Ситуация неопределённости как источник развития методического мастерства педагога дополнительного образования

Номер: 

Аннотация. С научно-методологических позиций «естественного педагогического эксперимента» (А.Ф. Лазурской, В.Н. Мясищев и др.) автор предлагает взглянуть позитивным образом на ситуацию неопределённости, возникающую в дополнительном образовании детей в связи с происходящими ограничительными мерами по причине эпидемии коронавируса. Характеризует найденные в творческом педагогическом коллективе формы, способы, методы и приёмы эффективного выхода из сложившейся затруднительной воспитательно-дидактической ситуации.

Ключевые слова: ситуация неопределённости, методическая система педагога, восстановление воспитательно-дидактического мастерства, ИКТ-компетентность педагогических кадров

На сегодняшний день из-за общеизвестных ограничительных эпидемиологических мер в работе почти каждого учреждения дополнительного образования произошли значительные изменения в подходах к обучению. Все активнее стали применяться сетевые технологии к организации учебно-воспитательного процесса, участились случаи вынужденной замены очных занятий дистанционными формами обучения. Вопрос о том, как, например, в относительно небольшом городе Искитиме оперативно реорганизовать систему дополнительного образования встал очень остро. Ведь почти все образовательные учреждения нашего города для сохранения учебного процесса и выполнения учебного плана перешли на удаленное обучение. По многим учебно-дидактическим и методико-воспитательным вопросам самокоррекции профессиональной деятельности для всякого конкретного педагога дополнительного образования сложилась классическая ситуация неопределённости [1; 2; 3 и др.].

Какие структурные компоненты непрерывно формирующегося жизненно-профессионального опыта педагога дополнительного образования испытывают сегодня в ситуации неопределённости наибольшую нагрузку? Думаю, что это методический компонент опыта, методическая сторона дела, а точнее говоря, привычно воспроизводимая педагогом-практиком собственная методическая модель выстраивания воспитательно-дидактических отношений. В этой связи мы полностью разделяем точку зрения новосибирского методиста-исследователя, профессора Л.И. Боровикова, который, на наш взгляд, убедительно пишет о том, что для комфортного психологического обеспечения жизнеспособности сложившейся у педагога-практика методической системы в ситуации тех или иных социально-профессиональных испытания (резких перемен, которых, увы, немало случается в российской практической педагогической действительности), педагогу необходимо овладеть особого рода комплексом автодидактических умений и навыков [4; 5]. Автодидактических, значит, самообучающих, самоконтролирующих, саморегулирующих, самостимулирующих, самопрогнозирующих, самопроектирующих, саморазвивающих и т.д. Только при наличии такого рода умений и навыков можно с оптимизмом приступить к деятельностно-эмпирической проверке психологической гипотезы известного отечественного учёного П.В.  Симонова, настаивающего на том, что, с точки зрения законов психофизиологии, неопределённая ситуация может быть стимулом к развитию [2].

Случившаяся эпидемиологическая ситуация в России включила нас в естественный социально-педагогический эксперимент. Диапазон эмоционального реагирования на стремительный выход в дистанционные формы организации учебно-воспитательных отношений у педагогов дополнительного образования, как показывают специально проведённые нами наблюдения и опросы, бывает весьма и весьма широк: от крайних отрицательных значений — до высоко эмоционально положительных, сопряжённых с проявлением и воплощением в жизнь тех или иных творческих методических идей.

В реальной жизнедеятельности нашего сплочённого педагогического коллектива закономерно происходит невольное оперативное заимствование найденных продуктивных путей, способов, методов и приёмом работы в дистанционном режиме обучения. Однако индивидуально-типологический подход в работе с кадрами методисту весьма необходимо знать и использовать. Ниже мы остановимся на результатах наиболее успешного коллективно-группового методического разрешения проблем оптимистического реагирования и вариативного практического (методического) действия. Комплексную тьюторскую работу с барьерами отрицательных реакций на ситуацию неопределённости в условиях дистанта мы адресуем в большей мере работникам служб психолого-педагогического и учебно-дидактического сопровождения профессионального развития практических педагогических работников.

Для современных учреждений дополнительного образования создание полноценной системы дистанционного образования детей, подростков, старшеклассников — задача непростая. Встреча с неопределённостью здесь возможна на каждом шагу. Но в панораме многоликих неопределённостей мы особо выделяем целевые методико-технологические аспекты.

Так, для обучения детей творчеству в дистанционном формате от педагога требуется совокупность высокого профессионализма, методической находчивости и продвинутой ИКТ-компетентности. Необходимо владение не только базовыми навыками использования офисного пакета программ, но и умение организовать учебный процесс с привлечением платформ социальных сетей, мессенджеров и доступных образовательных платформ.

В отличие от общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования не имеют специфицированных сетевых платформ и инструментов, применяемых для организации учебного процесса в системе общего образования, таких, например, как Фоксфорд, УЧИ.ру, ЯКласс, и пр.

В результате имеющейся социально-профессиональной ситуации мы столкнулись с необходимостью осуществления самостоятельного выбора педагогом пути перенесения своей деятельности в дистанционный формат. Каждый педагог МАУО ДО «Центра дополнительного образования» города Искитима решал самостоятельно, какие дистанционные платформы и педагогические методы он будет использовать. Так, педагоги туристской-краеведческой и художественной направленности для организации занятий и тренировок с обучающимися, решили использовать социальную сеть ВКонтакте. Педагоги «выгружали» подробные видеоуроки или инструкции для обучающихся, а дети, выполняя задания (тренировочные упражнения, хореографические связки, исполнение вокальных композиций), снимали видео и оправляли на электронную почту педагогам или выкладывали в группу в социальной сети. По такому же принципу педагогами и обучающимися Центра дополнительного образования в апреле 2020 года был организован и проведен концерт «На Удаленке» https://www.youtube.com/watch?v=9feMXyPIDaI.

Для организации работы по программам технической направленности «Занимательная информатика» и «Прикладная информатика» педагогами дополнительного образования использовался следующий сайт учителя: https://sites.google.com/view/zaninfo/%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0. На сайте были размещены задания и дидактический материал с подробным описанием для самостоятельного изучения к каждому занятию. Так как эти программы реализуются в основном в начальной школе, то обратная связь с педагогом была организована посредством электронной почты с привлечением родителей.

С сентября 2020 года у нас разработана и реализуется дистанционная дополнительная общеобразовательная программа «Занимательное программирование в Scratch», цель которой — формирование ключевых компетенций объектно-ориентированного программирования средствами визуальной среды программирования Scratch. Данная программа реализуется на платформе дистанционного обучения Moodle. Moodle позволяет создавать с нуля собственные дистанционные авторские курсы, организовать обучение и тестирование учеников, используя встроенные инструменты контроля. Для организации очных встреч и консультаций по работе в программе применяется платформа Zoom. Запуск этой программы позволил предоставить возможность получения дополнительного образования детям, мотивированным на изучение различных сред визуального программирования.

Реализация дополнительных образовательных программ в дистанционном формате выявило ряд следующих актуальных проблем:

  • отсутствие нормативно-правовой базы по применению дистанционных образовательных технологий;
  • технические проблемы с оборудованием, как у педагогов, так и у обучающихся;
  • необходимость внесения изменений в образовательные программы;
  • Недостаточная ИКТ-компетентность педагогов и обучающихся в использовании сетевых технологий;
  • большая загруженность детей уроками в основной школе, и, как следствие, переутомление при многочасовом нахождении за компьютером;
  • снижение мотивации детей и неумение рациональным образом организовать свое учебно-образовательное время.

 

Несмотря на все вышеперечисленные сложности, необходимость внедрения в практику дополнительного образования детей, подростков, старшеклассников сетевых технологий, дистанционных форм обучения и непрерывного повышения ИКТ-компетентности у педагогов стала более чем очевидна. У педагогов день ото дня растёт понимание того, что дистанционные технологии дают возможность использовать дополнительные образовательные ресурсы, в том числе и интерактивные, как для разнообразия форм самой учебной деятельности, так и за рамками непосредственного освоения дополнительных общеобразовательных программ. Постепенно восстанавливается и темп развития методического мастерства. Устраняются бывшие ранее отдельные высказывания в части эмоционально отрицательного отношения к «вынужденному педагогическому дистанту».

Кроме реализации дополнительных общеобразовательных программ, у нас ведется активная работа по подготовке и проведению городских социальных проектов и тематических научно-практических конференций школьников. Часть мероприятий, такие как: городские соревнования школьников по экономике, соревнования по МЭКОМ, переведены полностью в дистанционный формат с использованием платформы ZOOM, а проект «Школа юного предпринимателя Start », целью которого определено создание условий для социализации личности школьника, воспитания будущего социально-ответственного предпринимателя и достойного гражданина, реализуется в очно-дистанционном формате с привлечением школьных команд и организаций бизнеса, предпринимателей городов Искитима и Бердска.

Итак, интенсивный переход к дистанционной форме обучения это не только вынужденная мера в современных условиях, но и качественно новый организационно-педагогический подход при творческом построении методико-образовательной деятельности, причём как в школах, так и в дополнительном образовании. Но нужно помнить, что какие бы технологии мы не использовали, в центре внимания должны оставаться дети, с их интересами, потребностями и потенциальными возможностями развития. Обучение и воспитание здоровой, ответственной и гармонично развитой личности в наши дни является основным приоритетом в образовании.

 

            Литература

1. Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределённости как стратегия навигации развивающихся систем // Вопросы психологии. – 2014. — №4. — С. 13–26.

2. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Монография. — М. Наука, 1981. — 216 с

3. Белорусова Е.А. Ситуация неопределённости как источник развития личности. // Молодой учитель. —2018. — № 50. — С.455 — 459.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.

5. Боровиков Л.И. Методическая система педагога. От элементарной грамотности — к высокому профессионализму: построение индивидуальной траектории развития // Развитие детской одарённости: открытая методическая школа. Из опыта творческой поисковой деятельности педагогов Новосибирской области. Пособие по автодидактике. Вып. 1. // Авт.-сост. Л.И. Боровиков, Н.Н. Малахова. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015, с. 11–17.

6. Боровиков Л.И. Воспитательный профессионализм, его сущность и особенности развития у опытных педагогов-практиков в процессе повышения квалификации // Дополнительное профессиональное образование: достижения, проблемы, тенденции: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Кемерово, 23 -24 ноября 2005 г.) / сост. Л.Н. Вавилова; под общ. ред. И.А. Жигаловой, Т.С. Паниной. —Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2005, с.188–190.