Профилактика преждевременного ухода из спорта юных самбистов

Аннотация. Опираясь на современные научно-статистические данные, анализируя результаты собственной опытно-поисковой деятельности, авторы сформулировали ряд основополагающих организационно-педагогических требований, соблюдение которых позволит предупредить преждевременный уход из спорта юных самбистов

Ключевые слова: юные самбисты; организация учебно-тренировочного процесса; щадящий тренировочный режим; состязательные и рекреационные группы обучающихся; индивидуальный учебно-тренировочный маршрут

По многолетним научно-исследовательским данным доктора психологических наук, профессора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Евгения Павловича Ильина, причинами ухода из спорта «…на первом году занятий являются отсутствие устойчивого интереса к избранному виду спорта и недостатки в методике обучения и воспитания (к примеру, участие в соревнованиях неподготовленных спортсменов). На втором году отсеву способствуют несоответствие возраста и разряда при классификационных соревнованиях, форсированная подготовка наиболее способных учеников («натаскивание»), частое участие в соревнованиях, которые становятся самоцелью, а не средством совершенствования мастерства; на третьем году — неумение совместить занятия спортом с учебой в школе; на четвертом — отсутствие желаемых результатов, когда спортсмен убеждается, что для занятий данным видом спорта у него недостаточно способностей» [1].

Актуальность проблемы преждевременного ухода из спорта самбистов начальной подготовки подтверждается уже тем, что, опять-таки, по статистическим данным Е. П. Ильина «…только в течение первого года занятий отсев достигает 80 %. В результате не складывается коллектив, у ребят возникает разочарования в спорте». Убедительные выводы авторитетного санкт-петербургского автора позволяют нам выдвинуть предположение о том, что не все дети готовы заниматься спортом без предварительной подготовки в щадящем режиме. Под щадящим режимом мы предлагаем понимать такой способ организации учебно-тренировочного процесса, когда физическая нагрузка будет адекватной зрелости физиологических систем организма подростка.

«Необходимо понимать, что соревнования для всех юных самбистов являются субъективно значимым событием. При этом мальчики, согласно многочисленным специально проводимым исследованиям, чаще нацеливаются на высокие результаты: «выиграть соревнования во что бы то ни стало», либо «занять призовое место». Можно предположить, что победители испытают положительные эмоции и чувство удовлетворения. Остальные же участники, скорее всего, будут находиться в состоянии фрустрации (лат. frustratio) — расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд). А частое участие ребенка в соревнованиях в состоянии фрустрации ведет, как известно, к дистрессу, что впоследствии может являться причиной ухода из спорта.

В книге «Успешный тренер» автор Райнер Мартенс [2] предлагает делить учебные программы с учетом потребности занимающихся на состязательные и рекреационные.

По мнению данного автора, деление групп на рекреационную и состязательную связанно с тем, что не все дети хотят участвовать в соревнованиях, и не все дети готовы к этому. Для таких детей уровень и количество соревнований должны быть снижены. Детей, которые стремятся к состязаниям, необходимо аккуратно подготавливать, не перегружая их соревнованиями. Данный подход важно учитывать при подготовке подростков-самбистов младшего возраста, принимая в расчет тот общеизвестный факт, что «единоборства — боевой вид, требующий высоких волевых качеств и адекватной помехозащищенности эмоциональной сферы».

Приоритетной задачей тренера по самбо является сегодня создание условий для сохранения подлинно спортивного коллектива. Изучение литературы и собственный опыт поисково-исследовательской деятельности [3] позволяют нам предложить вниманию своих коллег ряд социально-психологических и организационно-методических требований, соблюдение которых, как нам представляется, будет способствовать профилактике преждевременного ухода из спорта подростков-самбистов младшего возраста.

1. Для более точного понимания мотивов юного спортсмена и объективного определения его личностно-психологического состояния тренеру-преподавателю следует подбирать адекватные методики психодиагностики. Особенно важно проводить целевое психодиагностирование перед соревнованиями, когда у юного спортсмена, как правило, наблюдается повышенный уровень тревожности. Данные диагностики должны быть тщательно проанализированы и сделаны научно практические выводы.

2. На начальном этапе подготовки приоритетным целевым ориентиром должно выступать развитие у самбистов-подростков младшего возраста интереса к спорту, то есть формирование личностной готовности к спортивной деятельности, мотивации с акцентом на процесс деятельности. Решая эту, казалось бы, хрестоматийную задачу, тренеру-преподавателю по самбо в первую очередь следует искать пути, средства, методы и приемы эффективного воздействия на сознательность и активность обучающихся. Именно в таком ракурсе должны быть сконцентрированы все творческие методические усилия педагога. В теоретическом плане следует понимать, что назначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании заключается в основном в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко сознательное, осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребность в физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной для их возраста активности.

3. Для большей вероятности сохранения детского коллектива рекомендуется условно делить группу на состязательную и рекреационную. Но здесь следует помнить, что как рекреационные, так и состязательные спортивные программы имеют подлинную ценность только тогда, когда они располагают во главу угла долгосрочную цель обеспечения развития спортсмена.

4. Несмотря на то, что избыток соревнований часто приводит юных спортсменов к дистрессу, отсутствие соревновательной деятельности в свою очередь может привести к потере интереса к спорту. Одной из форм организации соревновательной деятельности, не приводящей к дистрессу, могут являться совместные тренировки разных клубов с соревновательным уклоном, например, в рамках проведения «Дней борьбы». При данной форме организации соревнований уровень притязаний спортсмена снижен, но в то же время схватки проходят в условиях соперничества. Также в ходе борьбы тренер может управлять ходом схватки, останавливая ее и делая краткие методические указания спортсмену, что в условиях соревнований, как известно, невозможно.

5. Каждый занимающийся должен получать посильную нагрузку. Тренеру-преподавателю необходимо соблюдать, необходимо опираться на принцип доступности и индивидуализации. При реализации данного принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки. В связи с этим необходимо совместно со спортсменом разрабатывать и воплощать в жизнь индивидуальный учебно-тренировочный маршрут, периодически организовывать зачеты по проверке полученных знаний, умений, навыков.

По нашему мнению, это, конечно же, далеко не все меры, которые необходимо предпринимать тренеру-преподавателю для сохранения контингента обучающихся. Поэтому укажем на главное: в своей работе тренеру следует стремиться сформировать у юных спортсменов устойчивые мотивы с учетом наличного состояния физиологической зрелости. Основной постулат, которым должен при этом руководствоваться тренер, работая с юными самбистами: «Интересы будущих спортсменов — прежде всего, победа — вторична».

Литература
1. Ильин, Е. П. Психология воли. —СПб.: Изд-во «Питер», 2009. — 368 с.
2. Мартенс Райнер. Успешный тренер. Самое авторитетное руководство по тренерской деятельности / пер. с англ. —М.: Изд-во «Человек», 2014. — 436 с.
3. Кудрявцева, В. Н., Новак, А. В., Лаптионов, Р. П. Актуальные проблемы начальной подготовки юных самбистов // Воспитание социально ответственной личности средствами дополнительного образования: Материалы областных педагогических чтений / под науч. ред. Л. И. Боровиков. —Новосибирск: Изд-во «Апостроф», 2020, с.108-111.