Взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования. Размышления об эффективности

Аннотация. Построение системы эффективного взаимодействия руководителя творческого объединения детей с семьями обучающихся предполагает сбалансированную универсальность осуществляемых практических педагогических действий с непрерывным поиском самобытных творческих способов разрешения актуальных теоретико-методических проблем. Предложены авторские педагогические размышления по поводу создания практико-ориентированной теории оптимального взаимодействия.

Ключевые слова: эффективная концептуальная модель «дети — педагоги — родители»; педагогическое сотрудничество в интересах ребенка, совместные занятия с родителями; отсроченные результаты воспитания

Стратегия взаимодействия педагогов учреждений дополнительного образования с родителями — многомерная социологическая, культурологическая, психологическая и педагогическая проблема, решение которой в России самым тщательным образом прорабатывается на государственном уровне [1]. Взаимодействие с родителями — это социально открытая динамическая система личностно-центрированных дополнительных образовательных отношений, интегрирующих в своем составе сознательные организационно-педагогические и методико-практические усилия большого числа заинтересованных людей: педагогического коллектива, родителей, социальных партнеров, административного аппарата [2]. Но каждое учреждение дополнительного образования, каждый практический педагогический работник — руководитель детского творческого объединения любой предметной направленности вправе искать и воплощать в жизнь свой собственный методический подход к разрешению возникающих воспитательно-дидактических проблем [3].

Вначале воспользуемся для уяснения сути исследовательского аспекта проблемы методом сравнения. Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от общеобразовательной школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в учреждении дополнительного образования построены, как известно, на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема недостаточно эффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при системной скоординированности усилий семьи и других социальных институтов. Это необходимо для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка. Педагогов дополнительного образования и родителей, безусловно, должны объединять забота о здоровье, развитие ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности. Но содержание процесса взаимодействия, конечно же, этими общими установками не исчерпывается. Здесь требуется более глубокий содержательно-смысловой анализ.

Основная цель взаимодействия — создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, достижение взаимопонимания, единства устремлений учреждения и семьи в развитии личности ребенка, мотивов его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала. Для достижения этой цели необходимо:
1. Установить доверительные, партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
2. Объединить конструктивные педагогические усилия для полноценного развития и воспитания обучающихся.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
4. Активизировать и методически обогатить воспитательные умения родителей.

При сотрудничестве с родителями необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к учреждению и переменам, происходящим в образовании. Требуется тщательно выверенная педагогическая диагностика. Исследование семьи может осуществляться с помощью анкетирования. Не менее важную информацию о семье можно получить от родителей в процессе проведения родительских собраний, дискуссионных встреч и круглых столов. Полученные в результате изучения семьи данные, должны стать базовой информацией, которая позволит определить наиболее выигрышную стратегию и тактику взаимодействия с родителями.

Сотрудничество педагогов учреждения дополнительного образования и семьи действительно начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Ведь деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных жизненных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии его способностей, формировании ценностных жизненных устремлений.

Формы просвещения родителей могут быть разными: лекции, семинары, педагогические практикумы, дискуссии, консультации, родительские собрания и др. Но более подробно мне хотелось бы остановиться на такой инновационной форме работы, как совместное занятие с родителями. Такая форма дает возможность познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской учебно-творческой деятельности. Иногда совместные занятия, как убеждает опыт, помогают преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям.

Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются чаще всего педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет оригинального продукта совместного творчества.

В целом, четко организованная работа с родителями, разумный учет их интересов и пожеланий будет обязательно носить конструктивный характер, поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками дополнительных образовательных услуг. Уже по этой причине специалистам любого профиля специализации (методисты, начальники структурных подразделений, социальные педагоги, педагоги-организаторы и др.) необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организации дополнительного образования с семьями обучающихся-воспитанников. Здесь требуются творческий методический взгляд, самостоятельность, поиск своего уникального «лица» шаг за шагом создаваемой системы. Но злоупотреблять новациями нельзя, можно существенно навредить делу.

Подводя итог, мне хочется познакомить своих коллег с некоторыми универсальными этико-психологическими правилами, касающимися методики эффективного взаимодействия педагога с семьями обучающихся:
1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
5. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, детей и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
6. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
8. Готовясь к встрече с семьей ребенка, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать о своем ребенке только хорошее, дающее позитивный взгляд в будущее.

Если родители принимают активное участие в жизни учреждения дополнительного образования, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией.
Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. В таком взаимодействии родители приобретают опыт педагогического сотрудничества как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью, что впоследствии может даже стать фундаментом для установления доброжелательных отношений и в общеобразовательной школе.

Литература
1. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р
2. Конструктивное взаимодействие с семьями обучающихся: Словарь-справочник современного педагога дополнительного образования / Под науч. ред. Л. И. Боровикова. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2020. — 164 с.
3. Боровиков, Л. И. О профессионально корректном использовании категории «подход» в методике воспитательной работы // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. 2014. — № 4. — С. 4-8.
4. Сафрина, А. В. Повышение эффективности образовательного процесса в условиях взаимодействия семьи и образовательного учреждения // Воспитание социально ответственной личности средствами дополнительного образования : Материалы областных педагогических чтений. —Новосибирск: Изд-во «Апостроф», 2020, с.152-155.