Актуализация творческого потенциала учащихся-подростков в период каникулярных профильных смен

Аннотация. С позиций комплексно-целевого подхода составлена методическая характеристика нескольких реально апробированных каникулярных профильных смен, ориентированных на социальную практику, обеспечивающую формирование педагогически прогнозируемого опыта растущей личности

Ключевые слова: дополнительное образование; социальные практики; социальный опыт обучающихся; каникулярные профильные смены; комплексный программно-целевой подход.

Одной из ключевых задач образования в целом, и, в том числе дополнительного образования, является воспитание социально ответственной личности. Для решения этой государственной задачи учреждению дополнительного образования необходимо внедрять в свою работу методы и технологии, способствующие успешной социализации детей и подростков, их позитивной социальной адаптации. В данном случае нам представляется целесообразным использовать понятие «социальные практики», которое не является абсолютно новым, но становится все более актуальным в современной действительности [3].

Термин «практика» указывает на то, что необходимо не просто научить ребенка комфортно взаимодействовать с социумом, но и дать ему возможность погрузиться в какую-либо жизненно-профессиональную ситуацию, «прожить» ее, получить практический опыт.

В муниципальном подростковом клубе (МПК) «Ритм», являющемся структурным подразделением МБУДО Центр «Юность», одной из форм интегративных социальных практик являются профильные смены, которые проходят в каникулярный период. В клубе создаются такие условия, чтобы каждый ребенок через разные виды деятельности смог на практике испытать свой творческий потенциал, «примерил» различные социальные роли, развил компетенции самосовершенствования и социально-культурного взаимодействия. Данные профильные смены проходят в условиях временного детского коллектива, что также является специфическим социальным и психологическим опытом для детей.

Педагогическим коллективом МПК «Ритм» разработана комплексная программа «Будущее сегодня», которая в настоящее время содержит три целевые подпрограммы: «Путь к мечте»; «Мое завтра»; «#Путь_к_успеху». Проанализируем каждую из них.

Главный посыл программы «Будущее сегодня» — вопрос «Кто я?». Причем целью программы определены не только профориентация и профессиональное самоопределение детей, но и предоставление возможности ребенку приобрести успешный коммуникативный опыт в различных профессионально-ориентированных ситуациях.

«Путь к мечте» — профильная смена, предлагающая стать архитектором инфраструктуры досуга. Для подростков (средний и старший школьный возраст) требования к месту проведения досуга, сложны и разнообразны. Целью программы стало развитие творческих способностей у обучающихся через привлечение их к процессу проектирования дворовой площадки и выполнения макета. В течение данной профильной смены участники создали образ дворовой площадки, удовлетворяющей интересы представителей разных направлений молодежной культуры, мотивирующей к социальному и физическому развитию и общению. В качестве места расположения была предложена реальная территория микрорайона «Родники». Создание макета стало групповой работой детей в обстановке художественной мастерской. Коллективная работа в разновозрастной группе позволила сформировать культуру общения, проявить коммуникативные навыки и уважительное отношение друг к другу. Дети расширили свой кругозор, приобщившись к реальным проблемам архитектурного творчества.

Также в ходе работы над макетом дети познакомились с новыми видами художественного труда, применяли различные инструменты и приспособления, овладели практическими навыками в разных видах декоративно-прикладного творчества. Необычность проекта, возможность примерить на себя обязанности взрослых стимулировали формирование у детей постоянной, устойчивой мотивации к творческой деятельности.

«Мое завтра» — профильная смена, дающая возможность попробовать себя в профессии художника-декоратора. Цель настоящей профильной смены — активизация интереса к профессиональному самоопределению через создание полуобъемной композиции «Глубины океана».

В процессе работы участники профильной смены узнали историю профессии декоратор и ее особенности, заложив еще одну «ступеньку» в свое жизненно-профессиональное самоопределение. В частности, ребята научились планировать свою деятельность и доводить ее до конца.

При нестандартной форме работы и комбинировании различных техник у участников появилась возможность мыслить более смело, свободно, проявлять способности и укреплять уверенность в себе и своих силах.

«#Путь_к_успеху» — профильная смена, направленная формирование мотивации на успех школьников через профессиональный опыт других людей, которые достигли в своей профессии определенных результатов и могут поделиться «историей своего успеха». Цель программы — активизировать процесс профессионального и личностного самоопределения учащихся, выявления и определения жизненных ценностей, профессионального ориентирования и прогнозирования. В приглашенными гостями стали представители следующих профессии: хореограф, врач, диетолог, шеф-повар, вокалист, актер, фотограф, психолог, визажист, фитнес-тренер, музыкант. Каждая встреча с гостем проходила в три этапа:

1-й этап. Знакомство: гость рассказывал о себе, своей деятельности, своем пути, победах и неудачах. Дети задавали вопросы, которые их интересовали, главным из которых, как оказалось, являлся «Кто для вас успешный человек?»

2-й этап. Погружение: участники пытались раскрыть особенности той или иной профессии практически. Фитнес-тренер провел тренировку, с художником нарисовали картину в графике, а также прошли актерский, ораторский и психологический тренинги и мастер-классы.

3-й этап. Итоги: дети анализировали и размышляли о том, почему они хотели бы или нет связать свою жизнь с этой деятельностью.

Программа «#Путь_к_успеху» — это идеальное сочетание теории и практики, результатом которой стало создание реальных творческих проектов совместно с профессионалами. Также в течение всей программы участники вели блог в Instagram, в котором отмечали свои шаги к успеху и комментировали истории успешных людей.

Необходимо отметить, что каждая подпрограмма обязательно включает в себя диагностический инструментарий, позволяющий оценить результаты смены. Как правило, основные инструменты оценивания — анкетирование и наблюдение, а важнейший показатель реализации социальных практик в МПК «Ритм» — это эмоциональное благополучие детей.

Таким образом, осваиваемые социальные практики позволяют детям проявить свою инициативу, самостоятельность, развивают коммуникативную культуру, повышают мотивацию к творческой и исследовательской деятельности. Участники программы приобретают широкий круг знаний и умений, позволяющих ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни, подготовиться к ответственному выбору профессионального жизненного пути.

Список литературы

1. Логинова, Л. Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. —М.: Агентство «Мегаполис», 2012. — 392 с.
2. Золотарёва, А. В. Управление развитием учреждения дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. —Ярославль: Изд-во ЯГПУ, — 314 с.
3. Бухман, К. С. Социальные практики как средство повышения ответственности жизненно-профессионального самоопределения обучающихся // Воспитание социально ответственной личности средствами дополнительного образования: Материалы областных педагогических чтений. —Новосибирск: «Апостроф» — 2020. — с. 33–36.