Личностные результаты развития обучающихся: проблема оценки и диагностики

Номер: 

Аннотация. В статье ставится к обсуждению проблема оценки результативности развития школьников, приоритетно выделен аспект методологии личностно-ориентированного подхода, аргументируется опора на данные самопознания как наиболее надёжной эмпирической базы для дальнейшего успешного личностного саморазвития обучающихся.

Ключевые слова: личностно-ориентированное образование, самопознание, диагностика личностных результатов

Современна модель личностно-ориентированного образования (М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, И.А. Колесникова, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.) направлена на удовлетворение интересов и запросов обучающихся, развитие их индивидуальности. Цель построения личностно-ориентированного образовательного процесса — «создание образовательной среды, единой для всех учащихся, но многопрофильной, позволяющей каждому ученику развиваться на основе индивидуальных особенностей, мировоззренческих ценностей и личностных установок» [1, с.9].

Личностно-ориентированное образование предполагает освоение социокультурного опыта предшествующих поколений посредством накопления обучающимися собственного личностного опыта в процессе включения их в проживание отношений в социуме. Такое образование рассматривает любой учебно-предметный материал в первую очередь как основу личностного развития. Личностные результаты школьников, обозначенные в ФГОС разных ступеней образования, имеют общие положения и должны отражать:

  • воспитание российской гражданской идентичности;
  • формирование ответственного отношения к учению;
  • готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе пробуждения мотивации к обучению и познанию.

Следование ФГОС способствует также развитию целостного мировоззрения; осознанного, уважительного отношения к другому человеку, другой   культуре, языку; гражданской позиции; готовности и способности вести диалоги с другими людьми и достигать в ходе такого диалога прогнозируемого взаимопонимания; освоению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; формированию нравственных чувств и нравственного поведения; ответственного отношения к собственным поступкам; постижению ценности здорового и безопасного образа жизни; основ экологической культуры; осознанию значения семьи в жизни человека и общества; принятия ценности семейной жизни.

Требования к достижению личностных результатов в государственных нормативных документах не подкреплены диагностическим инструментарием – диагностику образовательных результатов предлагается разрабатывать образовательным организациям самостоятельно, что не может не вызывать у них определённых затруднений. Обозначенная проблема может решаться целенаправленным созданием диагностического аппарата для оценки педагогических условий личностно-ориентированного образования и конкретной образовательной организации. Так, объектами специально разрабатываемого мониторинга эффективности  программы воспитания и социализации школьников на ступени основного общего образования могут выступать:

  • личность самого воспитанника;
  • нравственный уклад школьной жизни (создание условий);
  • родительская общественность.

В соответствии с объектами диагностического исследования выявляются критерии и индикаторы, указывающие на базовый и целевой уровни: в первой группе могут быть выделены критерии, указывающие на долевое участие школьников в социальной, экологической, трудовой (профессиональной), здоровьесберегающий и пр. видах деятельности; процент охвата дополнительным образованием школьников, принимающих активное участие в работе детских общественных объединений и органов ученического самоуправления. К группе критериев, указывающих на динамику (характер изменения)  социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в школе, могут быть отнесены: доля педагогов, внедряющих инновационные разработки по проблемам воспитания школьников, реализующих программу развития исследовательской, творческой и конструктивной самореализации школьников и др.; к группе критериев, указывающих на динамику детско-родительских отношений и степени включённости родителей  (законных представителей) в образовательный процесс, относятся показатели, выраженные в процентах: доля семей, активно участвующих в работе образовательной организации, в отношении к общей численности семей,  доля родителей (семей), удовлетворённых качеством  работы по воспитанию  и социализации обучающихся  и др. [2].

Однако такие данные характеризуют только лишь в общем виде создание благоприятных условий в образовательной организации для личностного развития школьников и не отражают динамику самих личностных изменений. Их результаты оцениваются опосредованно — не учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Если не фиксировать личностный результат, то утверждения и призывы выстраивать субъект-субъектные отношения в образовательном процесс останутся «декоративными» лозунгами, поскольку педагогически продуктивное взаимодействие зависит не только от ролевой позиции учителя — принять обучающегося как субъекта образовательного процесса, но и от роли самого учащегося, его личностной готовности выбирать и нести ответственность.

Проблема оценки личностных результатов должна сегодня рассматриваться также и с позиции системно-деятельностного подхода, что предполагает единство целей, содержания, форм, методов и результатов образовательной деятельности. А для этого понятие «личностный результат» должно быть осмыслено со строго научных педагогических позиций. Ведь личность определяет социальную сущность в человеке как существе биосоциальном («социальный индивид» [3]); состоявшуюся личность отличает способность совершать ответственный выбор, строить свой жизненный путь, координировать своё поведение в системе  отношений с окружающими людьми.

Далее, с позиций субъектного подхода личность рассматривается в практической педагогике как открытая система (устойчивая совокупность свойств индивида) и, одновременно, субъект деятельности. Развитие личности — это интегративный процесс и результат количественных и качественных изменений в человеке под влиянием имеющих место внешних и внутренних факторов (Л.И. Божович), которые связаны с постоянными изменениями, переходами состояний и др.;

Следует иметь ввиду, что в  психологии любое вводимое научное понятие рассматривается с позиции развития психики (процессов восприятия, мышления и пр.). В педагогике же — с позиции социально-культурного развития человека (формирования его духовно-нравственной сферы, чувств, определения социальных ролей и др.).

Наконец, результат образования — это характеристика достигнутого уровня образованности, который должен быть зафиксирован с использованием объективных и стандартизированных показателей.

В целостном учебно-воспитательном процессе должны быть созданы и отдиагностированы педагогические условия для достижения личностных результатов, которые активизируют деятельность школьников, предоставляя возможности для самореализации, раскрытия потенциала. Оценка таких педагогических условий должна включать наличие/выделение и оценку единиц учебно-воспитательной деятельности (заданий, мероприятий, событий и пр.), в которых осуществляются востребованность субъектного опыта обучающихся, происходит стимуляция и мотивация к самовыражению, продуцируются учебные действия с актуализированными функциями личностного развития, имеет место рефлексия субъектной деятельности.

Итак, изучение процессов самопознания личности является отправной точкой для объективной оценки развития личности на определённом этапе её становления, что как раз и может быть использовано в практике диагностики личностных результатов школьников. Рейтинговая шкала оценки, привлечение внешней экспертизы, материалов педагогического наблюдения и рефлексивных методов смогут сформировать представление о направлении личностного развития и, как следствие, необходимой коррекции педагогического сопровождения процесса самоактуализации личности школьника.

Список литературы
1. Якиманская И.С. основы личностно-ориентированного образования. — М.: Изд-во «Бином», 2014. — 220 с.
2. Полякова Т.Н. Теоретические подходы и практические рекомендации к программе воспитания и социализации школьников // Проблемы современного педагогического образования: Сб. научных статей. —Вып. 52. —Ч. 1. Ялта: РИО ГПА, 2016. — С. 129-137. — Сер. Педагогика и психология.
3. Реан А.А. Психология личности: Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. 417 с.
4.Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Изд-во «Питер», 2003. 351 с.