Групповые формы взаимодействия педагога-психолога с родителями обучающихся

Номер: 

Аннотация. На основе теоретико-методического обобщения результатов собственного успешного сотрудничества с родителями обучающихся предложена систематика эмпирически апробированных форм взаимодействия, представляющих собой серию упражнений, концептуально сопряжённых между собой целевыми и технологическим основаниями. Адресатом данного авторского методико-практического комплекса могут стать самые различные категории педагогов-практиков, стремящихся выстроить конструктивные, эффективные в воспитательном плане взаимоотношения с родителями.

Ключевые слова: семья, детско-родительские воспитательные отношения; формы педагогически целесообразного взаимодействия с родителями обучающихся, тренинговые упражнения, методико-воспитательный результат

«Наилучший способ помочь детям —
это помочь их родителям»
Томас А. Харрис

 

Семья — это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей. 
Но, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто. Очень часто родители жалуются не столько на ребенка, сколько на собственные беспомощность, растерянность, уязвимость, страх, неуверенность, которые атакуют их при контакте с подрастающими сыном или дочерью. Поэтому становится очевидным, что воспитание ребёнка следует начинать с помощи его родителям. И в этом сложном процессе родители и педагоги должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.
В.А. Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка — его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей — нет воспитания». Как никто лучше о ребёнке могут рассказать его родители, и в интересах школы — получить такую информацию.

Недирективный стиль взаимодействия с родителями предполагает получение информации от самого родителя, без давления. Поэтому в беседе разумно задавать следующие вопросы:

  • Как давно существует имеющаяся проблема?
  • С чем Вы связываете подобное поведение ребёнка?
  • Какие пути решения проблемы Вы видите? 
  • Какую помощь Вы бы хотели получить?

Психологическая работа с детско-родительскими отношениями может осуществляться в разных формах:

  • индивидуальное консультирование родителей;
  • семейное консультирование;
  • группа встреч для детей (или другие варианты групповой работы, например, тренинг коммуникации);
  • группа встреч для родителей (или другие формы, например, тренинг навыков взаимодействия).

У каждой из форм есть свои достоинства и недостатки, порой самый яркий эффект дает сочетание нескольких вариантов работы. В рамках своей деятельности рекомендую групповые формы: тренинги, открытые дискуссии, психологические лаборатории, практикумы, родительские собрания с элементами тренинга.

Положительные стороны данных видов деятельности:

  • групповой формат является значительно более безопасным и позволяет взять для себя немало полезного даже тем родителям, которые хранят молчание и не решаются высказаться;
  • групповой формат, в котором есть понемногу от лекции, дискуссии и тренинга, позволяет даже критически настроенным по отношению к психологии родителям включиться в процесс и почувствовать себя услышанными и понятыми;
  • маленькие тренинги, включённые, например, в канву родительского собрания и его тематику доступны и педагогу для проведения, и родителям — для понимания;
  • мини-тренинги не затратны по времени проведения и подготовки;
  • групповые формы деятельности способствуют взаимопониманию и психологической проработке определённой проблемы.

Правила проведения просты: готовность самого педагога-психолога к групповому формату работы, добровольность и открытость участников, резюмирующее обсуждение по завершении.
Структура группового формата работы:
1. Знакомство, работа с чувствами. 

Задача: дать участникам высказаться и показать, что они услышаны и поняты.

2. Выстраивание опоры на реальность (теоретическая часть, которая раскрывает, что, как и зачем происходит с ребёнком).

Задача: показать, что проблемы во взаимоотношениях с ребёнком — общая тема, конкретизировать основные затруднения и подготовить родителей к работе с ними.

3. Практическая часть.

Задача: совместно с родителями-участниками «проиграть» проблемную ситуацию, разработать конкретные решения для построения детско-родительских отношений.

Следуя вышеизложенному, предлагаю некоторые тренинговые упражнения из своей практики.

1. Упражнение «Слово»

Цель: знакомство с детско-родительскими отношениями в семье.

Уважаемые родители! Вспомните и напишите (назовите), пожалуйста, с какими словами вы обычно отправляете ребёнка в школу. По принципу добровольности, кто хочет — зачитывает.

Обсуждение. Что мы услышали в этих словах? Чтобы учитель не жаловался на ребёнка или пожелание ему удачного дня? Или — ничего? Когда внимание направлено на другого человека (учителя, одноклассников), то локус контроля ориентирован на внешние обстоятельства, на зависимость от другого человека, а не на себя, не на своё поведение. Кроме того, в каждом таком пожелании прослеживаются и взаимоотношения с ребёнком, и имеющиеся проблемы, и родительская позиция.

Можно обговорить удачные пожелания и не очень, выбрать самые лучшие для применения.

2. Упражнение «Бабочка»

Цель: актуализация понимания важности каждодневного общения.

Приглашаю поиграть в родителя и ребёнка. Для экономии времени приглашаю одну пару (на родительском собрании можно проигрывать всем вместе).

«Ребёнок» выходит за дверь кабинета, где ему дается инструкция — поделиться радостью с родителем: красивой бабочкой в ладошке. «Родитель» остаётся в классе, сидит на стуле (инструкция ему — реагировать на действия и радость пришедшего ребёнка равнодушно, формально). 

Второй раз ребёнок выходит (инструкция та же). У «родителя» инструкция другая — порадоваться вместе с ребёнком, приять его. 

Обсуждение. Это упражнение на сопричастность. Как часто в обычной жизни мы не обращаем внимания на мелочи, из которых в итоге всё складывается. 1-2 минуты играют большую роль в понимании. Не просто — вынес ли мусор ребёнок, а чем интересуется, как себя чувствует, что радует, волнует. Ситуация, когда формальный контакт сохраняется длительное время, ведёт к разладу, отвержению ребёнка, за что он в результате может мстить, проявлять агрессию. Известно, что часто агрессия другого человека — это его просьба о любви.

3. Упражнение «Роли»

Цель: обозначение основных стилей воспитания.

Приглашаю участников: 3 «родителя» и «ребёнок». Предлагаю карточки с высказываниями для родителей, которыми они будут реагировать на обращение своего ребёнка к ним с проблемой. Итак, представим ситуацию, что ребёнок (сын) упал с велосипеда, сильно расшиб колени. Участник, изображающий ребёнка, каждый раз подходит с этой проблемой к родителям. Реакции родителей:

  • Равнодушно: Ну что ты, пройдет, большие мальчики не плачут. Иди к бабушке, а то я по телефону разговариваю, мне некогда.
  • Суетливо: Ой, как же ты так, бедненький, зачем ты поехал кататься сегодня? Дождь прошёл, на дороге скользко, а ты маму не послушал. Ну и что, что Петька хотел, пусть бы Петька и катался, а ты мог бы не ходить с ним, теперь неделю дома сидеть будешь, лечиться надо, вон коленка какая содранная, а где ещё болит?
  • Уверенно: Да, не очень удачно. Но это с каждым бывает. Пойдём, бинт и зелёнку возьмём. Если нужно — я помогу тебе. Обнимемся и забудем об этой неприятности!

Обсуждение. Выполняя упражнение, вы были в роли родителя и ребёнка. Как вы себя чувствовали? В какой родительской роли вы себя чувствовали комфортнее? Что хотелось ребёнку? (Участники обсуждают свои чувства).

На данном примере вы видели негативные и позитивные моменты общения взрослого с ребенком. Психологи объединили определенные ситуации в несколько моделей воспитания.

  • Первая — игнорирующая позиция, так называемая гипоопека. Отсюда — ощущение ненужности, одиночества в этом мире и, как следствие, требование внимания, причём не всегда социально приемлемыми способами;
  • Вторая — потакающая позиция или гиперопека: излишняя суетливость, обеспокоенность без реальных оснований, «удушающая любовь». Отсюда — несамостоятельность, зависимость, конформизм;
  • Третья — позиция сотрудничества, т. е доброта+твёрдость, здесь есть и моральная поддержка ребёнка, и тактильная, и чувство защищённости: ты не одинок, что ты сам можешь сделать, и что мы вместе можем сделать, чтобы стало лучше?

4. Упражнение «Стаканы»

Цель: обозначение основных стилей воспитания.

Материал: три стакана с водой, чайная ложка, жёлтый  порошок, ком земли, конфетти.

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них — это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, у которого еще не сформировались или только начинают формироваться взгляды на мир и представления о нем.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что-то может в него попасть без нашего внимания (бросаем конфетти).

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третий стакан добавим жёлтый порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Обсуждение. Так происходит и в воспитании вашего ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше. Но в каком направлении? Если постоянно проявлять попустительство в воспитании ребёнка, то, набравшись всего самого разного от разных людей, ребёнок будет похож на этот стакан с конфетти — разными качествами. И, к сожалению, может быть больше негативных. Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» — крик, нарекания, недовольство им, оскорбления и унижения, то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда же мы вкладываем в ребенка внимание, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным гармоничным развитием своей личности.

5. Упражнение «Подросток»

Цель: актуализация психологического состояния подростка.

Часто родители жалуются на проблемы с ребёнком подросткового возраста. Безусловно, педагоги объясняют родителям особенности физиологии и психологии в данном возрасте. Возможно, родители знают, что ребёнок на данном этапе пересматривает и перебирает «рюкзачок своего жизненного опыта». Большое влияние оказывает гормон тестостерон, под влиянием которого подростки сепарируются, то есть отделяются от родителей. При этом усиливается тревога, проблемы с телесностью. Всё это сложный психологический процесс, и говорить с ребёнком с позиций авторитаризма в данном возрасте — бесполезное занятие. Родителям трудно. А что чувствует сам ребёнок? Предлагаю игровое упражнение на понимание внутренних состояний подростка.

1 участник — «подросток», 7 других — разные роли. Участник «подросток» сидит на стуле, глаза закрыты, а остальные тянут его в разные стороны и кричат свои слова (одновременно):

  • Школа. Учись хорошо! Будь примерным учеником! Слушайся учителей! Нужно сдать экзамены!
  • Общество. Соблюдай правила! Будь законопослушным! Будь осознанным! Оставайся в рамках! Не совершай противоправных действий!
  • Мама. Не взрослей! Оставайся маленьким! Будь со мной, мой малыш!
  • Папа. Будь послушным! Слушайся старших! Я главный! Мы тебе добра желаем!
  • Друзья. Живём один раз! Нужно попробовать всё! Живи веселей! Не думай о будущем!
  • Гормон. Твоё тело принадлежит мне! Ты собой не владеешь!
  • Взрослая жизнь. Вперёд! Ты сам себе хозяин! У тебя всё получится! Всё в твоих руках! Долой запреты! Ты взрослый!

Обсуждение. Что чувствовал участник «подросток»? Чей голос был сильней всего? У подростков одновременно идёт получение информации из разных каналов. Взрослые обычно разделяют приоритеты, а подросток пока к этому не готов. Поэтому нужно быть спокойным и последовательным в работе с подростком.

6. Упражнение «Лепестки»

Цель: знакомство с детско-родительскими отношениями в семье.

Уважаемые родители, возьмите листочек с нарисованным цветком (заранее подготовлены) и нарисуйте в кружке лицо вашего ребенка. Теперь скажите, каким вы нарисовали своего ребенка? Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека — это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? Предлагаю заполнить лепестки. В середине запишите имя своего ребенка, а на лепестках положительные качества ребенка.

Обсуждение.

Было трудно или легко выполнить это упражнение? Почему? Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

6. Упражнение «Ваза радости»

Цель: снижение тревожности, повышение позитивного настроя.

Хочу предложить вам упражнение, которое помогает, когда нет сил, когда кажется, что всё плохо, когда жизнь представляется только в тёмных красках, нет радости и оптимизма. Это упражнение вы также можете предложить детям.

Нужно взять тёмный непрозрачный сосуд (вазу). Каждый день отмечать хоть что-нибудь положительное (искрящийся снег, голубое небо, приближающуюся весну), записывать это на маленьком листочке и с класть в вазу. В моменты негативного состояния вынимайте все листочки и перечитывайте. И настроение обязательно улучшится!

7. Упражнение «Радуга»

Цель: снижение эмоционального напряжения.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу — цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство.

Первый цвет — голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?

Следующий цвет — красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?

Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?

Зеленый — цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?

Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте увидеть другие цвета.

Обсуждение.

Каковы были ваши ощущения во время выполнения этого упражнения?

Какой цвет наиболее эффективно повлиял на ваше самочувствие и настроение?

Итак, тренинговые упражнения, добавленные в различные групповые формы взаимодействия педагога-психолога, педагогов и родителей, позволяют решать следующие задачи:

  • оказывать психолого-педагогическую помощь родителям обучающихся;
  • актуализировать положительный опыт семейного воспитания;
  • повышать педагогическую культуру родителей в области воспитания детей и обучать продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
  • способствовать формированию родительских навыков;
  • развивать новые формы общественно-семейного взаимодействия.

Литература

1. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. —Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. 224 с.

2. Шапошникова Т.Е. Родительство как педагогический феномен // Вестник Новосибирского государственного университета. —2010. — Т. 12. — Вып. 2. — С. 86-91.

3. Конструктивное взаимодействие с семьями обучающихся : Словарь-справочник современного педагога дополнительного образования / Под науч. ред. Л.И. Боровикова. —Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2020. —164 с.