Принцип опоры на клиповое мышление учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы

Номер: 

Аннотация. Актуализируя позитивные свойства клипового мышления современных школьников, автор опытным путём создаёт систему форм и методов обучения русскому языку и литературе, обеспечивающую достижение качественных воспитательно-образовательных результатов вне зависимости от господствующего у учащихся стиля мышления.

Ключевые слова: современное пространство интернет-общения, типичные особенности клипового мышления, развитие понятийно-логического мышления, выбор оптимальных форм и методов организации учебно-воспитательных отношений

Нынешнее поколение школьников, использующих Интернет на качественно новом уровне — как пространство обитания, уже не может устроить монологическая модель информационной передачи. Полифонизм информационных источников, существующий сегодня, отменяет авторитет единственной точки зрения преподавателя. Клиповое мышление пришло на смену понятийному (словесно-логическому) [1].

Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «вырезка», «отрезок», «отрывок». Таким образом, этот феномен представляет собой такой тип мышления, при котором человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов [2; 3; 4; 5].

Для нас, учителей, очевидными являются два факта:

  • невозможно избежать развития «клипового» мышления у современных школьников;
  • по причине отсутствия способности долго концентрироваться на информации и анализировать её снижается коэффициент усвоения знаний.

Попробуем не сетовать на «клиповое» мышление молодёжи, а принять это явление как объективный факт и использовать для развития наших учащихся. К тому же данный феномен в современном обществе обладает не только весомыми недостатками.

Главное достоинство «клипового восприятия» — высокая скорость обработки информации. Происходит запоминание большого количества информации, но без учёта сущностного содержания. Поверхностность клипового мышления не даёт проникновения в суть, но позволяет улавливать главное и быстро ориентироваться в информации и обстановке.

Другая его особенность — предпочтение нетекстовой, образной информации. Клиповое мышление интересует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное изображение мысли в целом. Такое сознание не мыслит, а визуализирует мир.

Обратной стороной клипового мышления является неспособность к восприятию длительной линейной последовательности — однородной и одностильной информации, в том числе книжного текста.

Определить человека с клиповостью сознания можно по следующим признакам:

  • умение отфильтровывать из общего потока информации наиболее важную;
  • умение быстро находить рекомендации к действию и немедленно приступать к практической деятельности (текст выступает набором спрятанных ключей, необходимых для понимания ситуации);
  • способность решать несколько задач одновременно — многозадачность (дети «поколения эппл» могут одновременно учить уроки, слушать музыку, изучать социальные сети и разговаривать по WhatsApp);
  • неспособность анализировать (с трудом даётся построение логических цепочек, выделение главного, формулирование выводов);
  • мышление — на уровне стереотипов, оперирование смыслами — только малой длины (возрастание сложности изучаемых объектов приводит к абсолютному непониманию изучаемого материала);
  • неспособность к восприятию однородной по содержанию (длительное объяснение учителя) и одностильной по способу предъявления информации (чтение объёмных произведений художественной литературы);
  • отсутствие способности к длительной концентрации;
  • наличие кратковременной «механической» памяти;
  • предпочтение визуальных символов;
  • языковой минимализм (клиповое мышление старается избежать встречи с языком, свести к минимуму его присутствие);
  • рассеянность, гиперактивность;
  • отсутствие эмпатии (клиповое мышление сиюминутно — его обладатели неспособны долго и искренне сопереживать кому-то; они могут забыть о трагедии через пять минут, потому что их внимание уже переключилось на что-то новое);
  • повышенная внушаемость (носителями клипового мышления легко манипулировать — достаточно прокрутить перед глазами несколько эмоциональных образов) и т.д.

Безусловно, минусов у такого вида мышления школьников для нас, педагогов, несомненно, больше, нежели плюсов. Но стоит признать очевидный факт: отменить «клиповизацию» мы не в силах. Поэтому речь идёт о том, чтобы минимизировать её последствия в учебном процессе.

На самом деле люди нового когнитивного стиля вовсе не являются интеллектуально неполноценными — наоборот, они в совершенстве владеют многими необходимыми им навыками. Они лишь выпадают из культуры, ориентированной на линейный текст. Поэтому куда более здравым являются призывы не бороться с клиповым мышлением, а использовать его особенности для учебного процесса.

Рассмотрим возможные приёмы организации образовательной деятельности обучающихся, направленные на развитие понятийного мышления, в зависимости от характерных черт клипового мышления:

 

Рекомендации по использованию разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся:

  1. Осуществлять фрагментарное представление информации, увязывание информации с визуальными образами — презентации, яркие картинки, запоминающиеся формулировки.
  2. Практиковать метод дискуссий, так как участие в дискуссии развивает коммуникативную компетентность её участников, учит отстаивать свою точку зрения и понимать противоположную, а поиск аргументации стимулирует логические процессы.
  3. Полезен и метод парадоксов. Чтобы заставить ученика размышлять, а не просто пропускать через себя информацию, нужно предоставить ему два взаимоисключающих утверждения. Поиск парадоксов и противоречий — удобное упражнение, которое искореняет потребительское отношение к информации и учит размышлять.
  4. Чтение классической художественной литературы — важнейшее средство научить самостоятельно выстраивать образную систему, а обсуждение прочитанного способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями и, в конечном итоге, приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
  5. Использование в учебном процессе метода зеркальной аудитории (flipped classroom). Слово «зеркальный» в названии метода означает, что аудиторные и домашние задания «поменялись местами»: лекции обучающиеся смотрят дома по видео, а в аудитории делают то, чем раньше занимались дома, — обдумывают проблемы и ставят вопросы.
  6. Кластеры. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления и позволяет охватить избыточный объём информации (иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом»).
  7. Для развития понятийного мышления вкупе с клиповым идеальной можно назвать проектную технологию. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся. Проектанты учатся учиться, ставить личные учебные цели, осознанно выходить из зоны комфорта в зону развития, пробовать новое, анализировать полученный опыт и делать выводы на будущее. Формируется положительное отношение к учёбе как источнику решения конкретных проблем.
  8. Сегодняшние школьники — визуалы и кинестетики: они всё хотят увидеть, потрогать, смоделировать. Работа с поэтическим текстом сложна и не всегда интересна для них. Но можно превратить такие уроки в уроки-исследования: например, раскрасить маркерами разных цветов поэтический текст, находя в нём эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.
  9. Помнить, что их привлекает игра "я прошёл на следующий уровень и получу приз" — это самый понятный способ захватить и удержать их внимание.

Таким образом, приходим к выводу, что, несмотря на особенности клипового мышления, осложняющие процесс обучения, учитель имеет возможность, используя различные педагогические технологии, формировать учебные универсальные действия и добиваться высоких результатов в обучении русскому языку и литературе вне зависимости от господствующего стиля мышления обучающихся.

Литература
1. Власов В.Г., Лукина Н.Ю. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм: Терминологический словарь. —СПб.: Азбука-классика, 2005. — 320 с. [Статья: «Клип», с. 112-113].
2. Колесникова И.А. О парадоксальности контекста современного образования // Новые ценности образования. — 2006. — 5-6. — С. 11-24.
3. Кутузова Н.В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.).  — Казань: Изд-во «Молодой учёный», 2018. — С.6-8.
4. Слаутина М.В., Сусарина В.И. Феномен клипового сознания в научной и языковой интерпретации // Психологические аспекты изучения речевой деятельности. 2017. — № 15. — С. 146-152.
5. Букатов В.М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении //Актуальные проблемы психологического знания. — 2018. — № 4 (49). — С. 5-19.

 

Дополнительные файлы: