Инженерная составляющая гуманитарного образования в лицее

Номер: 

Терминологический оборот «Инженерная составляющая гуманитарного образования в лицее» звучит пока еще непривычно. Что можно сделать на уроках русского языка, чтобы реализовать инженерную составляющую? Нам видится пока только один вариант – работа в разделе «Текстоведение», то есть работа с текстами технического содержания. Здесь имеется немало потенциальных методических возможностей для осуществления творческой  воспитательно-образовательной деятельности.

Мы давно знакомы с научно-популярными журналами «Наука и жизнь» и «Техника - молодежи». Сегодня есть сверх того и профильные инженерные журналы, существуют специальные сайты. Поэтому всегда можно сделать определенную выборку текстов и проанализировать их на уроках литературы в теме «Текстоведение». Анализ текстов можно осуществлять по традиционной схеме.

Так, в заданиях на определение стиля текста мы приходим к выводу, что тексты с техническим содержанием пишутся во всех стилях. Стоит отметить, что, большей частью, речь идет о смешении стилей. Например, анализ типичной итоговой статьи журнала «Наука и жизнь» обычно показывает, что не всегда легко разделить научный и публицистический стиль. Тем интересней особенности, которые ребята находят в тексте и приводят в качестве аргументов. Анализ страничек форума инженерного сайта показывает такую же картину. Общение на форуме, как правило, происходит при помощи разговорной речи. Но в данном случае обилие специальных терминов позволяет говорить о научном стиле.  

Можно проанализировать текст романа-сказки Николая Носова «Незнайка на Луне» или романа-робинзонады Жюля Верна «Таинственный остров». В этом случае нам удается  понять, что на многих страницах этих безусловно талантливых художественных произведений представлен совсем не строгий стиль художественной литературы. Сочетание особенностей разных стилей и есть предмет нашего совместно с детьми увлекательного исследования.

Определение типа текста происходит проще. Ученики обычно легко справляются с этой несложной учебной задачей. Гораздо интересней бывает самостоятельно определять жанр текста и находить аргументы в пользу своей точки зрения.

Большой интерес у современных детей вызывает определение проблематики статьи, очерка. Не всегда эта проблема решается легко, потому что авторы обычно нацелены на сообщение интересных научных сведений, описание изобретений, на разговор об открытиях. Мы с учениками чаще всего ставим перед собой довольно непростую задачу – найти по той или иной теме такие статьи, в которых обозначена проблема и выражена авторская позиция.

Самой любопытной является та часть анализа текста, в которой следует разобраться с языковыми особенностями и средствами художественной выразительности. Нередко мы приходили к выводу, что статьи в технических журналах и на сайтах могли бы быть ярче, если бы авторы не забывали про роль средств художественной выразительности. Отсюда логично вытекает следующий, еще более сложный, этап работы с текстами – редактирование. Может быть когда-нибудь это поможет выпускникам специализированных инженерных классов в освоении профессии?  Как знать?

Не забываем мы и про работу с текстами в официально-деловом стиле. Соблюдая этот стиль, ребята пишут инструкции к своим техническим новинкам, а значит учатся работать с документацией.

Конечно, пока наше знакомство с текстами технической направленности на уроках литературы больше сводится к изучению содержательной стороны вопроса. А открытия, сделанные в последнее время, инженерные новинки (главная тема – беспилотники!), сведения об интересных направлениях становятся темами классного часа. Именно таким образом осуществляется интеграция предметных умений и воспитательных задач, направленных на развитие личности ученика инженерно-технологического класса.