Особенности организации онлайн профильной смены в условиях пандемии covid-19

Номер: 

Аннотация. В статье обобщён опыт работы творческой команды педагогов Центра дополнительного образования города Искитима по программе тематической профильной смены в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием «Краски лета». Заданный случившейся пандемией режим удалённой работы 2020 года внёс серьёзные коррективы в логику организации смены, принципы отбора содержания тематических площадок и механизмы методической и психолого-педагогической подготовки практических педагогических кадров. Охарактеризованы основные этапы избранной организационно-педагогической модели смены, прокомментированы встретившиеся трудности и пути их преодоления.

Ключевые слова: содержательный досуг, положительные ресурсы учебного сетевого общения, принцип оптимистического реагирование на встретившиеся организационно-методические трудности.

Содержательно организованный досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности современного человека. Особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования базовых основ личности. Насильно заставить детей всерьёз заниматься досугом невозможно. Но возможно, приобщить к нему, заинтересовать. Досуговая педагогика даёт нам добрую теоретическую и методическую поддержку (А.Ф. Воловик, А.А. Данилков, Н.С. Данилкова, И.Ю. Исаева, М.С. Коган, В.П. Крестьянов, Э.В. Соколов, С.А. Шмаков и др.). Любой досуг, как известно, нацелен на выполнение четырёх главных социальных функций: отдых, развлечение, общение, саморазвитие.

Отношение к досугу — важный показатель культуры личности. Хотелось бы, чтобы досуг развивал потенциал растущей личности, становился источником для пробуждения творчества, поэтому так важно научить детей полезно и творчески проводить свободное время, осуществлять это за счёт наполнения досуга позитивным и конструктивным содержанием, направленным на увеличение объема знаний, создание условий для творческой игры, деятельностного расширения возможностей в социальном участии и непосредственном межиндивидуальном общении.

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования» города Искитима Новосибирской области (далее МАОУ ДО ЦДО) обладает всеми необходимыми предпосылками для формирования досуговой активности обучающихся, способствующей самопознанию, самоорганизации и саморазвитию растущей личности путем предоставления ей возможности свободного выбора досуговой деятельности, определению своей собственной позиции в выборе досуговых предпочтений: это могут быть и занятия по интересам в различных детских объединениях, и проектная познавательно-творческая, оздоровительная, либо научно-исследовательская деятельность. Также особое внимание в нашем учреждении уделяется летней занятости детей и подростков. Коллективом МАОУ ДО ЦДО разработана и уже не один год успешно реализуется программа тематических профильных смен в рамках летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Краски лета». Об этой программе и пойдет далее речь.

В начале апреля 2020 года образовательные организации, учреждения культуры, досуговые центры и центры дополнительного образования были вынуждены перейти на удалённую работу. Пандемия коронавируса резко изменила всю нашу жизнь, и перед всеми педагогами-профессионалами, работающими в учреждениях дополнительного образования различной ведомственной подчинённости, встал главный вопрос: как реализовать программы в условиях самоизоляции!? Ведь, действительно, многие дополнительные общеразвивающие программы очень сложно, а часто и практически невозможно реализовать посредствам информационно-коммуникативных технологий, которые вдруг за несколько недель стали основой в деятельности педагогов, детей и родителей.

В зоне риска оказался также и досуг детей и подростков, который большей своей частью перешёл в режим «онлайн». Это вполне объяснимо и ожидаемо. Сложно представить современный мир без компьютеров, информационных технологий, и интернета, т.к. они уже успели занять приоритетное место в жизни почти каждого человека, в том числе и детей. Серьёзное беспокойство у педагогической общественности вызывает негативное влияние на растущего человека социальных сетей, которые пользуются неоправданно большой популярностью. Из-за обилия развлекательной, поверхностной, зачастую ненужной информации, возникает угроза как психологическому, так и физическому здоровью детей, подростков, старшеклассников. В таких случаях сетевой компьютерный досуг начинает оказывать негативное влияние на все сферы жизнедеятельности растущего поколения.

Но при всём этом социальные сети можно использовать и как специфический инструмент для культурно-ориентированного саморазвития личности. Помимо бесполезной, случайной, поверхностной информации в них содержится обилие ресурсов, с помощью которых можно найти полезную познавательную информацию, например, видео с занятиями по фитнесу или же с уроками игры на гитаре. Социальные сети предоставляют возможность использовать большое количество информации, развиваться и самосовершенствоваться. При вхождении в режим «удалёнки» мы мысленно сконцентрировали, собрали воедино очевидные преимущества использования социальных сетей в качестве учебной досугово-образовательной площадки. Вот что у нас получилось: 1) привычная среда для обучающихся; 2) возможность всем участникам сети создавать сетевой учебный контент; 3) возможность синхронной совместной работы; 4) каждый ученик, участник нашего проекта, может создать свой блог, используемый как «электронная тетрадь»; 5) удобный мониторинг активности участников; 6) без особых трудов можно будет создавать портфолио, причём как для обучающегося, так и для педагога.

Есть много полезного и для родителей обучающихся. Это: 1) доступные консультации у различных специалистов; 2) открытое оперативное обсуждение наиболее актуальных проблем воспитания и образования; 3) шанс не потерять, даже более — поддержать, укрепить связь учителя с родителями; 4) возможность непосредственно участвовать в образовательном процессе, в управлении и в оценке качества образования.

Из приведённой серии аргументов следует очевидный вывод: медийное пространство в сети Интернет (конечно, при его грамотном использовании), это есть очень мощный инструмент в руках у педагогов.

Итак, после обстоятельного анализа сложившейся проблемной ситуации педагогическим коллективом нашего Центра дополнительного образования города Искитима было принято решение о проведении в 2020 году онлайн профильной смены, в рамках летних малых форм занятости детей и подростков. Поделюсь первым нашим опытом проведения профильной смены в таком формате.
Подготовка и проведение онлайн смены были выстроены нами по алгоритму действий, включающих в себя следующие пять этапов:

1-й этап
Планирование. Примерное содержание деятельности: постановка цели и предварительное прогнозирование результата; определение целевой аудитории; создание организационной группы; подготовка развёрнутого плана онлайн-смены и др.

2-й этап
Написание, обсуждение и утверждение программы смены. Примерное содержание деятельности: подбор педагогической команды; определение необходимого оборудования; составление сметы; определение сроков и др.

3-й этап
Реализация программы онлайн-смены. Примерное содержание деятельности: разработка программного содержания организуемых тематических площадок; продвижение проекта, Pr-план; подготовка реквизита и необходимого оборудования; проведение пробных тестовых занятий и др.

4-й этап
Проведение онлайн-смен. Примерное содержание деятельности: Создаются следующие семь тематических площадок:

1. Площадка «Флор Дизайн»: ребята создавали флористические работы из живых и сухих растений и цветов.
2. Площадка «Время путешествий»: участники «путешествовали» по разным странам мира, знакомились с их достопримечательностями и обычаями.
3. Площадка «Время есть»: серия мастер-классов по приготовлению национальных блюд по странам, представленным на площадке «Время путешествий».
4. Площадка «Вундеркинд»: вводный курс немецкого для начинающих.
5. Площадка «All about everything» представил участникам онлайн квест с увлекательными заданиями, различного уровня сложности. Темы заданий были взяты из самых разных областей знания.
6. Площадка «Основы мобильной фотографии»: участники осваивают историю фотографии, стадии её развитие, технические особенности мобильного фото и основы композиции. А также учатся азам цветокоррекции на мобильных устройствах.
7. Площадка «Основы портретной ретуши»: участники познакомились с основными инструментами графического редактора Adobe PhotoShop. С их помощью научились базовой коррекции фотопортрета.

5-й этап
Подведение итогов и заключительный критический анализ. Примерное содержание деятельности: подробный системно-комплексный обзор мероприятия (события); обсуждение имевших место критических отзывов; этически корректная оценка случившихся педагогических ошибок по методической алгоритм-схеме, предложенной кандидатом психологических наук А.А. Данилковым [5]; награждение участников и др.

Рассмотрим особенности реализации этого алгоритма в условиях самоизоляции. Нам важно было, во-первых, обеспечить позитивный содержательный досуг детей и подростков в условиях пандемии COVID-19, во-вторых, попытаться охватить, задействовать как можно большую аудиторию и, в-третьих, чтобы после завершения онлайн смены, участники продолжили самостоятельно совершенствовать навыки, приобретенные на онлайн площадках.

Серьёзная сложность возникла при выборе направлений для реализации онлайн смены. Не все направления МАОУ ДО ЦДО позволяют обеспечить аудиторию всем необходимым оборудованием и реквизитом. Например, не у каждого есть под рукой гитара или туристское снаряжение. При этом необходимо было учитывать актуальность направлений и потребности аудитории. Таким образом, принимая в расчёт все ранее перечисленные факторы и обстоятельства, нами как раз и были созданы семь ранее указанных онлайн-площадок.

Следующий затруднительный момент в организации онлайн смены заключался в техническом оснащении рабочих мест, распределении аудиторий, обеспечении необходимого уровня информационно-коммуникативных компетенций кураторов площадок. В этой связи были проведены краткосрочные обучающие курсы, которые позволили достичь им требуемого уровня профессиональной готовности. Каждый куратор выбрал подходящую онлайн платформу для своего направления и смог самостоятельно провести инструктаж по работе с ней со своей группой участников смены.

На мой взгляд, самой главной проблемой стало техническое оснащение рабочих мест аудитории. Устойчивое интернет соединение, технические характеристики компьютеров и программное обеспечение — это, пожалуй, ключевой фактор, который самым непосредственным образом отразился на качестве усвоения запланированного досугово-образовательного содержания организуемых площадок. И действительно, после знакомства кураторов со своей аудиторией, в нескольких онлайн площадках пришлось внести изменения в содержание деятельности, потому что технические характеристики оборудования детей не позволяли выполнять задания в полном объеме.

Несмотря на все трудности, случившиеся на подготовительном этапе, содержание площадок было успешно адаптировано под имеющиеся условия. Стоит отметить также то, что расписание работы онлайн площадок было составлено таким образом, что ни одна из них не пересекалась по времени с другими. Фактически это означало, что каждый участник смены мог заниматься несколькими направлениями. Занятия проходили три раза в неделю — понедельник, среда, пятница. Обязательное условие — домашние задания, которые участники выполняли самостоятельно, в свободные от смены дни.

Каждый куратор вел «технический чат», в котором обсуждались задания и возникшие в ходе выполнения домашних заданий вопросы, а также эти чаты служили как служба поддержки на случай технических неисправностей, которые могли возникнуть в процессе работы онлайн площадок. Стоит заострить внимание на выборе платформы, на которой проводились занятия. Функционал каждой существующей платформы специфичен и сегодня очень сложно найти универсальную, удовлетворяющую всем необходимым требования того или иного из выбранных нами направлений деятельности. Так, например направление «Основы портретной ретуши», требует в большей степени показа экрана куратора, на котором демонстрируются приемы работы с программой Adobe Photoshop, а площадка «Флор Дизайн» нашла реализацию в записи видеоуроков по составлению флористических композиций, которые публиковались в техническом чате.

В общей сложности нам удалось охватить аудиторию в 70 человек. Причем не могу не отметить особую заинтересованность родителей, которые с удовольствием занимались вместе с детьми и присутствовали на занятиях. По завершении онлайн смены всем участникам были вручены сертификаты, а самым активным родителям благодарственные письма.

Библиографический список

  1. Шмаков С.А. Учимся играя... Методическое пособие. —М.: Изд-во ЦГЛ, 2003. —125 с.
  2. Голиков Н.А., Музыро Н.С., Мясников А.Ю, Психология и педагогика летнего отдыха. —Тюмень: Тюменский издательский дом, 2016. —227 с.
  3. Данилков А.А., Данилкова Н.С. Сфера детского отдыха: состояние, перспективы развития, тренды // Народное образование. — 2016. — № 2/3. — С. 34-44.
  4. Данилков А.А. Ситуативная тревожность у детей: возникновение и генезис, опыт преодоления: монография. — Новосибирск: НГПУ, 2006. — 264 с. 
  5. Данилков А.А. Педагогическая ошибка // Народное образование. —2014. —№ 7. — С. 102-198.
  6. Боровиков Л.И., Коган М.С. Методическая служба учреждения образования. Из опыта разработки экспериментального спецкурса // Сибирский учитель. — 1999. -№2. — С. 36-38.