Детство. Творчество. Интеллект

Номер: 

Аннотация. Раскрывая воспитательный потенциал искусства, педагогический коллектив детской художественной школы опирается на взаимосвязь системно-деятельностного и компетентностного подходов, обеспечивая в итоге оптимальный выход на исконную природу детства, наполненную творческим созиданием и эмоционально насыщенным интеллектом.
Ключевые слова: специфика дополнительного образования; законы художественного мышления; развитие компетенций; приоритет воспитания; комплекс личностно-ориентированных учебных дисциплин.

Как писал Николай Александрович Умов (1846-1915), известный физик-теоретик и, одновременно талантливый философ «Воспитание не может ограничиваться одной целью — давать образованных граждан. Дело воспитания, заканчивающееся не одною школой, но продолжающееся и в общественной жизни, должно быть обставлено по возможности всеми средствами, способствующими упражнению и развитию творческих, интеллектуальных способностей личности, ее энергии и инициативы» [1]. Такие возможности даёт дополнительное образование [2; 3; 4 и др.].
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает обучающимся в профессиональном самоопределении, способствует их интеллектуальному развитию.
Действительно, школа дает общее образование, социально важное и жизненно значимое; но многогранному развитию личности, раскрытию ее творческих, ин­теллектуальных способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование.
В наши дни детская школа искусств как учреждение дополнительного образования представляет собой учебное заведение, имеющее огромный потенциал и возможности внести большой вклад в интеллектуальное воспитание и образование детей. Творчество рассматривается нами как высшая форма углублённого, эмоционально и интеллектуально насыщенного познания, а собственно интеллектуальные творческие способности — как максимальный уровень культурно-личностного развития, а потому, все природные задатки и способности современного ребёнка должны быть тесно связаны с интеллектом. Мы считаем, что чем выше уровень подлинного интеллектуального развития ребенка, тем более субъективно богатой и, в то же время, объективированной является его индивидуальная «картина мира».
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский в своей работе «Психология искусства» очень точно написал: «Искусство есть работа мысли, но совершенно особенного эмоционального мышления... Нужно не только выяснить совершенно точно, чем отличаются законы мышления от прочих типов этого процесса, нужно еще дальше доказать, чем отличается психология искусства от других видов того же эмоционального мышления» [5]. В этом направлении наш педагогический коллектив развивает свой профессионализм, стараясь сообща преодолеть возникающие теоретические и методические проблемы.

Занимаясь в школе искусств, ребенок приобретает такие компетенции, как:

  • интеллектуальная, включающая в себя художественно-творческое мышление;
  • ценностно-смысловая, заключающаяся в осознании художественной ценности произведения, его особого (музыкального, изоб­разительного) образа, духовно-эстетического смысла;
  • творческая, основанная на развитии способностей, умении самобытно интерпретировать произведения искусства и др.;
  • практическая, формирующая предметно-художественные навыки (музыкальное исполнительство, театральное и изобразительное искусство);
  • двигательно-техническая, направленная на развитие и со­вершенствование индивидуальных способностей ученика (хореографическое искусство; сценическое движение);
  • информационная, позволяющая находить, анализировать, обобщать, систематизировать, творчески преобразовывать полученную информацию, создавать личный банк данных (портфолио) новейших приемов, методов работы, а также использовать ресурсы современных компьютерных технологий;
  • личностно-созидающая, иными словами, компетенция личного самосовершенствования, нацеливающего растущую личность на всестороннее гармоничное саморазвитие, на самоактуализацию, эмоциональную саморегуляцию, расширение музыкального круго­зора, освоение классических норм профессионализма.

На развитие всех вышеперечисленных компетенций в нашей Детской школе искусств «Гармония» в данный момент существует 13 комплексных программ дополнительного образования детей. Программы (как общеразвивающие, так и предпрофессиональные) решают следующие задачи: формирование общей культуры личности ребенка, общеинтеллектуальное развитие, социально-культурная адаптация к жизни в обществе, создание благоприятных предпосылок для осознанного выбора профессии, для начального освоения определенных художественно-творческих знаний и умений.
Приоритет воспитания в нашей Детской школе искусств выражается в том, что каждому обучающемуся дается возможность раскрыть свои способности, а все ученики, как правило, участвуют в концертно-конкурсной, олимпиадной и выставочной деятельности. Личные достижения в развитии каждого ученика имеют для нас неоспоримую ценность, в каких бы оценочных результатах это не выражалось. В учащихся воспитывается трудолюбие, любовь к искусству, уважение к личности другого человека. Ребенку даются не только знания и навыки, но главное — он включается в творческую, эмоционально и интеллектуально насыщенную деятельность. Например, на занятиях в классах духовых и ударных, народных инструментов, на уроках сольного и хорового пения дети с юного возраста знакомятся с классическими музыкальными произведениями, с биографиями известных композиторов и музыкантов, таким образом, получая определенный культурный багаж, который позже, несомненно, проявится в заметной образованности и интеллигентности.
Цикл теоретических дисциплин в нашей Детской школе искусств (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература) способствует эстетическому воспитанию, расширению музыкального кругозора и общекультурного интеллекта, развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления, творческих навыков, формированию любви и интереса к серьезному музыкальному искусству, пониманию основ музыкального творчества. Всё это ведёт к системно-комплексному развитию их музыкальных задатков и способностей.
Изучая предметы образовательной программы «Изобразительное искусство», такие как: «рисунок», «живопись», «композиция», у ребенка развивается ассоциативное, перспективное и нестандартное мышление, формируется цветовая культура, образное мышление и тонкий эстети­ческий вкус. А знакомясь с историей искусств, дети учатся ценить про­изведения искусства разных эпох, расширят свой кругозор, переосмыс­ливая в личностном ключе всё увиденное и услышанное на занятиях.
Занимаясь хореографией, наши воспитанники учатся объективно воспринимать и оценивать произведения хореографического искусства, становятся самыми лучшими, самыми подготовленными зрителями для профессионального театра.
Хореография является искусством с высокой степенью условности, и далеко не каждый человек способен воспринимать и правильно оце­нивать происходящее на балетной сцене. Но совершенно очевидно, что каждый профессиональный деятель хореографического искусства хотел бы контакта с умным, пони­мающим зрителем. Поэтому художественно - эстетическое воспитание является одной из важнейших стратегических задач как в системе дополнительного об­разования в целом, так и детской школы искусств, в частности.
Для кого-то из учащихся детской школы искусств «Гармония» кон­кретный предмет, конкретная дисциплина станут профессией, важным компонентом их дальнейшей жизненно-профессиональной деятельности, а для кого-то - просто занятием для души. Как же в жизненно-философском ключе можно подытожить всё ранее сказанное?
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить», - утверждал известный немецкий педагог А. Дистервег. Достичь этого не просто. Для нас сегодня главное – обеспечить единый, целостный, гармонично сбалансированный процесс развития, воспитания и образо­вания, сделать всё возможное, чтобы этот процесс был нацелен на достижение таких воспитательных результатов, как:

  • психологический комфорт для каждого ребенка;
  • повышение самооценки, уверенности в собственных силах;
  • позитивное изме­нение отношения ребенка к миру, культуре, к самому себе;
  • повышение социальной гибкости. динамичности, устремлённости ребенка к общекультурному развитию;
  • посильное оказание культурного влияния на микросоциум.

...Вот так и стоим мы сегодня между двумя мирами – миром детства и миром творчества. Эти миры, на наш взгляд, расположены совсем рядом друг с другом. Если воспользоваться метафорой, то наша функционально-педагогическая роль это роль портье. Главное здесь - вовремя и одно­временно открыть обе двери на пути к художественному совершенству, художественному творчеству и мастерству.
 

Литература
1. Умарова М.С. Концепция Н.С. Умова о живой материи, её происхождении, современные представления. // Философские науки. – 2003. - №6. - С. 76-86.
2. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России, - 2005. - №2. - С.3-11.
3. Иванченко В.Н. Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы. -Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2007. – 256 с.
4. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентный подходы в образовании. Проблемы интеграции М.: Изд-во «Логос», 2009.- 180 с.
5. Выговский Л.С. Психология искусства. -СПб: Азбука, 2000. – 416 с.
6. Боровиков Л.И. Научный руководитель в инновационном учреждении дополнительного образования детей. -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. – 80 с.
7. Интегративное образовательное пространство: воспитательно-развивающие ресурсы : Материалы IХ районных межведомственных  педагогических чтений (Новосибирск, 8 апреля 2014 г.) – Новосибирск: Изд-во «Апостроф», 2014. – 84 с.