Оценочно-диагностическое сопровождение модели разноуровневого обучения в классе фортепиано в условиях применения индивидуального образовательного маршрута

Номер: 

Аннотация. На основе обобщения результатов специально организованной опытно-поисковой деятельности педагогов-пианистов музыкальной студии составлена эффективная технологическая модель реализации индивидуального образовательного маршрута с учётом среднего, высокого и низкого уровня музыкально-исполнительской одарённости.
Ключевые слова: дополнительное образование; музыкальная студия; методика обучения игре на фортепиано; системно-уровневая диагностика; индивидуальный образовательный маршрут.

Повышение качества дополнительного образования детей самым непосредственным образом связано с профессионально грамотным применением в текущей работе с обучающимися индивидуального образовательного маршрута [1]. Дополнительное образование предоставляет для этого, на наш взгляд, самые широкие возможности [2]. Речь здесь может идти, к примеру, об учёте различных видов одарённости детей, специфике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и т. д. Далее мы рассмотрим вопрос индивидуального образовательного маршрута как особого дидактическом средства, применяемого в музыкальном воспитании и развитии детей в учреждениях дополнительного образования.
Музыкальное воспитание детей в системе дополнительного образования должно быть направлено на всестороннее развитие личности ребёнка. Приоритетными задачами музыкальной образовательной деятельности должно выступать в наши дни не столько профессионально-ориентированное обучение, сколько развитие личностного потенциала ребёнка, воспитание у обучающихся интереса к саморазвитию и творчеству. Системно организованная учебная деятельность по музыкальному воспитанию детей в дополнительном образовании является источником их внутреннего развития, формирования творческих способностей и раскрытия социально значимых личностных качеств [1].
Обучение игре на фортепиано как предметно конкретизированная часть музыкального воспитания открывает перед педагогами-практиками уникальные возможности для выстраивания личностно-ориентированной и культурно-развивающей системы образовательных отношений. На занятиях по обучению игре на фортепиано у каждого ребёнка формируется и развивается способность к самовыражению и самореализации, причём это происходит вне зависимости от степени музыкальной одарённости и индивидуальных личностных особенностей ребёнка.
Основной формой организации целостного образовательного процесса при обучении игре в классе фортепиано являются индивидуальные занятия. Но «автоматически» индивидуальный образовательный маршрут при этом не возникает. Для этого нужны особые — сознательные, методически выверенные и теоретически обоснованные усилия педагога. Нужно помнить, что у каждого обучающегося свои личностные особенности и возможности. Как же следует педагогам-музыкантам организовать образовательно-воспитательный процесс на занятиях в фортепианном классе, чтобы каждый ребёнок смог полноценно раскрыть свои исполнительские и художественные задатки, реализовать свои общие и специальные способности?
Педагоги музыкальной студии Центра внешкольной работы «Галактика» занимаются обучением игре на фортепиано детей от 7 до 18 лет. Для эффективной реализации дополнительных образовательных программ педагогами был разработан и многопланово апробирован особый методический подход, позволяющий каждому обучающемуся с максимальной полнотой раскрыть свой инструментально-исполнительский и личностно-творческий потенциал. Фактически это нашло своё воплощение в составлении и воплощении в жизнь индивидуального образовательного маршрута, причём практически для каждого учащегося.
Что же реально представляет собой «индивидуальный образовательный маршрут»? Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося в музыкальной студии в классе фортепиано представляет собой целенаправленно проектируемую уровнево-дифференцированную модель воспитательно-образовательных действий. Педагогически последовательное их выполнение позволит учащемуся в планируемые сроки реализовать позицию субъекта выбора, самостоятельной разработки и реализации ключевых элементов своего самодвижения с учётом возможности осуществления разнотипной поддержки его творческого самоопределения и музыкально-исполнительской деятельности. Обучение игре на фортепиано по индивидуальному образовательному маршруту сверх того предполагает, что степень сложности теоретического и практического материала, осваиваемого учащимися, будет приоритетно зависеть от его индивидуально-исполнительских и личностно-психологических задатков и способностей, а также состояния его здоровья.
Как же составить и реализовать индивидуальный образовательный маршрут? Прежде всего педагогу дополнительного образования необходимо определить исходный уровень музыкальных способностей и индивидуальных различий каждого учащегося. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы педагогов музыкальной студии Центра внешкольной работы «Галактика» предусматривают обучение игре на фортепиано не только детей разного возраста, но и разной степени музыкальной одарённости. Поэтому в начале каждого учебного года нашими педагогами осуществляется первоначальная диагностика музыкальных способностей и индивидуальных личностных проявлений каждого учащегося. Наглядно это можно представить в виде таблицы.


На основе результатов выполненной первоначальной диагностики для каждого учащегося лично я, как преподаватель-музыкант, подбираю соответствующий исполнительский репертуар, планирую объем теоретических знаний, приблизительно рассчитываю уровень освоения фортепианной технических исполнительских приемов, а также прогнозирую степень возможной личностной активности ребёнка в концертной, конкурсной и досуговой деятельности. Впоследствии с учётом обозначенных в таблице параметров я, с требуемой мерой дидактического единообразия, оцениваю результативность осуществлённой образовательно-воспитательной работы.
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося, который я обычно составляю, в системно-структурированном виде выглядит следующим образом:

Правомерно возникает вопрос: «Неужели выбранный однажды маршрут учащегося нельзя изменить?». Педагогически продуманно включая индивидуальный образовательный маршрут в свою образовательно-воспитательную деятельность, наши педагоги убедились, что индивидуальный образовательный маршрут — это не застывшая форма, а очень гибкий образец прохождения профессионального и личностного пути развития ребёнка с вариативностью и изменяемостью его структурно-содержательного наполнения. Согласно педагогической концепции личностно-развивающего обучения для каждого учащегося нами определяется его ближайшая «зона развития» (Л.С. Выготский). Поэтому в течение учебного года составленный индивидуальный образовательный маршрут может корректироваться. В начале же следующего учебного года мы вновь проводим первоначальную диагностику и составляем соответствующий индивидуальный образовательный маршрут для каждого учащегося.
Начиная с 2016 года, в нашем образовательном учреждении регулярно проводится независимый экспертный мониторинг степени эффективности применения индивидуального образовательного маршрута в процессе организации учебных занятий по обучению игре на фортепиано. Самими педагогами музыкальной студии, а также независимыми экспертами была отмечена стойкая положительная мотивация учащихся к занятиям, почти стопроцентная сохранность контингента, здоровый психологический климат и творческая атмосфера на занятиях. Подавляющее большинство учащихся принимали активное (и что особенно важно) успешное участие в концертной и конкурсной деятельности.
Таким образом, практически для всех преподавателей-пианистов музыкальной студии Центра внешкольной работы «Галактика» индивидуальный образовательный маршрут стал принципом успешной организации образовательно-воспитательного процесса, а также неотъемлемой частью применяемой образовательной технологии, универсальным способом обеспечения качества учебных занятий и всего образовательного процесса в целом.

Литература
1. Лабунская Н.А. Индивидуальные образовательные маршруты студента: подходы к раскрытию понятия // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2002. —№ 3. — С.79-90.
2. Рубцова К.А. Индивидуальный образовательный маршрут — важная часть образовательной технологии педагога дополнительного образования // Казначеевские чтения. 2018. —№ 4. —С.342-345.
3. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. — М.: Изд-во «Кифара», 2002. — 76с.
4. Голубовская Н.И. О музыкальном исполнительстве. —Л.: Изд-во «Музыка», 1985. —301 с.