Организация процесса обучения шахматам в детском саду. Советы из практического педагогического опыта

Аннотация. Представлено краткое описание узловых моментов системы эффективного первоначального обучения детей игре в шахматы в условиях детского сада. Рекомендации составлены на основе собственного практического опыта, подкрепленного изучением соответствующих теоретических и методических источников.

Ключевые слова: обучение дошкольников; шахматные дидактические игры; усвоение шахматных понятий; интеллектуальное развитие дошкольников; итоговый шахматный турнир

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает для растущего человека способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логически правомерные выводы. Очень большую роль в формировании логического и системно организованного мышления играют шахматы. Занятия шахматами с детьми дошкольного возраста, по результатам неоднократно выполненных психолого-педагогических исследований и наблюдений, способствуют воспитанию целеустремленности и терпения, повышают уровень интеллектуального развития, формируют умение произвольно концентрировать внимание на решении актуальных задач, причем, в условиях строго ограниченного времени. Многократно было доказано, что регулярные шахматные занятия помогают в позитивном плане откорректировать черты детского характера. Так, увлекшись шахматной игрой, маленький непоседа, например, становится порой усидчивее, озорник — выдержаннее, зазнайка — самокритичней. К тому же, шахматы — это в целом замечательный повод для культурно организованного общения детей, для общения, способствующего углублению взаимопонимания, укреплению, причем, несмотря на порой высокий накал соревновательных страстей, искренних, доверительных дружеских отношений.

Введение в дошкольный педагогический процесс занятий по обучению игре в шахматы очень непростое дело. Но эти педагогические усилия окупаются уже тем, что позволяют реализовать центральные позитивные воспитательные идеи многих выдающихся отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживая устойчивый положительный интерес к приобретаемым знаниям. Стержневым моментом в такой работе становится творчески организованная познавательная деятельность самих воспитанников: они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом у педагога сохраняется полная возможность самого широкого использования занимательного материала, включение в шахматные занятия игровых ситуаций, чтения дидактических сказок и др.

Важное значение при обучении детей шахматам имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание творческих проблемных ситуаций, изготовление и применение шахматных дидактических игр и пособий. Обучаясь игре в шахматы, ребенок, в тоже самое время, живет в мире сказок и каких-то совершенно удивительных превращений, казалось бы, обыкновенной шахматной доски и самих шахматных фигур в волшебные, что, несомненно, обогащает, развивает, стимулирует детское воображение, активизирует фантазию и творчество. Ну, а изящество и красота отдельных шахматных ходов и шахматных комбинаций с течением времени доставляет детям истинное наслаждение.

В рамках комплексной целевой обучающей программы, формируемой участниками образовательных отношений, нами была разработана и апробирована программа «Шахматенок». Своим хронлогическим объёмом она охватывает только начальную стадию обучения игре в шахматы, максимально доступную как детям-дошкольникам, так и минимально подготовленным педагогам-воспитателям. Программу «Щахматёнок» мы разрабатывали, опираясь на методические рекомендации известных мастеров «шахматного педагогического дела» В.Г. Гришина и Е.И. Ильина [1; 2].

Задачи программы «Шахматёнок» мы сформулировали следующим образом:
1. Расширение кругозора, активизация мыслительной деятельности дошкольников.
2. Ориентировка на плоскости.
3. тренировка логического мышления и памяти, наблюдательности, внимания, усидчивости.
4. Выработка у ребёнка настойчивости, выдержки, воли, спокойствия, уверенности в своих силах и стойкости характера.
5. Пробуждение этически корректного лидерства, стремления стать первым.

Для методически грамотной организации шахматного обучения в группе был создан развивающий центр «Шахматенок», который включал в себя наличие демонстрационной шахматной доски, комплекты шахматных фигур, рабочие тетради для детей, методическое пособие для педагогов, магниты с изображением фруктов и животных, маркеры на водной основе, папки-файлы, влажные гигиенические салфетки.

В рамках тематических недель нами систематически проводились дидактические игры: «Черные и белые фигуры» — знакомство с историей шахмат, с шахматной доской и шахматными фигурами; «Непослушные фигурки» — знакомство воспитанников с линями на шахматной доске — горизонталь, вертикаль, горизонталь; «Шахматная гимнастика»; «Волк и семеро козлят» — знакомство с фигурой ладья; «К зайчику в гости»; «Лисы и охотники». Дети познакомились также с фигурой слон, узнали, как ходит слон, как бьет неприятельские фигуры и пешки, какие слоны белопольные, какие чернопольные. У детей было сформировано понятие «легкая фигура». Дидактическая игра «Курочка и зернышки» познакомила ребят с фигурой ферзь, они узнали, как ходит ферзь, как бьет другие фигуры и пешки, почему ферзь — самая сильная фигура.

Дидактическое упражнение «Пешечный бой» научила ребят тому, как ходит по шахматной доске и бьет другие фигуры пешка. Упражнение «Конь» познакомила детей с шахматной фигурой конь и ее передвижением по доске. В дидактическом упражнении «Пешки и Король» ребята узнали, что король самая главная фигура на шахматной доске. В процессе игры «Пешечный бой» дети познакомились с названием вертикалей и полей на шахматной доске, научились отрабатывать навыки хода и взятия пешкой.

При решении задач на мультифоре закрепляли с детьми понятия «нападение», «линия действия фигуры», учились нападать слоном на фигуры и пешки соперника, определять, какая фигура находится под боем; на примере «дебюта» четырех коней закрепляли правила начала игры.

Большая работа проводилась со специфическими для шахматной игры терминами. Например, рокировка — это особый ход, при котором перемещаются сразу две фигуры: король и ладья. Мы с детьми разучивали правила рокировки, разбирались, для чего необходима. Показывали на примере дебюта четырех коней, как происходит короткая рокировка.

Что такое шах, как объявить его разными фигурами? Изучали буквы нотации по отдельности. Разбирали способы защиты от шаха. Необычными для шахмат названиями являются — «ядовитая» фигура или пешка — это защищенная фигура, взятие которой грозит потерей собственной фигуры, причем более ценной. «Съедобная» фигура — На примере дидактического упражнения «Минное поле» дети узнали, что такое «Битое поле». Это поле на доске, которое находится под ударом фигуры или пешки противника. Узнали и другие, самые разные комбинации.

В процессе ознакомления дошкольников с игрой в шахматы проводилась систематическая работа с родителями наших воспитанников, включающая анкетирование и презентацию по теме «Шахматы», совместное изготовление шахматных пособий, мастер-классы по ознакомлению с шахматной компьютерной программой «Динозавры учат шахматы». Родители с удовольствием откликнулись и приняли участие в конкурсе «Шахматный Новый год» по изготовлению лучшей новогодней шахматной поделки, а в новогодние каникулы устраивали семейные конкурсы и турниры: «Я — сказочник-шахматист», «Какие необычные шахматы!».

В конце учебного года нами был организован «Большой шахматный турнир» в подготовительных группах детского сада между взрослыми и детскими командами. Материализованным итогом работы стал шахматный стенд, где были отмечены наши достижения, а также фотоотчет о всех проведенных мероприятиях.

Таким образом, мы с уверенностью можем сегодня сказать, что ожидаемые результаты реализации разработанной программы были достигнуты. Дети приобрели развернутое представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах; многое узнали о шахматной доске и способах ориентации на ней; прочно усвоили название шахматных фигур, имеют представление об элементарных правилах игры, относительно свободно могут применять их.

Литература:
1. Гришин, В. Г., Ильин, Е. И. Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске. —М.: Просвещение, 1991.
2. Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы. —М.: Просвещение, 1991.
3. Карпова Е., Громыко Л. Увлекательней мир шахматёнка. Пособие для воспитателей. —Новосибирск, 2018.
4. Зайкин, В. В., Зайкина, В. Л. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре а шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. —Норильск: МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы», 2010.
5. Крогнус, Н. В, Психология шахматного творчества. —М.: «ФИС», 1981.
6. Казанцева, Е. А. Шахматы как средство познавательного развития дошкольников // Казначеевские чтения. — 2020. — № 2. — С. 257-260.