Формирование географической культуры личности в условиях малого города. Послание профессиональному сообществу

Аннотация. Обозначены актуальные методологические и методические аспекты совершенствования системы туристско-краеведческой деятельности в рамках авторского этико-педагогического проекта «Моя малая Родина».

Ключевые слова: туристско-краеведческая деятельность; культурно-развивающий потенциал малого города; географическая культура личности; методическое мастерство педагога

Я много лет работаю педагогом дополнительного образования в ЦДО города Искитима. Реализую в детском творческом объединении «Моя малая Родина» дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую») программу туристско-краеведческой направленности «Мой дом — мой край». Финальный этап Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», в котором мне предстоит участвовать, задает нам особого рода формат представления своего опыта — Послание профессиональному сообществу. Вот рабочий проект моего будущего выступления.

***

К началу ХХI века на Земле, казалось бы, практически не осталось мест, где бы не ступала нога географа-исследователя. По глубоко устоявшемуся мнению подавляющего большинства жителей малых российских городов — на планете Земля для романтических открытий «белых пятен» сегодня остается все меньше и меньше места. Это не совсем так. Вот факты. В современном мире на помощь пытливому географическому уму приходят, например, новейшие технологии геохимии и геофизики, съемка с космических спутников, аэрофотосъемка и др. Так, к примеру, любознательные российские школьники, используя доступные им современные технические возможности, недавно открыли новый остров у берегов архипелага Новая Земля, а ученые-исследователи обнаружили у берегов этой же Новой Земли еще не изученное теплое течение. Для географа-исследователя, да и для настойчивого любознательного ученика случившаяся удача открытия — хорошо, но прочно усвоенная географическая культура личности, на мой взгляд, гораздо лучше. В этом я стремлюсь убедить своих воспитанников.

Человек XXI века немыслим без географической культуры. Географическая культура личности, ее основания, бесспорно, закладываются в процессе школьного географического образования, стратегический целевой замысел которого — воспитание культурного человека, способного на объективных, научно достоверных данных достаточно свободно ориентироваться в окружающей природной и социальной среде.

Немало препятствий для воспитания географической культуры личности ставит перед нами современная жизнь. Здесь уместно вспомнить и уменьшение количества часов географии в школьном учебном плане, и косвенное «обесценивание» самого предмета (география исключена из перечня вступительных экзаменов во многих, даже профильных, ВУЗах России) и др. Но ведь есть еще и уникальное дополнительное образование, позволяющее, на наш взгляд, качественно и адекватно решать проблему воспитания человека с прочно сформированной географической культурой личности [1].

Географический компонент личности культурно воспитанного человека, к эффективному формированию которого я стремлюсь вот уже много лет, имеет свою специфику. Прежде всего, исключительно важен в эффективном выстраивании географического воспитания личный пример преподавателя-педагога. Поэтому никаких заскорузлых методических штампов в деле воспитания основ географической культуры личности обучающихся быть не должно в принципе. От педагога как носителя исходных базовых методико-географических начал требуется увлеченность, неподдельная искренность, любовь и огромная преданность своей профессии, нужна и непрерывная, настойчивая, целеустремленная работа над собой и как географом-исследователем, и как человеком высокой личностной географической культуры.

Что сегодня, в период активных политических преобразований в российском обществе, в период перестройки науки и стратегического обновления всей системы общего и дополнительного образования детей является наиважнейшим источником и ключевым механизмом развития феномена географической культуры личности? Уверена — творчество. Творчество каждого из основных субъектов образовательного процесса. Причем факт удачно воплощенной в жизнь творческой индивидуальности конкретного педагога-географа является, по моему мнению, исключительно важным ресурсом для эффективного обучения и воспитания подрастающего поколения. Творческое межличностное взаимообогащение сегодня крайне важно. Как во взаимоотношениях детей, так и во взаимодействии педагогов. Лично я при встрече с любым творчески состоявшимся коллегой из самых различных регионов и точек мира, стараюсь понять, если хотите, «расшифровать» его индивидуальную формулу успешной воспитательно-географической деятельности. Ищу в составе его индивидуального профессионального опыта своего рода универсальный, логически выстроенный конструкт, представляющий собой, условно говоря, «общекраеведческую» технологическую схему, соответствующую исконной природе современного детства. И когда мне это вдруг удается — я искренне радуюсь такой, как правило, мастерски сконструированной (потенциально, думаю, авторской) системе работы. Многому учусь на ней.

Убеждена я также в том, что системная интеграция различных образовательных ресурсов, будь то естественнонаучные или гуманитарные дисциплины, дает уникальный шанс для развития общей географической культуры личности ребенка. В этом я вижу большие потенциальные возможности для качественного обновления всей сегодняшней системы дополнительного географического образования наших детей.

К тому же, я предполагаю, что динамика развития воспитательно-географического опыта многократно усилится, если средствами краеведения удастся достичь педагогически продуктивного взаимосопряжения целого ряда современных научных и цифровых дисциплин, актуализирующих социально-психологические особенности современного детства.

Мы живем в информационно открытом обществе, где создаются новые интеллектуально-развивающие технологии. Как продуктивно использовать их культурно-развивающий потенциал в дополнительном образовании и, конечно же, туристско-краеведческой деятельности? Этот актуальный теоретико-методический вопрос требует разработки многих принципиально новых методических проблем, внедрения в практику дополнительного образования таких передовых инновационных технологий, которые позволяли бы оперативно получать информацию из различных регионов земного шара по интересующей детей проблеме, например, обеспечить иллюстративный показ из музея уникальной картины или демонстрацию из зоопарка редкого животного, получать доступ к самым разнообразным источникам информации, к отраслевым базам данных в области экономики, науки, образования, культуры и других областей, а также к правительственным, университетским, общественным, коммерческим базам и региональным хранилищам информации, наконец, позволит общаться с коллегами, специалистами, работающими в самых разнообразных сферах географического образования и прикладного регионального краеведения.

Я глубоко убеждена, что только реальное практическое взаимодействие ребенка с объектами живой и неживой природы, может помочь ему на глубоком личностно-смысловом уровне постичь удивительное многообразие и красочность окружающего мира. Поэтому дополнительное образование должно не только быть, но и обязательно оставаться практико-ориентированным, должно сохранять и развивать интегративные практики, особенно те, которые дают очевидный воспитательно-развивающий эффект в сфере туристско-краеведческой деятельности.

Многие семьи в сельской глубинке в силу самых различных обстоятельств, значительную часть своей жизни сегодня, пусть это не покажется странным, безвыездно проводят на своей малой Родине. Каждодневная, уныло тиражируемая «бытовая оседлость», скрыто продуцирует географическое равнодушие у детей и подростков. Это, как ржавчина, разъедает заданный ребенку от рождения «географический исследовательский инстинкт». Смогут ли такие молодые сельские школьники без эмоционально вдохновляющей педагогической поддержки с увлечением познать свою малую Родину? Постичь ее глубинные корни? Смогут ли сориентироваться в ее, пусть не столь броской, не всегда яркой, но все же самобытной природе, истории, культуре? Как в такой обедненной равнодушием, культурно-бытовой среде сформировать у растущего поколения искреннюю эмоциональную привязанность к своей малой Родине, а по Дмитрию Сергеевичу Лихачёву — «нравственную оседлость» [2]? Эта актуальная этико-патриотическая проблема с особенной остротой заявляет сегодня о себе в разнотипном российской образовательном пространстве.

Итак, как можно вкратце подытожить все здесь ранее сказанное? В объективном плане сегодня необходима цельная, гибкая, структурно-выверенная и содержательно насыщенная система воспитательных отношений предметно-краеведческой направленности. Именно такую систему я применительно к знакомому для меня с детства малому городу Искитиму стремлюсь сконструировать. Стремлюсь создавать, постоянно обновлять и поддерживать средствами туристско-краеведческой деятельности, надеясь при этом, что в чуть более отдаленной перспективе представится возможным превратить конкретную культурно-пространственную среду нашего родного города Искитима в своеобразную духовно-нравственную «Школу жизни».

В субъективном же плане необходимо чуткое, психологически тонкое, методически виртуозное прикосновение к растущей личности. Такое эмоционально-нравственное прикосновение, которое, по А. С. Макаренко, должно осуществляется «с особо сложной инструментовкой» [3, с.313]. Такого высокого мастерства, такой тонкой инструментовки, понимаемой нами как своего рода искусство воспитания, достичь сегодня крайне непросто. Но я к этому постоянно стремлюсь.  

Я глубоко уверена, что в принципе существует некая сегодня пусть пока еще не раскрытая педагогической наукой технология современного детства, в том числе существует такая технология и в виде особой — туристско-краеведческой — вариации. Это с одной стороны. С другой же стороны, в деятельности многих талантливых географов-педагогов постоянно обнаруживают себя факты чрезвычайно бережного, индивидуально-персонифицированного «прикосновения» к зарождающимся в душе ребенка высоким духовно-нравственным ценностям. На основе же их гармоничной сбалансированной связи в перспективе будет возможно создание педагогически прогнозируемого, более высокого уровня раскрытия жизненных творческих идеалов каждого ребенка.

Литература
1 Крылова, Н. Б. Культурология образования. —М.: Народное образование, 2000. — 269 с.
2.Лихачёв, Д. С. Заметки о русском. —М.: Сов. Россия, 1984. — 64 с.
3. Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. —М.: «Педагогика», 1977. — 400 с.