Уроки мастерства. Учимся у детских писателей и поэтов

Номер: 

Аннотация. Детское литературное творчество придставлено в виде многогранного, эмоционально насыщенного, технологически тщательно выверенного процесса, охватывающего системно скоординированное пространство учебной и внеучебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: игра; детское литературное творчество; подражательное квазитворчество детей; формы организации литературно-игрового процесса; долгосрочный развивающий эффект.

Творить иль не творить? Вот в чём вопрос... Сразу отвечу: творить и ещё раз творить! Всегда, каждую минуту, по любому поводу, эмоционально окрашивая происходящие события, формируя определённые впечатления, развивая естественную внутреннюю готовность и потребность к творческой деятельности.
Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский предлагал развивать и стимулировать детское литературное творчества подобно игре, а именно: советовал предлагать детям задания и темы, предполагающие продуцирование ряда определённых впечатлений у них [1]. Он же отмечал, что наилучшим стимулом для детского творчестве является такая организация жизни и среды детей, которая пробуждает соответствующие их потребности и возможности [2].
Вот уже более 20 лет я и мои коллеги работаем по программе литературного образования младших школьников «Дети-читатели», авторами которой являются талантливые московские авторы Т.С. Троицкая и О.Е Петухова [4]. Хочу сразу заметить, что наша с детьми литературная деятельность давно уже вышла за рамки строгого регламента урока и переместилась в более свободное внеурочное время, проявляясь в самых различных формах организации литературно-творческого процесса. Так на протяжении вот уже многих лет практически реализуется идея создания сборников литературного творчества наших учеников.
Работа начинается с первых дней литературного бытия ученика в качестве соавтора при выполнении простейших учебных заданий. Например, вписать слово, строку, а чуть позже даже и строфу в авторский текст Самуила Маршака, Корнея Чуковского или Владимира Орлова. Для нас, взрослых, это, конечно же, простейшая задача. Но для первоклассников — достаточно сложная. На степень трудности такого рода задач влияют (опять же, по справедливому мнению Л.С. Выготского) два основных «тормозящих» фактора: во-первых, малый словарный запас и, во-вторых, отсутствие жизненного опыта. Специфика используемой нами обучающей и развивающей технологии помогает преодолеть эти затруднения и успешно решить следующую поставленную нами задачу — сделать результат творческой деятельности младшего школьника общим достоянием, ценным и значимым, а тем самым перевести достигнутый учебный результат в положительно эмоционально окрашенный опыт ученика.
Наши сборники бывают разные: индивидуальные (авторские) и коллективные; бывают сборники, выполненные за считанные минуты и те, которые иллюстрировались, печатались, а потом празднично презентовались. Но назначение у них одно: запечатлеть, зафиксировать уникальную кратковременность творчества учащихся. Сделать это воплощение материальным, реально ощутимым. тут имеется и воспитательная составляющая. Однажды я спросила своих учеников: «Зачем мы это делаем?» И знаете, что они мне ответили? «Для своих детей. Что они читать-то будут...». Звучит немного наивно, но как всё же удивительно точно здесь выкристаллизовывается ценностная позиция ребёнка по отношению к своему творческому труду. А это, согласитесь, важно!
Следующая форма литературного творчества — мультфильмы и игровые фильмы. Эта форма, требующая определённых умений и навыков от учителя, но она вполне доступна и осуществима, если учесть современные возможности наших учеников, которые, можно сказать, рождаются уже с гаджетами в руках. Исходным материалом для создания таких фильмов также являются детские квази-творческие работы.
В нашем подходе квазитворчество — это подражательная деятельность учащихся, организованная учителем для решения учебно-методических задач [4, с. 70]. Иллюстрации и костюмы для фильмов создаются либо на других уроках (ИЗО и технология), либо изготавливаются на внеурочных занятиях и кружках. Зато уж съёмки — это целое событие! У фильмов, как я заметила, есть два больших преимущества перед спектаклем: во-первых, есть возможность что-то доделать, что-то переделать, причём в любой момент, а во-вторых, есть возможность «спрятаться». Это для тех, кто особенно стесняется. Мы даём ребёнку возможность социально реализовать, проявить свои способности, причём в эмоционально комфортных для него условиях. Согласитесь, что это гораздо гуманнее и бережнее по отношению к детям, у которых есть проблемы эмоционально-психологического характера. Поэтому, как мне кажется, застенчивые дети так любят создават фильмы.
Спектакли, на наш взгляд, — это «высший пилотаж» актуализации детского литературного творчества. Автор и исполнитель — двойная ответственность.
Я неслучайно делаю акцент на ответственности. В чём она состоит в данном контексте? Создать качественный текст и достойно представить его зрителю. Ведь мы не только обучаем, развиваем, но и воспитываем. Драматизация — это наша любимая форма социально-ориентированной деятельности. Трудоёмкая, суетная, порой, драматичная... Где найти для неё время в и без того плотном учебном графике? На уроке (чтение по ролям), в коллективных выступлениях, в театральных постановках. А сценическому мастерству учимся у профессиональных актёров. Уже несколько лет кружком «Школа актёрского мастерства» руководит актёр театра «Красный факел», Заслуженный артист России Григорий Александрович Шустер. Ежемесячно перед нами выступают артисты Новосибирской филармонии на внеурочном проекте «Литературные чтения». Конкурсы чтецов, которые масштабно проходят в школе каждую учебную четверть, тоже благоприятно влияют на оттачивание актёрского мастерства, навыков сценической речи.
Итак, драматизация как средство представления и актуализации детского литературного творчества очень часто присутствует в нашей внеурочной жизни. Выполняя квазитворческие задания, подражая тому или иному мастеру художественного слова, мы создаём, к примеру, поздравления мамам к 8 марта или напутствие выпускникам на Последнем звонке, готовим творческий подарок четвероклассникам, оканчивающим начальную ступень школьного образования.
Настоящим праздничным фестивалем детских литературно-ориентированных спектаклей являются у нас «Рождественские чтения», приуроченные к окончанию второй учебной четверти и Новогодним праздникам. Это своеобразный творческий отчёт детей. Наиболее удачные, на их, уже собственный, авторский, взгляд, произведения ребята «являют» публике. Формы представления здесь бывают самые разные: мини-спектакли, монологи, кукольные представления... Творчеству и полёту фантазии не бывает предела.
В завершение хочу уточнить следующее: технология, по которой мы работаем, не учит литературе в привычном смысле слова, она лишь позволяет литературе через игру, как естественное состояние ребёнка, войти в его сознание и стать ярким, запоминающимся событием жизни.
Маленький человек, только открывающий дверь в огромный мир, делающий первые шаги, робок и неопытен. Он ещё не приспособлен к миру. Эта его неприспособленность (опять же, обратимся к Л.С. Выготскому) лежит в основе творчества, из неё же возникают потребности, стремления и желания. Хочу обратить внимание коллег на следующий аспект, на мой взгляд, очень важный и актуальный. Коллективное творчество естественным образом переключает процесс с личностного «яруса» на коллективный, с индивидуального на масштабный, иными словами, с «Я» на «МЫ».
Наш многолетний опыт показал, что детскому коллективному литературному творчеству свойственны следующие черты:

  • комбинирующая фантазия и приращение смыслов, словотворчество. Налицо также взаимообмен, взаимообогащение;
  • эмоциональный подход, безусловно, формирует качество жизни, но ещё от признания в детской группе возрастает самооценка, уходят зажимы и комплексы, как следствие — ребёнок становится более открытым миру;
  • стремление привести эмоциональное и образное построение текста во внешнюю словесную форму, возможность попробовать на себе разные формы и выбрать наиболее комфортную для себя, своего самовыражения и творчества;
  • детское творчество питается впечатлениями, идущими от действительности, а действительность — это умение выразить себя.

Детское творчество — синкретическое: в нём ещё не разведены отдельные виды искусства. Этот синкретизм указывает на тот общий корень, из которого разделились все остальные виды детского искусства, — на детскую игру. Связь детского художественного творчества и игры заключается, по Выготскому, в том, что ребёнок творит любое свое произведение в один приём, редко работает над ним долго, и ещё в том, что оно не разделено с детскими переживаниями ребёнка. Но в этой его особенности как раз и заложен великий смысл.
Смысл детского литературного творчества заключается в том, что оно способствует развитию творческого воображения, обогащает эмоциональную жизнь ребёнка. И, хотя это творчество не может воспитать в ребёнке будущего писателя, оно помогает ему овладеть человеческой речью.

Литература
1. Словарь Л.С. Выготского / Под ред. А.А. Леонтьева. — 3-е изд., стереотипное. —М.: Изд-во «Смысл», 2014. — 119с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. психологический очерк. Кн. для учителя. 3-е изл. — М.: Просвещение, 1991. — 93с.
3. Детские писатели / авт.-сост. В.А. Рехлова. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008  — 40с.
4. Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников. Коммуникативно-деятельностный подход. Монография. —М.: Изд-во АПКиПРО, 2004. — 314с.
5. Зубанова Е.Ф. Вытворяшки или Вы творите ли? // Детский сад и начальная школа современных социокультурных условиях. Сборник научно-методических статей с международным участием / Под общей редакцией Б.П. Черника. Вып. 1. — Новосибирск: Агентство «Сибпринт», 2020, с.135-137.