотят подержать его на своих руках, потискать, сфотографироваться, и при этом зачем-то нужно смотреть на ту тетю и улыбаться.

В нашей семье в этот день принято поздравлять родителей, проводить игры и викторины со взрослыми. Общая фотография со всеми гостями и серия снимков играющего ребенка, пополняют семейный фотоархив.

Вот ребенку два года. Кажется, что он уже вырос, все понимает, и можно даже устроить тематическую вечеринку и пригласить аниматора с часовой программой. Но, скорее всего, к аниматору он будет привыкать первые минут 15, потом 15 минут поиграет с ним в интересные игры, а потом займется своими привычными делами. Проанализировав различный опыт празднования 2 лет, мы в своей семье решили, что на 2 года ребенку с его гостями будет интересно побывать зрителем в домашнем кукольном театре. С удовольствием малыши смотрят хорошо известные им сказки: «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка», «Три поросенка», а также помогают героям петь песенки, отвечать на вопросы, дуть вместе с волком на домик. Героями наряжаются родители или близкие родственники. В качестве героев мы иногда используем перчаточных кукол или вырезаем напечатанных героев из бумаги. Спектакль занимает 7-10 минут, поэтому дети с интересом досматривают его до конца. Во второй части праздника проводим игры, подходящие по возрасту: «Волшебный мешочек», игры-потешки, например «Где мои ручки?», игры-имитации. Это уже знакомые ребенку игры, в которые он регулярно играл со взрослыми. Игр должно быть не много по количеству, они должны быть небольшими и обязательно добровольными. Даже если именинник отказывается играть, можно поиграть с остальными гостями.

Три года. В этом возрасте ребенок уже начинает понимать смысл дня рождения. С этого возраста на празднике уже может появляться какой-нибудь персонаж, обязательно знакомый (мультгерой, котик, собачка, кролик), который будет играть с именинником и гостями. Бывает, что родителям хочется удивить свое чадо, и они приглашают на день рожденье ростовую куклу, но большинство трехлеток обычно пугаются такого огромного персонажа, лучше придержать свое желание еще на год. Игры, в которые хорошо играют малыши в три года: «Где цвет?», «Подбери пару», игры с волшебным парашютом.

Время летит, и вот на пороге уже 4 года. В этом возрасте ребенок уже точно понимает, что близится день, когда он сможет гордо сказать, что ему не 3, а 4 года. И он ждет, когда же наступит это время. Вот в этот момент можно начать вводить календарь ожидания праздника. Такие календари изначально появились в европейских странах и были задуманы как ожидание Рождества. Мы в своей семье используем эту идею для отсчета дней до какого-либо события, чтобы помочь ребенку справится с ожиданием. Вешаем коробочки, мешочки, или конвертики по количеству оставшихся дней, и складываем туда «сюрпризик» (сладость, наклейки, задание). В возрасте 4-х лет календарь небольшой, всего 3 дня, но он приближает ощущение праздника. Информацию о подобных календарях сейчас легко найти в интернете. Сам праздник в этом возрасте продолжительнее, чем в три года. И праздник уже можно разделить на 2 части. Первая часть небольшая 10-15 минут, для путешествия к праздничному столу. Вторая часть проводится после того, как дети поели и готовы играть. Время игр 30-40 минут. Детки уже способны держать сюжетную линию, поэтому праздник может быть объединен одной идеей. Ориентироваться надо на интерес конкретного ребенка.

Например:

  • Приключения колобка, его встреча с героями, и счастливый конец.
  • Путешествие паровозика (самолета, автобуса) и остановка на разных игровых станциях.
  • Отвести Красную шапочку к бабушке через лес.

В течение праздника дети вместе с ведущим останавливаются по сюжету путешествия и выполняют игровые задания. Примерные игры для этого возраста: «Кошки-мышки», собери картинку-пазл (3-4 части, чтобы не затягивать праздник), проползи через тоннель (из столов, стульев, ткань с прорезями).

В 5 лет ребенок уже знаком со сменой времен года, понятием календаря. Знает, в какое время года у него день рождения, начинает о нем спрашивать за несколько месяцев. Но пока ему трудно понять, что такое месяц или два по продолжительности. Можно ему предложить ждать какую-то примету времени года, или семейное событие, и уже потом ждать день рождения. Например,

  • После того, как выпадет первый снег.
  • После того, как распустятся почки на деревьях.
  • После того, как мы съездим в гости к бабушке.
  • После папиного дня рождения.

Календарь ожидания может быть увеличен до 5 дней, зависит от желания мамы и особенностей ребенка.

Опираясь на возрастные особенности и интересы, умения ребенка определяется сюжет праздника.

  • Ребенку нравится разгадывать загадки — составляем праздник-путешествие с разгадыванием ребусов, задачек.
  • Ребенку нравится мастерить что-то руками — добавляем в праздник мастер-класс.
  • Ребенку нравится переодеваться — наряжаем всех гостей в сказочных персонажей, или в индусов с бусами и платками.

Ребенок на своем дне рождения должен быть успешен. С одной стороны он может узнать что-то новое, но с другой стороны, этот день можно использовать как подведение итогов ранее изученного. Когда у детей появляется возможность применить ранее полученные знания, они делают это с удовольствием и воодушевлением.

С возраста 5 лет дети обычно уже хорошо запоминают свой день рожденья и любят пересматривать фото и видео этого дня. Мы стараемся, чтобы в семейном архиве обязательно появились фотографии с праздника, и оформляем либо в фотоальбом или фотофильм.

Подход к празднованию 6, 7 дня рождения, в целом, тот же самый: выясняем возрастные особенности ребенка, определяем его интересы, зону ближайшего развития, формируем идею праздника. Теперь добавляется то, что с ребенком необходимо советоваться и обсуждать идею, сюжет и план его дня рождения.

Постепенно, из года в год ребенок превращается из участника своего дня рождения в того, кто планирует праздник сначала с родителями, потом берет на себя больше ответственности за программу в этот день, далее способен сам придумать идею праздника, провести его для себя и помочь провести праздник для младших детей.

Детям любого возраста очень нравится, если взрослые принимают участие в празднике вместе с ними, а не являются сторонними наблюдателями. В этом случае день рождения превращается в настоящее семейное дело.

Далее приведу некоторые подсказки для успешной подготовки праздника.

 

Методические подсказки для подготовки праздника

  1. Продумать утро дня рожденья. Комнату можно украсить воздушными шарами. Ребенку под подушку положить подарок от Ангела-хранителя или Феи. Это может быть маленькая игрушка для ребенка и сладость, по количеству домочадцев. Проснувшись, ребенок обнаруживает под подушкой подарок и идет делиться. Ангел-хранитель (Фея) любит, когда делятся своим счастьем. В этот момент у ребенка формируется ощущение, что праздник становится радостнее от того, что можно поделиться своими эмоциями.
  2. Решить, где будет отмечаться праздник (дома, на природе…). От этого зависит и количество гостей, и формат праздника, и возможный сюжет.
  3. Определить время проведения праздника. Если ребенок маленький, необходимо учесть его сны. Оптимальная длительность всего дня рожденья от 1,5 до 3 часов, зависит от возраста ребенка.
  4. Определиться с количеством и составом гостей. На детский праздник лучше приглашать детей-гостей из расчета количество лет ребенку +1.
  5. Составить меню для праздничного стола. Так как праздник детский, то угощения на столе для детей. На день рождения ребенка не нужно готовить тяжелые и трудно перевариваемые блюда. Удобно сразу детям по тарелкам разложить их порции. После детского стола можно устроить и угощение для взрослых. Либо детей посадить за отдельный столик.
  6. Подготовить сценарий дня рождения или план праздника.
    • Продумать весь ход праздника, распланировать время и список необходимого реквизита. Интересно если праздник объединен какой-то тематикой (бабочки, поиск клада, весна, сказка, волшебники…)
    • Продумать пригласительные билеты, где указать событие, место проведения, время. Можно указать, что на празднике отведено специальное время для дарения подарков, указать примерный ход мероприятия. Время для подарков отводится отдельно, чтобы ребенок не отвлекался на подарки в течение праздника. После окончания праздника можно выделить время для свободной игры и рассматривания подарков.
    • Продумать оформление места проведения праздника. Это могут быть шары, стенгазеты, серпантин.
    • Придумать, как встретить гостей и чем их можно занять, пока ждете остальных. Настольные игры, лото, домино, пазлы.
    • Игрушки на время праздника лучше убрать.
    • Продумать музыкальное оформление праздника.
    • Придумать призы победителям и утешительные сувениры, если будут какие-то соревнования.
    • Подробно продумать, как рассказать детям, что собой представляет каждый конкурс или игра, и что от них требуется.
    • Найти коробку или большой мешок для подарков.
    • Придумать, что ребенок может подарить гостям в ответ от себя в знак благодарности. Карманные календари с фотографией именинника, мыльные пузыри, воздушные шары, сладость.
  7. Приготовьте торт, свечи и спички. Это может быть купленный или постряпанный самостоятельно торт.

Примерный ход праздника. День рождение 5 лет.

  1. 10:00 –10:30 Встреча гостей, предварительные развлечения
  2. 10:30 – 10:45 Путешествие к столу.
  3. 10:45 – 11:00 Детский стол, горячее.
  4. 11:00 – 12:00 Игровая программа.
  5. 12:00 – 12:20 Сладкий стол, поздравления, вручение подарков.
  6. 12:20 – 12:30 Ответные подарки гостям.
  7. 12:30 – 13:00 Свободная игра, проводы гостей.

Таким образом, день рождения выполняет несколько различных функций. С одной стороны развлекает, с другой — развивает с годами самостоятельность, умение планировать, фантазировать, анализировать свои интересы и интересы гостей. Так же в день рождения мы, родители, составляя программу праздника, получаем возможность подвести итоги полученных ребенком знаний, проверить его навыки в действии, посмотреть и спрогнозировать дальнейшие наши действия на следующий год.

Описание игр

«Волшебный мешочек». В красивый мешочек складываются различные предметы. Это могут быть фрукты, мелкие игрушки, насекомые. Ребенок с открытыми или закрытыми глазами засовывает руку в мешочек, определяет на ощупь, какой предмет ему достался.

«Где мои ручки?»

У меня пропали руки. Где вы, рученьки мои? (Ребенок прячет руки за спиной.)

Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять. (Показывает руки.)

У меня пропали уши. Где вы, ушеньки мои? (Закрывает уши ладошками.)

Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять. (Показывает уши.)

У меня пропали глазки. Где вы, глазоньки мои? (Закрывает глаза ладошками.)

Раз, два, три, четыре, пять — Покажитесь мне опять. (Убирает ладошки от глаз.)

Игры-имитации. Летать, как птички. Ходить, как кошечки. Жужжать, как пчелки. Топать, как слон.

«Где цвет?» Показать карточку с цветом или назвать цвет, и попросить найти в комнате или на одежде этот цвет.

«Подбери пару» Есть несколько вариантов игры. Необходимо находить одинаковые (по цвету, по форме) предметы на картинках. При другом варианте необходимо подобрать пару, например, курочка-цыпленок, стол-стул.

Игры с волшебным парашютом. Волшебный парашют - это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных секторов, у которой по кругу расположены ручки. Можно использовать любую легкую ткань. За ткань можно держаться и делать волны от больших до маленьких. Можно прятаться под ней, пробегать.

«Грибок». Один из вариантов игры с волшебным парашютом.

Все держатся за ручки парашюта, и плавно поднимают его три раза, и на третий раз все, не отпуская ручки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается сверху на всех.

Дует-дует ветерок,

Заходите под грибок!

Таблица "День рождение «Путешествие в Древний Египет». Возраст 7 лет"