Организация разностороннего воспитательного взаимодействия на занятиях в театральной студии на французском языке

Номер: 

Аннотация. Деятельность школьной театральной студии на французском языке осуществляется автором как специфическая работа коммуникативной творческой лаборатории, в которой происходит общекультурное и языковое становление растущей личности, её разностороннее художественное воспитание и последовательное социальное взросление.
Ключевые слова: организация школьной театральная студия, деятельность театральной студии на французском языке, коммуникативная компетентность, культурно-развивающий эффект студии, долгосрочный воспитательный результат

Позитивное взаимодействие мы определяем как совместную работу нескольких человек, направленную на достижение общих целей. Такое взаимодействие успешно осуществляется у нас на интегративной-комплексных занятиях в театральной студии на французском языке «Синяя птица». Позитивное взаимодействие, целенаправленно организуемое, как мы убеждены, закономерно влечёт за собой раскрытие культурно-творческого потенциала растущей личности.

Я руковожу студией «Синяя птица» с 2009 года. Поскольку основным воспитательным средством театрального искусства является межличностное общение, то в качестве основополагающих в своей работе я считаю следующие принципы: прежде всего, принцип психологической комфортности, т.е. создание доброжелательной атмосферы в коллективе, далее, принцип творчества, направленный на приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. Решающее значение в подготовке спектакля имеет также принцип сотворчество режиссёра и актеров, выражающийся в умении педагога создать необходимый психологический климат в коллективе, дружелюбную атмосферу, которые как раз и станут благодатной почвой для проявления творческой активности, для осуществления совместной работы в процессе репетиций.

Режиссёру нужно суметь найти индивидуальный подход к каждому участнику труппы, быть дальнозорким и проницательным при распределении ролей, уметь решать спорные вопросы и научить этому начинающих актеров. А главное, вселить в ребенка уверенность в успехе и в его творческих способностях. Члены небольших коллективов, тесно общаясь друг с другом, приобретают навыки успешного социального поведения. В этом я могла неоднократно убедиться, эмоционально открыто, доверительно и сотруднически работая с детьми. Что здесь главное?  Взаимодействуя в коллективе, человек должен думать не только о собственном успехе, но и об успехе тех, кто с ним взаимодействует. Да ведь и в целом подлинно современная школа должна помочь выпускнику воспитать в себе ряд особо социально значимых личностных характеристик. Я укажу ниже на те из них, которые с наибольшим успехом формируются в процессе занятия театральной деятельностью:

  • коммуникативная компетентность в общении и творческом сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, с детьми старшего и младшего возраста;
  • осознанное и доброжелательное отношение к другому человеку, уважительное отношение к его мнению;
  • умение достигать взаимопонимания, вести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанное усвоение групповых социальных норм, регламентирующих правил поведения, ролей и форм социальной жизни.

Согласно стандарту второго поколения результаты общего образования должны быть достигнуты через активное взаимодействие обучающихся и педагогов, взаимодействие друг с другом, с учебными материалами и практикой. Занятия в театральной студии способствуют формированию у учащихся универсальных (метапредметных) умений. Они самым непосредственным образом связаны с такими учебными дисциплинами, как:

1. Литература. Метапредметные умения формируются тогда, когда осуществляется работа над сценарием, происходит интерпретация произведения, заучивание наизусть, а также работа над дикцией и произношением.

2. Язык, в нашем случае — язык французский. Универсальные (метапредметные)умения совершенствуются в процессе освоении таких видов речевой деятельности как аудирование, чтение, говорение, а в более широком, личностно-ориентированном контексте посредством расширения лингвистического кругозора и лексического запаса.

3. Искусство. На занятиях театральным искусством происходит развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формируется устойчивый интерес к активной творческой деятельности.

4. Изобразительное искусство. Происходит развитие визуальной наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса, творческого воображения. Происходит приобретение опыта работы с различными художественными материалами, например, при изготовлении декораций. Происходит развитие и в разных художественно-изобразительных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе и базирующихся на ИКТ: цифровая фотография, видеозапись и т.д. Напомним, кстати, что все спектакли у нас записываются на видео. Ребята выпускают также фотоальбомы и видео-презентации. У нас постоянно работает специальная редколлегия по изготовлению афиш, приглашений, программ, аксессуаров и отдельных деталей костюмов, головных уборов, масок. Совсем недавний пример – мы изготовляли декорации к сказке «Дюймовочка» и «Царевна Лягушка».

5. Музыка. Имеет место развитие творческих способностей, воспитание музыкального вкуса, активизация интереса к разным жанрам музыки (народной, классической, современной). В общекультурном плане развиваются способности к сопереживанию. Постепенно происходит формирование потребностно-мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, импровизация. Вот конкретные примеры – танец Золушки и Принца в сказке «Золушка», танец Мухи и Паука в сказке «Муха Цокотуха», танец лебедей в сказке «Гадкий утёнок», песня деревьев и танец гномов в сказке «Белоснежка и семь гномов», танец школьников в спектакле «Соня липучка», танец посуды и Бэль в сказке «Красавица и Чудовище», танец жителей в сказке «Али Баба». не упущу случая отметить, что все дети без исключения с удовольствием придумывают движения, учатся импровизировать, стараются сделать спектакль эмоциональнее, ярче, зрелищнее.

6. Технология. Выход на метапредметность (универсальность) возникает в процессе изготовления и эстетического оформления изделий, освоения навыков обеспечения сохранности продуктов труда. Пример — коврик Василисы, вышитый руками самой «Василисы» и украшенный бисером. Другой пример — макеты птиц и животных к сказке «Царевна Лягушка». Ещё изготовление из дерева наглядных пособий и декораций на уроках труда — мечи и расписные кувшины к сказке «Али Баба», макеты деревьев к сказке «Белоснежка и семь гномов», макеты яиц к сказке «Гадкий утёнок», посуду к сказке «Красавица и Чудовище». Нельзя обойти вниманием и выкраивание костюмов из тканей, моделирование головных уборов из бумаги, картона, проволоки и других материалов, а также многое другое.

Очень важным воспитательно-дидактическим моментом является игра актеров. Поэтому от спектакля к спектаклю мы кропотливо осваиваем азы сценического и актерского мастерства.

Таким образом, внеклассная работа в театральной студии на французском языке, по нашим многочисленным психолого-педагогическим наблюдениям, способствует повышению уровня и качества знаний учащихся, оказывает на них большое воспитательное, культурно-развивающее воздействие. Внеурочная театральная деятельность, даже, казалось бы, простая подготовка к ней занимает много времени, требует много волевых, интеллектуальных и художественно-ориентированных усилий. Но, задумаемся, как прекрасен результат! Это и победы на фестивалях разного уровня, и совместные поездки, и встречи с выпускниками, которые радуют нас своими творческими успехам и с увлечением рассказывают о том, как много полезного они вынесли из участия в школьных и внешкольных выступлениях, сколько новых возможностей они смогли открыть в себе тогда, на занятиях, да и впоследствии, во взрослой жизни. И как приятно получить от коллег и родителей-участников спектаклей тёплые слова благодарности.

Приведу в качестве педагогический наиболее убедительного примера несколько отзывов о спектакле, который мы только что показали в этом учебном году.

  • «Хочу поблагодарить Вас за такой чудесный спектакль. Очень здорово, что у Вас есть силы и желание, что Вы находите время на такое доброе дело. Такие события остаются в памяти у детей на всю жизнь. Спасибо, что благодаря вам, у наших детей останутся в памяти добрые и тёплые воспоминания о детстве, о школе и, конечно же, о Вас, Лариса Альбертовна!»

Добрынин Святослав, папа «гадкого утёнка»

  • Легкость и нежность. Этими словами я бы определила атмосферу постановки сказки Андерсена "Гадкий утенок" на сцене гимназии №1. Режиссер — учитель французского языка Мотырева Лариса Альбертовна. Она сумела включить огромное количество ребят разного возраста в сценическую историю из жизни птичьего двора. Видно, что актеры трепетно, нежно и искренне переживали за своих героев. Конечно же французская речь придает какой-то особый шарм всему театральному действу. Легко и со вкусом изготовлены художественные элементы костюмов. Казалось бы, привнесена в сценический образ простая деталь, а и перед нами возникает утенок, черное боа и готова важная Индюшка. Девушки-лебеди в прозрачно-белых накидках и с лебяжьим пухом в прическах просто замечательны: ничего лишнего, всё со вкусом, всё естественно и живо. Спектакль музыкален и весел, оставляет ощущение праздника.
    Что-то мне убедительно подсказывает, что на всю жизнь этим ребятам запомнятся такие театральные уроки французского.

Шадрина Татьяна, режиссёр.Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки РФ. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2016.
2. Шубкина Т.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в иноязычном образовании: учебно-методическое пособие. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2018. — 123 с.
3. Аверьянов П.Г. Театральная деятельность как ресурс деятельно-ценностного воспитания // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — №5. — С. 18-23.
4. Мотырева Л.А. Методические рекомендации по формированию у учащихся устойчивой мотивации к участию в театральной деятельности на иностранном языке // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Реализация ФГОС: результаты и проблемы» — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014.

 

 

Дополнительные файлы: