К теоретическому обоснованию системы методического сопровождения абилитационной деятельности в Новосибирской области

Номер: 

Аннотация. По итогам специально спроектированного поискового педагогического эксперимента сформулированы основополагающие концептуальные теоретические идеи, которые могут быть положены в основание системы научно-методического сопровождения практической абилитационной деятельности в Новосибирской области

Ключевые слова: фундаментальная и прикладная психология, абилитационный потенциал искусства, творческая поисковая деятельности педагога-абилитолога

Педагогической абилитология — относительно новая область научно-практического знания, обращённого к раскрытию закономерностей, принципов и способов эффективной работы с детьми, имеющими тяжёлые и множественные нарушения развития. Термин «педагогическая абилитология», преемственно замещающий ныне привычно употребляемую категорию «абилитационная педагогика», введён нами в 2019 году по результатам специально организованного междисциплинарного исследования (2015-2019 гг.). Становление педагогической абилитологии представляет собой предельно сложный и, по всей вероятности, длительный процесс.

Областной методический центр абилитационной педагогики (ОМЦАП) был открыт 21 ноября 2003 года специальным постановлением главы администрации Новосибирской области. Непосредственным поводом для открытия такого специализированного методического центра послужил многолетний успешный творческий абилитационный опыт новосибирского педагога-новатора А.И. Бороздина [1]. За прошедшие годы в ОМЦАП систематизированы разрозненные научно-методические материалы, связанные, прежде всего, с оригинальным творческим педагогическим подходом А.И. Бороздина. Потенциальные возможности искусства в авторской педагогической системе Алексея Ивановича, вне всякого сомнения, имеют приоритетное значение [2]. Для полноты современных научно-абилитационных представлений нами целенаправленно был изучен также опыт некоторых других талантливых российский педагогов-практиков, конструктивно решающих те или иные конкретные задачи педагогической абилитации.

По результатам серии выполненных теоретических разработок, диагностических бесед, тематических опросов и ситуативных экспресс-экспериментов нами проводились многочисленные информационно-просветительские и профессионально-образовательные семинары для начинающих и более опытных педагогов-абилитологов. В систематизированном виде общие результаты исследовательской и методической работы сотрудников ОМЦАП (с момента его открытия и до 2019 года) представлены в серии из пяти, регулярно из года в год публикуемых, брошюр [3]. Разносторонний анализ современной методико-образовательной ситуация в России позволяет нам обратиться сегодня к актуальным прикладным мотивационно-личностным аспектам эффективной практической абилитологической деятельности, раскрытию наиболее существенных базовых механизмов, определяющих предположительно универсальную логику процесса становления, развития и совершенствования различных сторон, граней и механизмов абилитационного профессионализма, свойственного, по нашим многочисленным эмпирическим наблюдениям, наиболее творчески одарённым педагогам-практикам [4]. Но приоритетный исследовательский и методический акцент на абилитационном потенциале искусства мы стабильно сохраняем как добрую традицию, характеризующую ключевое направление деятельности нашего Центра. Какие аргументы есть в пользу того рода акцентировки?

В работе с исследуемой нами категорией абилитируемых детей едва ли не самое важное место занимает вопрос об их успешной социализации. Это общеизвестно. Другое дело, что в прикладном методико-психологическом раскрытии абилитационного потенциала искусства мы сегодня придерживаемся оригинальной научной концепции талантливого отечественного учёного Льва Семёновича Выготского (1896-1934). На наш взгляд, он, в частности, справедливо утверждал: «Если мы хотим поставить проблему искусства в плоскость прикладной психологии, — мы должны вооружиться каким-нибудь общетеоретическим взглядом, который позволил бы нам иметь твёрдую основу при решении этой задачи» [5, с. 327]. В качестве такого «общетеоретического взгляда», создающего твёрдую почву под нашими «исследовательско-методическими ногами», мы, опять-таки, ориентируемся на указание Л.С. Выготского, утверждавшего, что «искусство есть социальное в нас» [5 с.72]. При всей кажущейся простоте этого, почти банального теоретического положения, за ним скрывается огромный пласт кропотливой исследовательской и методической работы, крайне необходимой сегодня всему сообществу творчески работающих педагогов-абилитологов. Наконец, как своеобразный долгосрочный научно-методический завет Л.С. Выготского, читаются сегодня следующие его пророческие слова: «Будущие исследования, вероятно, покажут, что акт искусства есть не мистический и небесный акт нашей души, а такой же реальный акт, как и все остальные движения нашего существа, но только он превосходит своей сложностью все прочие» [5, с.352]. Будущее настало. Предложенный 30 лет тому назад педагогом-новатором А.И. Бороздиным творческий метод педагогической абилитации детей средствами искусства полностью подтверждает данную, выдвинутую Л.С. Выготским ещё в 1925 году, гипотезу.

Должно ли останавливать команду сегодняшних методистов ОМЦАП то обстоятельство, что интенсивно эмоционально насыщенный акт искусства превосходит своей сложностью все прочие педагогические движения нашего существа? Отнюдь нет. Напротив, ко всем другим, встретившимся нам абилитационным творческим усилиям мы сможем подойти во всеоружии самых высоких фундаментальных и прикладных психолого-педагогических и методико-практических действий.

Литература
1. Боровиков Л.И. Искусство абилитации. Школа А.И. Бороздина. К теоретическому обоснованию авторской педагогической модели. // Сибирский учитель. — 2015. — № 3. — С. 21-24.
2. Боровиков Л.И. Творческий метод абилитации. истоки становления и метаморфозы развития. На личностно-биографическом примере педагога-новатора А.И. Бороздина // Современное образование: теоретический и практический взгляд: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015, с. 42-52.
3. Абилитационная педагогика в вопросах и ответах: методическое пособие в 5 частях / Под науч. ред. Л.И. Боровикова. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015-2019.
4. Трухачёва Н.С., Боровиков Л.И. К экспериментальному исследованию личностно-деятельностных основ развития профессионализма педагога-абилитолога // Приоритетные направления инновационного развития образования Новосибирской области: Материалы VI Съезда работников образования Новосибирской области (28-29 августа 2006 года). —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2006, с. 123-125.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. —СПб.: Изд-во «Азбука», 2000. — 416 с.