Путь к смелости как алгоритм подготовки обучающихся к соревнованиям по туризму

Номер: 

Аннотация: автор лаконично представляет отработанный алгоритм подготовки учащихся к соревнованиям в соответствии с направленностью реализуемой дополнительной общеобразовательной программы. Статья раскрывает деятельность педагога в соответствии с профессиональным стандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Ключевые слова: соревнование, детский туризм, этапы подготовки к соревнованиям.

Участие в соревнованиях — очень важная часть образовательной программы. Одним детям нравится сравнивать свои достижения с достижениями сверстников, другим — отмечать собственное развитие, третьих привлекает атмосфера соревнований, а кому-то просто интересно всё новое, что с ним происходит, особенно в компании товарищей. Поэтому большинство детей охотно принимают в них участие. А для педагога открывается прекрасная возможность в процессе подготовки ребёнка к соревнованиям решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Подготовка к соревнованиям — сложный и длительный процесс, состоящий из нескольких важных блоков.

  1. Физическая подготовка
  2. Психологическая подготовка
  3. Техническая подготовка
  4. Правильное питание, эффективное восстановление

В туризм в Новосибирске, как правило, приходят дети, которые из-за высокой конкуренции или особенностей здоровья не могут достичь высоких результатов в других видах спорта, а потребность в физической активности формирует стремление к самовыражению именно в спорте. Поэтому, если в других видах спорта тренеры ориентируют спортсменов на победу в соревнованиях, то я, чтобы не травмировать детей и не гасить в них желание заниматься спортом, при подготовке к соревнованиям в дисциплине «дистанция» ориентирую их на выполнение разрядов, дающих право выступать на технически более сложных, а потому и более интересных дистанциях. Кроме того, я объясняю им, что поход — это тоже спортивное мероприятие в дисциплине «маршрут», по итогам которого также проводятся официальные соревнования, определяются победители и призёры, присваиваются разряды. Чтобы пойти в категорийный поход (протяжённостью 100 км и более), сначала нужно сходить в несколько степенных (протяжённостью от 15 до 75 км). Подготовка к походам включает в себя те же блоки, что и подготовка к дистанциям. Одна часть этих блоков прописана в общеобразовательной программе, другая осуществляется непосредственно педагогом.

  1. Физическая подготовка. Ребёнок не будет заниматься общефизическим развитием, если ему обозначить целью полезность этих занятий, но с готовностью выполнит задания педагога, если цель — достойно выступить на соревнованиях; выполнить разряд, который даёт возможность выступать на более интересных соревнованиях. В тёплый сезон года занятия по общей физической подготовке проводятся преимущественно в сквере Сибиряков-Гвардейцев и представляют из себя комбинации различного бега. Преимущественно это лёгкий бег с целью тренировки и укрепления сердечной мышцы, в меньшей степени бег с ускорением и другие виды беговых упражнений, имеющие целью также кардиотренировку. Силовые упражнения выполняются на территории открытой спортивной площадки. В межсезонье при дождливой погоде физическая подготовка проводится в помещении. Кардиотренировка в помещении заключается в прыжках через скакалку, также практикуются силовые упражнения — отжимания, подтягивания на высокой перекладине, упражнения на укрепление пресса и на растяжку. Зимой кардионагрузку даёт бег на лыжах в сквере Сибиряков-Гвардейцев, который одновременно готовит обучающихся к участию в лыжных маршрутах и соревнованиям на лыжной дистанции. Силовые упражнения и растяжка проводятся в учебном кабинете. На занятиях по общей физической подготовке необходимо учитывать не только возраст, а также физиологические особенности и текущее физическое состояние спортсменов. Чрезмерная интенсивность может привести к сильной усталости, плохому самочувствию и даже болезни.
  2. Психологическая подготовка важна не меньше физической, ведь главной причиной совершения ошибок является волнение. Я стараюсь на тренировках, непосредственно готовящих детей к соревнованиям, объяснять, что соревнования — это праздник. Судейская бригада старательно подготовила интересную дистанцию в красивом месте, чтобы у всех участников остались хорошие воспоминания об этом событии. Подготовка дистанции — длительный, трудоёмкий и финансово затратный процесс, мы на технических тренировках можем отрабатывать лишь отдельные этапы, поэтому нужно быть благодарными к тем, кто организует и проводит соревнования. Выпускники нашего туристского клуба помнят многие интересные дистанции. Поэтому если относиться к соревнованиям как к чему-то тягостному, что хочется побыстрее пережить, тогда лучше пока в них не участвовать. Очень важно научиться преодолевать своё волнение и чётко выполнять поставленную задачу при одновременном старте двух и более участников. Для того чтобы обучающиеся научились спокойной работе в условиях конкуренции, я на технических тренировках оборудую по две нитки этапа и даю одновременный старт двоим участникам. А по окончании забега провожу его анализ, обращая внимание на ошибки, связанные именно с волнением и подсказывая, как научиться их не повторять. При этом всегда напоминаю, что главная победа — это не первое место, а победа над собой, а именно способность быть выше своих эмоций и несмотря ни на что, даже на ошибки и неудачи, идти до конца, т.е. не сойти с дистанции, финишировать. Кто победит свои чувства (т.е. научится их контролировать, а то и вообще не допускать, если они мешают), тот будет победителем не только в спорте, а и по жизни.
  3. Техническая подготовка. Я готовлю детей к участию в таких соревнованиях, где технически подготовленные участники оказываются успешнее сильных и быстрых, но технически слабых. Тренеры других видов спорта называют спортивный туризм «спортом инвалидов», имея в виду то, что к нам приходят дети, которые попали под выбраковку в других видах спорта. Зато здесь за счёт технической подготовки они становятся успешными. Ориентироваться обучающиеся учатся в ходе подготовки к соревнованиям по спортивному ориентированию. Для этого в сквере Сибиряков-Гвардейцев, на который нарисована карта, я устанавливаю контрольные пункты: красные ленточки, на них карандаши разных цветов, которые обозначаются в карте. Обучающимся нужно найти контрольные пункты и карандашом поставить отметку в карточке. Техническая подготовка к соревнованиям по спортивному туризму заключается в изучении технических приёмов прохождения этапов дистанции. Часть этапов оборудуется на лестнице в филиале дома творчества, часть — во дворе дома творчества, часть — в сквере Сибиряков-Гвардейцев. Когда не получается оборудовать этапы, я делаю их имитацию, позволяющую отработать алгоритм действий. Оказание доврачебной помощи, изготовление носилок, надевание индивидуальных средств защиты при подготовке к соревнованиям, «Школа безопасности» проводятся в учебном кабинете.
  4. Правильное питание, эффективное восстановление. Для многих детей здоровьесбережение не является ценностью, ради которой следует питаться правильно или ложиться спать вовремя, а вот для достижения хороших результатов в спорте они готовы отказаться от вредных вкусовых пристрастий и соблюдать режим бодрствования и сна. Основы гигиены, закаливания и правильного питания я объясняю детям на теоретических занятиях. Когда они узнают, что режим дня, достаточный сон, сбалансированный рацион питания, — это то, что приводит к успеху на соревнованиях, у них появляется дополнительный стимул вести здоровый образ жизни. Ещё у нас есть традиция: по окончании многодневного летнего маршрута, в котором питание скудное относительно домашнего, дети идут в магазин и покупают всё, что захотят, кроме тех продуктов, которые являются наиболее вредными: чипсы, сухарики, лимонад — под запретом. Это приводит к тому, что дети замечают на полках полезные лакомства, и покупают их также охотно, что формирует у них понимание того, что полезное может быть вкусным.

Таким образом, я рассматриваю участие обучающихся в соревнованиях как замечательную возможность воспитать в них лучшие волевые и нравственные качества. А для детей соревнования — это всегда неординарное событие, остающееся в памяти. Главное здесь — не переборщить. У детей должно быть не более соревновательных дней, чем они могут вынести без физического переутомления и эмоционального выгорания. Чтобы это отследить, нужно проявлять внимательность и тактичность: не настаивать на участии ребёнка в соревнованиях, если он этого не хочет. В то же время обсуждать нежелание ребёнка, т.к. ему, возможно, нужна поддержка педагога и (или) родителей, чтобы преодолеть свой страх и неуверенность, или укрепить волю. Могут быть и другие причины, их выявление — также задача педагога, решение которой в итоге приводит к достижению цели всего педагогического процесса освоения дополнительной общеобразовательной программы по туризму «Путь к смелости» — формирование психологически зрелой, социально устойчивой личности, способной к вдумчивому, сознательному, ответственному поведению.

Список литературы:

  1. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования: учебно-методическое пособие для руководителей детских творческих объединений. – Новосибирск: Изд. НИПКиПРО. —2002. — 150 с.
  2. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. —М.: Агентство «Мегаполис», 2008. — 392 с.
  3. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие. —М.: МИРОС, 2001. — 208 с.
  4. Педагог дополнительного образования (методическое пособие) / отв. редактор Черникова Л.В. —Новосибирск: Изд. НИПКиПРО, 2008. — 56 с.
  5. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. Н.Л. Селивановой. —М.: Педагогическое общество России, 2001. — 284 с.