Проблема сохранения народных традиций декоративно-прикладного искусства (На примере учебного предмета «Композиция прикладная»)

Номер: 

Аннотация. Проблема сохранения традиций декоративно-прикладного искусства рассмотрена в статье в плане её теоретически последовательной предметно-практической конкретизации в плоскость живого, творчески ориентированного, дидактически обоснованного преподавания в условиях типичной детской художественной школы, соотнесена с авторским методическим замыслом, успешно воплощаемом на протяжении ряда лет на занятиях по учебному предмету «Композиция прикладная».
Ключевые слова: ресурсный воспитательно-дидактический потенциал народных художественных традиций; программа «Композиция прикладная», её системные горизонтальные и вертикальные преемственные связи; авторский комплекс методов и приёмов преподавания; условия достижения прогнозируемого творческого результата.

Особо важным аспектом проблемы художественного образования детей в ДХШ и ДШИ на современном этапе является обеспечение преемственности традиций народного искусства в процессе целенаправленного формирования творческой личности обучающихся, воспитания будущих художников как носителей культуры, максимально использующих весь ресурсный потенциал народных традиций в своем творчестве. В этом отношении многолетний опыт, накопленный в «Мастерской художественного текстиля» школы, представляет особый теоретический и практический интерес.

Эстетическая значимость общения детей с произведениями народного искусства, воплощение глубинных эстетических начал в процессе изготовления нужных и полезных для жизни вещей, желание и умение самостоятельно их создавать, проявляя при этом творчество, очень важны для общего развития и образования юных художников, для воспитания в них, во-первых, здорового нравственного начала, во-вторых, формирования художественного вкуса и, в-третьих, стремления к творческому познанию мира. Именно эту «трёхмерную» целевую стратегическую задачу ставит перед собой педагогическая команда отделения декоративно-прикладного искусства Краснообской ДХШ в своих образовательных программах и успешно, последовательно и целеустремлённо решает её на занятиях по таким учебным предметам как «Композиция прикладная» и «Работа в материале художественный текстиль».

В рамках данной статьи рассмотрим проблему сохранения народных традиций декоративно-прикладного искусства на примере организации учебно-воспитательного процесса на занятиях по «Композиции прикладной».

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» в дидактическом плане ориентирована на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков по выполнению декоративно-прикладных работ, получение ими предпрофессионального художественного образования, а также на их эстетическое и духовно-нравственное развитие.

«Композиция прикладная» входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения согласно учебному плану ДХШ р. п. Краснообск.

Программа предусматривает преемственное развитие знаний, умений и навыков, полученных обучающимися в процессе изучения учебных предметов «Живопись», «Рисунок», «Беседы об искусстве», «История народной культуры и изобразительного искусства», «Работа в материале художественный текстиль». Творческая деятельность в области текстильного искусства предполагает освоение выразительных возможностей текстиля, которое возможно в том случае, если язык выразительности становится предметом специального изучения в системе организованной композиционной деятельности и, если обеспечивается связь этого языка со всеми видами текстильной деятельности.

Во всех видах прикладного искусства необходимы: знание основных закономерностей организации изображений, навыки композиционной работы, обобщения и стилизации изобразительного мотива, знания и умения в области орнамента, цвета и стилизации. Методика обучения основам декоративной композиции направлена на формирование композиционной грамоты и композиционного мышления обучающихся в системе языка декоративно-прикладного искусства. По принципу поэтапного усложнения учебного материала изучаются общие вопросы композиции и теории орнамента, принципы построения орнаментальных композиций; теория цвета, принципы построения цветовых гармоний; общие принципы трансформации растительных, животных и предметных форм и орнаментальные мотивы; методика создания декоративных образов.

Учебные занятия по предмету «Композиция прикладная» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Аудиторные занятия и консультации по предмету «Композиция прикладная» осуществляются в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению ОУ.
Внеаудиторная работа может быть вариативно сориентирована на выполнение домашнего задания обучающимися, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих выставочных мероприятиях и культурно-просветительской деятельности ОУ.
Целью обучения по программе учебного предмета «Композиция прикладная» является художественно-эстетическое развитие личности обучающегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений, навыков, а также выявление одаренных детей и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачами учебного предмета «Композиция прикладная» являются:

  • развитие интереса к декоративно-прикладному искусству и художественному творчеству;
  • изучение приемов обобщения и стилизации изобразительного мотива;
  • изучение выразительных возможностей тона и цвета;
  • знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
  • развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: набросками, эскизами;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Для достижения выдвинутой цели и реализации поставленных задач предмета «Композиция прикладная» нами используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);
  • наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
  • практический (выполнение упражнений, итоговых композиций);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются, на наш взгляд, наиболее продуктивными при реализации ранее обозначенных целей и задач учебного предмета; методы основаны на детально проверенных в многолетнем опыте методиках и сложившихся в учреждении традициях преподавания изобразительного творчества.
Каждый обучающийся обеспечивается у нас доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области стилизации, цветоведения, композиции, орнамента.

Сегодня на отделении и в мастерской учебные программы профильных предметов выстроены таким образом, чтобы обеспечить обучающимся максимальные возможности для ознакомления, изучения и овладения предусмотренным диапазоном основных направлений декоративно-прикладного творчества/искусства в условиях конкретного образовательного пространства и методического наполнения процесса обучения.

Литература
1. Резвина А.А. Создание авторского учебно-методического комплекса «Работа в материале» по направлению «Художественный текстиль» // Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики. Сборник научных трудов участников ХII Международной научно-практической конференции  (Казначеевские чтения. —№1. — 2021). — Новосибирск: Международная Славянская Академия (Западно-Сибирское отделение), 2021, с.144-147.
2. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. — 176 с.
3. Лесков С.Л. Живая инновация. Мышление ХХI века. — М.: Просвещение, 2010. — 240 с.
4. Скуратовская Н.А., Боровиков Л.И. Готовность педагогического коллектива Детской художественной школы к взаимообмену творческим опытом в пространстве межрегиональной конференции // Организация коммуникативных процессов в разнотипных моделях образования: межрегиональный сборник научно-методических статей / отв. за вып.: О.М. Пальянова, Ю.Н. Ванеева. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2021, с. 35-40.