Готовность педагогического коллектива детской художественной школы к взаимообмену творческим опытом в пространстве межрегиональной конференции

Номер: 

Аннотация. Представлены предварительные теоретико-методические размышления, выводы и комментарии по результатам состоявшейся межрегиональной научно-практической конференции, затрагивающей актуальные вопросы совершенствования системы художественного образования детей посредством разработки и реализации качественно новых подходов к программно-методическому обеспечению образовательной деятельности ДХШ и художественных отделений ДШИ.
лючевые слова: система непрерывного художественного образования, принцип регионализации школьных образовательных систем, профессионализм педагогического коллектива, методическое мастерство педагога, взаимообмен творческим педагогическим опытом

Процесс успешного развития системы предпрофессионального художественного образования в Новосибирской области мы связываем в настоящее время с превентивным внедрением в практику образовательной деятельности Детских художественных школ (ДХШ) и Детских школ искусств (ДШИ) особого комплекса организационно-методических и предметно-практических знаний навыков и отношений, требующих от педагогического коллектива самого высокого уровня профессионального мастерства. Такое мастерство, на наш взгляд, с особой рельефностью должно заявить о себе в пространстве межрегиональной научно-практической конференции. Но на практике, как мы ранее могли неоднократно убедиться, это не всегда достигается. Масштаб видения актуальных художественно-педагогических проблем у подавляющего числа практических педагогических работников сферы культуры и искусства остаётся обычно на более скромном, почти «камерном» уровне. Видимо, профессиональное общение в научно-ориентированной межрегиональной среде требует особой художественно-педагогической подготовки, которую мы и хотим в перспективе сделать предметом наших специальных исследовательско-методических усилий. Но научиться плавать, не вступив в воду невозможно. Только живой практический опыт межрегионального общения художников-педагогов может принести ощутимую пользу.

Наша ДХШ р.п. Краснообск почти три года тому назад выступила с инициативой о подготовке к проведению Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием на тему: «Современная система художественного образования детей: новые подходы к программно-методическому обеспечению». Такая конференция в режиме онлайн была проведена в Новосибирске 25 марта 2021 года. Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ректор К.Б. Умбрашко) любезно предоставил нам техническую возможность для проведения столь широкомасштабной научно-практической акции. Свою рабочую гипотезу, задающую логику движения коллективной исследовательско-методической мысли участников конференции оргкомитет связывал, прежде всего, с новыми творческими подходами к программно-методическому обеспечению системы художественного образования детей. Эта идея и была закреплена в обозначенном названии конференции.

Подготовка педагогического коллектива ДХШ р.п. Краснообск к участию в межрегиональной научно-практической конференции связывалась руководством школы (директор М.Г. Шаповалова) с продуцированием будущими докладчиками собственных авторских целевых проектов, органически соединяющих в себе как поисковую методико-технологическую, так и собственно исследовательскую деятельность, включая контрольно-диагностическую и концептуально-прогностическую её составляющие, что в целом предопределило в некоторой степени успех нашего начинания. Он выражался в общей положительной динамике роста профессионального мастерства педагогического коллектива

Действительно, современная Детская художественная школа как первая ступень художественного образования должна давать импульс для динамичного развития навыков профессионального самоопределения юных художников. Для исследовательско-методического обеспечения качества предпрофессионального образования в ДХШ и художественных отделений ДШИ предстоит решить следующие актуальные проблемы:

  • преодолеть относительную замкнутость педагогических коллективов;
  • выстроить системно-аналитический подход к научно-методическому обеспечению вариативного звена Программ развития Детских художественных школ;
  • расширить возможности обмена творческими педагогическими идеями, методическими находками, фактическими воспитательно-дидактическими достижениями как конкретных преподавателей, так и коллективов. Расширить массово используемый «репертуар» форм профессионального совершенствования и роста.

Своеобразным плацдармом для оценки степени фактической разработки актуальных проблем развития и реализации инновационной опытно-поисковой деятельности педагогических коллективов ДХШ как раз и стала Первая межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Современная система художественного образования детей: новые подходы к программно-методическому обеспечению».

В год своего сорокалетия наша школа, весь её творческий педагогический коллектив, активизировал работу по систематизации и диссимиляции лучшего опыта организации предпрофессионального художественного образования. Этот посыл обозначен в Программе развития ДХШ, которая является для нас стратегическим документом и определяет приоритетные направления и линии развития на период до 2025 года. В целом, мы особым образом выделяем в предмет относительно самостоятельной аналитической работы управление инновационными процессами в художественно-эстетическом образовании и, вслед за этим, ресурсное теоретико-методическое обеспечение развития учреждения.

Актуальной задачей в Программе развития определен поиск новых подходов к программно-методическому обеспечению, что выражается в реализации следующих четырех дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ художественной направленности:

  • в области изобразительного искусства — программа «Живопись» (срок обучения — 5(6) лет);
  • в области изобразительного искусства — программа «Декоративно-прикладное творчество» (срок обучения 5 лет);
  • в области архитектурного искусства — программа «Архитектура» (сроки обучения — 5 и 6 лет);
  • в области дизайна — программа «Дизайн» (сроки обучения  — 5 и 6 лет).

Межрегиональное пространство профессионального общения, имевшее место на завершившейся научно-практической конференции, позволило выявить и обсудить наиболее общие принципы, закономерности, тенденции и механизмы развития детского художественного творчества в условиях Москвы, Республики Саха (Якутия), Челябинской области (г. Магнитогорск), Красноярского края (г. Красноярск, г. Дивногорск, г. Железногорск), Иркутской области (г. Ангарск, г. Иркутск), Свердловской области (г. Верхняя Салда), Томской области (г. Северск), городов Новосибирска,  Бердска и Новосибирской области (г. Обь, р.п. Краснообск, р.п. Кольцово, р.п. Барышево).

Основные направления реализации предпрофессиональных программ стали очевидными векторами конференции, поводами для ведения диалога, презентации опыта и характеристики сложившихся традиций. Состоялось углублённое обсуждение актуальных проблем художественного образования на разных уровнях: ДХШ и ДШИ, средние и высшие учебные заведения.

Участники конференции представили опыт работы в области художественного образования детей по следующим трем направлениям.
В рамках секции «Академические традиции в системе предпрофессионального художественного образования: взаимодействие школ Сибирского региона» участники пришли к выводу, что необходимо создать специальную (базовую, инновационную, причём региональную) опытно-экспериментальную площадку для методического общения, творческой деятельности преподавателей ДХШ и художественных отделений ДШИ, как минимум, в Сибирском регионе, а возможно, и Сибирско-Дальневосточном.
Предусмотреть дополнительные возможности взаимодействия, обмена опытом и обеспечения преемственности художественного образования: ДХШ — художественное училище — ВУЗ посредством межрегионального межведомственного сотрудничества в рамках проведения семинаров, практикумов, конференций, издательских методических проектов, выездных пленэров и музейной практики, олимпиад и конкурсов.

Прозвучало предложение о том, чтобы постоянно теоретически раскрывать и обеспечивать на практике комплекс благоприятных условий для создания и совершенствования образовательных программ ДХШ в области изобразительного искусства (в числе важнейших условий участники секции «Академические традиции в системе предпрофессионального художественного образования» назвали: 1) сплочённый, творчески настроенный коллектив преподавателей, 2) методическое сопровождение образовательных программ, 3) помещение, 4) специализированное оборудование, 5) натурный фонд, 6) библиотека, 7) современные технические средства обучения и др.

Необходимо, по мнению участников секции, продолжить взаимодействие посредством обмена накопленным методическим, психологическим и педагогическим опытом с передовыми школами России, мира. Предусмотреть формирование открытого методического пространства в рамках онлайн-обучения, очного общения, стажировок для преподавателей и совместных мероприятий.

По результатам состоявшейся дискуссии участников второй секции «Основные ступени художественного образования: система профессиональных задач в обеспечении преемственности преподавания декоративно-прикладного искусства (ДПИ)» были сформулированы следующие выводы, предложения и рекомендации:

1. Преподавание декоративно-прикладного искусства, осуществляемое на всех трёх  ступенях художественного образования нуждается  сегодня в серьёзном сквозном теоретическо-методологическом обосновании и вариативном методико-практическом совершенствовании.

2. Углублённое рассмотрение наиболее распространённых теоретических и методических подходов к преподаванию декоративно-прикладного искусства сквозь призму специфики выдвигаемых и решаемых задач на каждой из трёх ступеней художественного образования позволяет в перспективе выйти на методологически грамотную постановку вопроса о обеспечении преемственности, взаимосвязи, динамической и логически  сопряжённости в отборе наиболее эффективного содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы с обучающимися.

3. Реализация принцип регионализации, означающего наиболее полный учёт местных территориально-этнических художественных традиций не должна  уходить на второй план при выстраивании любых концептуальных и прикладных моделей преподавания, напротив, именно этот принцип должен предопределять построение системы всё более усложняющихся  профессиональных задач. 

С учетом вышеизложенного перечня наиболее актуальных для всего Сибирско-Дальневосточного региона художественно-педагогических проблем, их вариативной предметно-практической конкретизации в сфере теории и методики преподавания ДПИ на всех основных ступенях существующей российской художественно-образовательной системы участники секции предложили считать особо целесообразными следующие организационно-управленческие действия. Осуществлять планомерную консолидацию региональных научно-практических сил и в дальнейшем проводить один раз в три года аналогичные межрегиональные научно-практические конференции с учётом специфики накопившихся во всём Сибирско-Дальневосточном регионе проблем художественного образования подрастающего поколения. Продолжить начатую в рамках данной, первой, Межрегиональной научно-практической конференции работу по целенаправленному выявлению, обобщению и распространению (диссеминации) опыта эффективного преподавания ДПИ, прошедшего теоретическую и практическую апробацию на различных ступенях существующей отечественной системы художественного образования, применяя для этого комплекс самых разнообразных подходов, принципов, методов и технологий исследования. Предусмотреть дополнительные возможности взаимодействия, обмена опытом и обеспечения преемственности художественного образования: ДХШ — художественное училище — ВУЗ посредством межрегионального межведомственного сотрудничества. Создать специальную (инновационную, базовую, регионально ориентированную) опытно-экспериментальную площадку для методического общения преподавателей ДХШ и ДШИ в Сибирско-Дальневосточном регионе.

Советник методического отдела Федерального ресурсного информационно-аналитического центра художественного образования города Москвы Ирина Владимировна Ловцова относительно третьей секции «Межведомственная интеграция: поиск эффективной модели реализации образовательных программ в области дизайна и архитектуры», опираясь на данные всероссийских мониторинговых исследований, отметила особую значимость формулировки её результатов в связи с обострившимся в настоящее время противоречием между востребованностью на рынке труда данной профессии и малочисленностью качественной дизайнерской подготовки. Актуальность секции подтверждена авторитетным составом ее участников и чётко обозначенным кругом обсуждаемых проблем и вопросов.

Итак, в рамках прошедшего в Новосибирске межрегионального художественно-педагогического мероприятия участники обсудили и выработали достаточно конкретные предложения по оптимизации существующей образовательной модели, обеспечивающей непрерывность художественного образования, сохранение и развитие региональных художественных традиций, формирование единого информационно-образовательного межрегионального пространства. Предложения сформулированы и представлены в резолюциях по каждому направлению конференции.

Важнейшем же итогом проделанной научно-практической работы мы считаем возможность создания инновационной межрегиональной площадки для обеспечения профессионально-педагогического взаимодействия образовательных организаций с целью представления и внедрения лучших образовательных практик в сфере предпрофессионального художественного образования. По полученным многочисленным отзывам педагоги ДХШ р.п. Краснообск внесли большой вклад в развитие региональной системы предпрофессионального художественного образования. Но с завершением конференции творческая работа над выявленными проблемами не прекращается. Педагогический коллектив нашей школы в рамках Программы развития продолжает проектную деятельность, ориентированную на научно-методическое, организационно-содержательное, информационно-образовательное и программное обеспечение деятельности Детских художественных школ и Школ искусств в системе предпрофессионального художественного образования Новосибирской области.

Литература

1. Буйлова Л.Н. Современные тенденции обновления содержания дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ // Инновационная наука. — № 8. — 2015. — С. 83-88.
2. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. —М.: Агенство «Мегаполис», 2012. — 392 с.
3. Совершенствование системы художественного образования детей на основе регионализации академических традиций: Сборник докладов и сообщений к Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием / под науч. ред. Л.И. Боровиков, Н.А. Скуратовской —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2021. — 256 с.
4. Красношлыкова О.Г. Методология и методика развития профессионализма педагога в  муниципальной системе образования / под ред. Н.Э. Касаткиной. —Кемерово: Кузбассиздат, 2005. — 281 с.