От редактора

Номер: 

Развитие — наиболее адекватный способ существования творческого педагогического опыта. Любая остановка в развитии творческого опыта педагога либо даже всего педагогического коллектива чревата постепенным, как правило, почти незаметным переходом его в свою условную противоположность — в разряд схоластических, содержательно устаревших форм, моделей, принципов, методов и технологий организации ранее эффективного воспитательно-образовательного процесса. Всё это создаёт особую зону риска для педагогически продуктивного выстраивания личностно-созидающих, а значит, обязательно творчески насыщенных отношений между детьми и взрослыми.
Однако есть и вторая, относительно самостоятельная и, пожалуй, сегодня не менее поучительная для всех нас жизнь творческого педагогического опыта. Это, так сказать, его методическая, репрезентационная, атрибутивно-аналитическая жизнь, на более длительный период времени сохраняющая в общественном педагогическом сознании его эталонные образцы. Но бездумное, равнодушное воспроизведение способно только дискредитировать их. Творческие образцы надо осваивать творчески. Иного нам не дано. В этом вековечный парадокс творчески ориентированной педагогики.
К сожалению, самостоятельно атрибутировать, охарактеризовать и убедительно представить в педагогической среде свои творческие воспитательно-дидактические замыслы и свершения, а, говоря словами А.С. Макаренко, «воплотить их в строгих формах педагогической техники» крайне непросто. Сегодня это редко кому удаётся, даже из когорты, казалось бы, самых методически зрелых педагогов-воспитателей. Препятствий здесь существует великое множество. Но ключевая задача нашего журнала, не столько умножать безусловно полезную критику, сколько фактически помочь творчески работающим педагогам-воспитателям сделать практический методический шаг в нужном направлении. Так что давайте под таким углом зрения попытаемся доброжелательно изучать опыт своих коллег и, конечно же, анализировать свой собственный.

Л.И. Боровиков,
главный редактор сетевого межведомственного педагогического журнала «Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области»