Работа учащихся над станковой композицией в системе дополнительного образования. Наброски с натуры — важнейшая часть творческого процесса

Аннотация. В статье рассматривается роль набросков с натуры как подготовительного материала на занятиях станковой композицией в системе дополнительного образования. Даны методические рекомендации по организации творческой самостоятельной и аудиторной учебной работы учащихся над набросками. Рассматривается актуальность техники коллажа как поискового метода, для последующего широкого применения накопленного материала в решении творческих задач на занятиях по станковой композиции.

Ключевые слова: быстрые наброски с натуры, композиционный поиск, композиция, самостоятельность, коллаж

В современных условиях всё более актуальной становится задача воспитания творческой личности, способной на основе сознательно приобретённых знаний, умений и навыков организовать собственную творческую деятельность. В процессе учебной художественной деятельности необходимо научить подростков ставить и решать такие творческие задачи, как применение композиционной конструкции, создание яркого и выразительного художественного образа, необходимо подготовить учащихся к решению пластических задач, так как всё это в комплексе имеет большое значение для создания станковой композиции.

«Трудно представить себе художника, в работе которого в той или иной мере не находили бы своего применения наброски. Натурные зарисовки, первоначальные наброски-эскизы часто служат отправным материалом для создания графических, живописных, скульптурных композиций. В набросках содержится важный фактический материал, используемый художниками при работе над эскизами и оригиналами своих произведений» [1, с. 180]. Столь широкий спектр возможностей различного рода набросков с натуры, эскизов и зарисовок требует своей многоплановой педагогической и методической конкретизации применительно к учебным образовательным возможностям детских школ искусств.

Одним из важных видов изобразительной деятельности можно считать быстрые наброски. Систематическое рисование с натуры в классе наряду с выполнением учащимися набросков в качестве домашнего задания создают прочную базу для подготовки к занятиям станковой композицией. В результате регулярного выполнения такой работы сбор и систематизация подготовительного материала становятся основой для композиционной деятельности. Учащийся легко может воплотить свой творческий замысел, применяя последовательность в работе от идеи до воплощения.

Сошлёмся ещё на один важный для нас психолого-педагогический аргумент классиков отечественной теории и методики художественного образования: «Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций. Занимаясь набросками, учащиеся лучше овладевают изобразительной грамотой вообще и средствами рисунка в частности» [1, с. 180-183.]

Набросок — одна из разновидностей рисунка. Мы охарактеризуем набросок как реалистическое изображение натуры, в процессе исполнения которого решаются такие задачи, как компоновка, соблюдение пропорций, изучение формы и ее передача. Наброски, действительно, развивают наблюдательность, помогают в изучении натуры, совершенствуют навыки рисования учащихся, это мы многократно наблюдаем в их учебно-творческой работе.

Стратегически важная задача педагога заключается в организации учебно-творческой деятельности учащихся в работе над набросками и композицией.

Цель работы над наброском — развить наблюдательность, почувствовать, уловить и понять индивидуальный характер натуры, быстро сориентироваться в ее пропорциях, взять и отобразить самое существенное и характерное.

Чтобы учащимся достичь выразительности в наброске в ходе учебно-творческой деятельности необходимо:
а) использовать средства выражения линии и пятна (разнообразные линии: тонкая, исчезающая, толстая, переходящая в пятно. Пятна различные по тону и по штриховке, мягкая штриховка, острая твердым карандашом и т. д.)
б) использовать разнообразные графические материалы (карандаши различной мягкости, сангинный карандаш, ручка).
в) использовать различные фактуры бумаги (наброски на черной, крафтовой, фактурной, цветной бумаге и т. д.)
г) использовать различные форматы листа (располагать вертикально, горизонтально, квадратный формат и т. д.)
В учебных аудиторных занятиях мы организуем работу учащихся в следующих направлениях:
1. Даём теоретический материал, в котором содержатся сопутствующие рекомендации о технике выполнения набросков.
2. Демонстрируем наглядные пособия, в полной мере отвечающие поставленной задаче.
3. Обеспечиваем соответствующую практическую деятельность в классе.

Система работы над набросками на занятиях имеет у нас два ключевых направления — это изложение теоретического материала, подкрепляющего знания учащегося, и практическая деятельность, стимулирующая умения и навыки.

Аудиторная работа проходит под контролем преподавателя с постановкой задач и корректированием процесса, с последующим обсуждением наброска, с указанием на положительные моменты и на допущенные ошибки.

Внеаудиторная работа. Внеаудиторная работа, осуществляется самостоятельно и представляет собой учебно-творческую деятельность без участия преподавателя, но изначально преподаватель, конечно же, определяет объём и содержание домашней работы над набросками, что создаёт предпосылки для повторения пройденного на занятии материала, стимулирует развитие практических умений и навыков, способствует накоплению практического опыта. При этом учащемуся необходимо чётко знать, какими методами и приёмами желательно пользоваться, как выполнять домашнее задание. Указания преподавателя необходимы и при работе над быстрым наброском с натуры. В этом вопросе есть много пока ещё неясного, требующего углублённого анализа накопленного фактического материала. Но на сегодняшний день главное здесь — принцип «Не навреди», поддержи уверенность ребёнка, укрепи его всё более возрастающую самостоятельность.

Чтобы активизировать рост самостоятельности, необходимо поддерживать у учащегося устойчивый интерес к наброскам, где творческой стороной будет возможность использовать знания, умения, навыки и накопленный изобразительный материал в работе над станковой композицией.

Не отрицая возможности применения каких бы то ни было других методических принципов, подходов и схем, творческий поиск в работе над станковой композицией мы предлагаем осуществлять с помощью техники коллажа. «Коллаж — (фр. «collage», букв. «наклеивание») — технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также самостоятельное художественное произведение, выполненное этим приёмом». [2, с. 3].

Техника коллажа, на наш взгляд, помогает учащимся осуществлять композиционный поиск, поиск формы, цвета, компоновки элементов, позволяет сопоставить различные виды фактуры. В процессе творчески ориентированной деятельности создаётся живая ситуация, с помощью которой можно найти композиционное решение на листе.

Коллаж можно рассматривать и как самостоятельное произведение, и как творческий поиск в решении пластических задач композиционного построения и даже цветовой гаммы. Технология коллажа быстрая, спонтанная, эмоциональная, в чём-то похожая на игру. Это своего рода живой эксперимент в отработке новых форм художественного самовыражения. Коллаж позволяет сделать поиск творческого образа в станковой композиции интересным для учащегося.

Материалом для коллажа может быть цветная, газетная, фактурная бумага, ткань, наброски и зарисовки.

Работа в классе на занятиях композицией обычно строится у нас по следующему примерному алгоритму:
1. Композиционная идея, отвечающая заданной теме и формальный эскиз, раскрывающий замысел.
2. Наброски и зарисовки необходимые для данного замысла, выполненные учащимися в классе и самостоятельно.
3. Поисковые эскизы в технике коллажа, выполненные учащимися на занятиях по станковой композиции в сочетании с использованием собственного изобразительного материала (набросков).
4. Работа над станковой композицией.

Работа над композицией — это своего рода погружение в творчество. От выбора идеи до отражения замысла композиции учащийся проходит своеобразный путь художника-исследователя. Узловыми моментами здесь могут выступать и поиск композиционного строя работы, и поиск техник исполнения, цветового и пластического решений, мысленный поиск и практический сбор изобразительного материала для будущего произведения.

В заключение хочется сказать, что композиционный замысел, по нашим длительным педагогическим наблюдениям, зарождается и формируется у обучающихся уже в процессе работы над эскизами, где постоянно анализируется весь собранный материал, который впоследствии влияет на реализацию замысла. Но для того чтобы стимулировать творческий процесс на занятиях станковой композиции, учащимся необходимо активизировать и укреплять мыслительную поисково-творческую деятельность. Практика убеждает, что систематические занятия набросками с натуры и комплекс упражнений в коллажной технике могут выступать эффективным средством овладения учащимися творческой свободой в рисовании композиций с фигурой человека.

Литература
1. Рисунок. Учебное пособие для студентов художественно-графических. факультетов педагогических институтов. / Под ред. А. М. Серова. —М., «Просвещение». — 1975. — 271 с.
2. Емченко, А. И. Коллаж и полистилистика: от экспериментов авангарда в общехудожественное пространство // Русский авангард 1910-1920-х годов и проблема коллажа. —М.: Наука, 2005. — 429 с.