Внутрикорпоративные формы интенсивного развития профессиональной культуры педагогического коллектива. Модель школы с углублённым изучением английского языка

Номер: 

Аннотация. Эмпирическим путём доказывается продуктивность интенсивного развития профессиональной культуры педагогического коллектива школы с углублённым изучением английского языка посредством тесной взаимосвязи трёх основных форм профессионально-образовательной деятельности: наставничество, единый методический день и обобщённо-синтетической по своему духу «Школы педагогического мастерства».
Ключевые слова: интенсивное профессиональное развитие педагогических кадров, организационно-педагогические формы работы, внутрикорпоративная методическая работа педагогического коллектива.

В нашей новосибирской Средней общеобразовательной школе № 96 с углубленным изучением английского языка одной из наиболее эффективных форм внутришкольной системы работы с коллективом над многогранным профессионализмом в настоящий момент зарекомендовала себя «Школа педагогического мастерства» (ШПМ). Мы считаем, что ШПМ есть особый коллективный общественный орган, объединяющий членов педагогического коллектива в целях создания благоприятных условий для овладения современными инновационными педагогическими технологиями и успешного, теоретически продуманного внедрения их в практическую учебно-воспитательную деятельность. В своей опытно-исследовательской работе мы продолжаем линию профессионально-образовательных действий, намеченную в публикациях ряда других творчески работающих коллективов различных российских образовательных организаций [1; 2; 3 и др.].
ШПМ координирует работу педагогов нашей образовательной организации, направленную на развитие методической составляющей целостного образовательного процесса, освоение инноваций, проведение опытно-экспериментальной, исследовательской и инновационной деятельности педагогического коллектива.

Работа «Школы педагогического мастерства» осуществляется педагогами нашей школы посредством:

  • самостоятельного совершенствования воспитательно-образовательного процесса;
  • предварительного обсуждения проектов рабочих, инновационных, экспериментальных программ и последующей «переадресовки» их Методическому совету для итогового экспертного анализа и утверждения;
  • освоения вариативных личностно-ориентированных подходов к творческой учебно-воспитательной деятельности, обеспечивающей интенсивное профессиональное самообразование и самореализацию личности педагога;
  • стимулирования инициативы и активизация членов педагогического коллектива, побуждения их к проведению исследовательской и экспериментальной работы, направленной на совершенствование целостного — учебного и воспитательного — процесса в образовательной организации;
  • вдумчивого изучения профессиональных достижений «сторонних» педагогов, обобщения и внедрения их инновационных идей в свою практику;
  • совершенствования методического опыта, накопления инновационного методического багажа, проблемно-резервного материала;
  • анализа и обогащённого внедрения разнообразных форм и методов активного обучения.

Распорядок работы Школы педагогического мастерства подчинён у нас ряду следующих регламентирующих требований:

  • заседания ШПМ проходят один раз в четверть;
  • работу ШПМ координируют 2 педагога, представляющих обязательно разные уровни школьной системы образования;
  • в проведении занятий ШПМ принимают участие педагоги высшей и первой квалификационной категории;
  • тематика заседаний ШПМ составляется в соответствии с наиболее актуальными проблемами, возникающими в процессе повседневной учебной и воспитательной деятельности.

Плановые заседания Школы педагогического мастерства, состоят обычно из двух блоков: теоретического и практического. В рамках теоретического блока нами рассматриваются концептуальные, методологические и стратегические основы образовательного процесса. Практический блок направлен на эмпирическое осознание методической или технологической стороны проблемы, выработку стратегически единого, но методически вариативного подхода к её разрешению, отработку комплекса практических навыков, смоделированных в ходе теоретического блока.
Укажу на один немаловажный организационно-педагогический штрих. Вступление педагога в новую должность всегда сопровождается у нас специально организуемым процессом его адаптации. Поэтому в нашей СОШ № 96 существует явно оправдавшая себя система наставничества, при которой каждому молодому или вновь прибывшему педагогу оказывается помощь опытным педагогом из предметного методического объединения. Целью такой системно-методической деятельности является непосредственное оказание практической помощи указанной категории педагогических работников в вопросах эффективного обретения и совершенствования теоретических и практических знаний, так сказать, «стартового» развития их педагогического мастерства.
Выделим основные направления типичной системы деятельности педагога-наставника: 1) адаптационная работа; 2) психологическая поддержка; 3) мотивация самообразования; 4) организация профессиональной коммуникации.
Из анализа результатов обобщения опыта работы по организации системы наставничества в нашей школе мы можем сделать вывод о том, что данная система обеспечивает более быстрый темп адаптации учителей, ускоряет процесс овладения ими сложившимися нормами профессионально-педагогической этики, профессиональной педагогической культуры.
Ещё одной эффективной формой методической работы СОШ № 96 с углубленным изучением английского языка является ежегодное проведение «Единого методического дня» (ЕМД).
Выбор темы ЕМД обусловлен спецификой и запросами школы, определяется и утверждается Методическим советом. Такая форма позволяет объединить теоретическую и практическую работу, сконцентрировать её на определенной проблеме.
В организационно-педагогическом плане Единый методический день, как правило, состоит, во-первых, из пленарной части (теоретических выступлений и анализа мониторинговых исследований), во-вторых, из представления педагогического опыта через различные формы и модели организации педагогической деятельности (урочной, внеурочной, творческое использование оригинальных технологических приемов и др.), в-третьих, из практического занятия для педагогов и, в-четвёртых, анализа и подведения общих итогов работы.
Например, на Едином методическом дне по теме «Повышение качества образования в образовательной организации» (2019-2020 уч. г.) учителя начальных классов представили открытые уроки «Закрепление правописания «-ться» и «-тся» у глаголов» в 4-м «А» классе и «Вычитаем числа» в 1-м «В» классе, а учитель физической культуры провел занятие с учащимися 2-го «Б» класса «Организация самостоятельной работы», проиллюстрировав примерами упражнения «Кувырок вперед». Учитель английского языка для педагогов школы провела мастер-класс «Организация участия в конкурсном движении».

Литература
1. Ефимкина А.И. Повышение профессионализма педагогов без отрыва от практической педагогической деятельности // Сибирский учитель. — 2013. — № 1. — С.62-65.
2. Третьякова Л.В., Колышкина Т.И., Боровиков Л.И. Создание внутрикорпоративной системы непрерывного развития профессионализма педагогических кадров. // Сибирский учитель. — 2013. — № 1 (86). — С.28-31.
3. Поздеева С.И. Сопровождение профессионального развития молодого педагога в школе: организация наставничества. // Сибирский учитель. — 2017.  № 2. — С.33-38.
4. Попова Е.В. Формы внутрикорпоративного повышения педагогической культуры с.330-331.
5. Цирульников А.М. Феномены и культурные практики: формальное и неформальное образование в контексте социокультурного подхода. // Вопросы образования. — 2016. —№3. — С.260-274