Притяжение искусства. Таинство в режиме фестиваля. Приглашение к участию

Номер: 

Аннотация. Раскрывается десятилетняя история активного существования в городе Новосибирске межведомственного информационно-просветительского и культурно-образовательного проекта «Художники — детям», обосновывается правомерность вхождения в режим подготовки к проведению международного фестиваля культурно-образовательных практик «Притяжение искусства».
Ключевые слова: искусство и педагогика; теория и практика; межведомственная сетевая экспериментальная площадка; обогащение содержания деятельности; совершенствование форм работы; оптимизация управленческой структуры

Немногим более десяти лет тому назад в городе Новосибирске по инициативе Центра культуры ЦК19 (до 2019 года Городской центр изобразительных искусств (ул. Свердлова, 13)) был дан старт городской межведомственной сетевой экспериментальной площадке «Непрерывное духовное художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» — «Художники — детям». Непосредственными инициаторами этой городской исследовательско-методической акции (Петрова И.В, Барбашина Э.Р., Боровиков Л.И.) было выдвинуто предположение о том, что художники-профессионалы, взаимодействуя в режиме творчески насыщенного общения с учащимися ряда общеобразовательных школ удаленных районов Новосибирска, могут самым положительным образом повлиять на процесс духовного, социально-культурного и эмоционально-художественного развития учащихся, причём не дублируя и не игнорируя устоявшихся канонов профессиональной деятельности преподавателей школьных дисциплин художественно-эстетического цикла. И вот сегодня благодаря предусмотрительно осуществлённому выпуску четырёх Информационных бюллетеней по итогам инновационной деятельности ЦК19, названной городской межведомственной сетевой экспериментальной площадки [1; 2 и др.], а также своевременному изданию материалов состоявшейся 7-8 октября 2015 года в Новосибирске Международной научно-практической конференции «Возможности искусства в современном образовании» [3] мы можем в достаточно целостном виде восстановить панораму происходивших в предшествующее десятилетие узловых художественно-педагогических событий. Более того, можем, обобщая накопленный опыт, провести, ретроспективно выверенную работу над невольно допущенными тогда ошибками: практическими и теоретическими, социально-психологическими и образовательно-дидактическими, художественно-просветительскими и организационно-управленческими.

Теоретически обобщая накопленный десятилетний опыт, анализируя его с самых разных сторон, под самыми разными углами зрения, мы предполагаем в перспективе ещё более расширить и обогатить, усовершенствовать и обновить основные принципы и механизмы успешно осуществлённого проекта «Художники — детям». И как следствие, приступить к последовательно научной подготовке открытого международного фестиваля культурно–образовательных практик «Центр притяжения». В ходе фестиваля мы предполагаем интегрировать усилия творчески ориентированного межведомственного педагогического, сообщества для того, чтобы сообща научиться эффективно, в кратчайшие сроки и с максимальным просветительским и образовательным эффектом, разрабатывать и внедрять художественно-просветительские, культурно-образовательные и организационно-управленческие идеи, модели и технологии, причём научиться делать это, ориентируясь на вполне реальный культурно-созидательный потенциал современного детства.

Данная концептуальная содержательно-смысловая установка, заложенная в проект программы открытого международного фестиваля культурно-образовательных практик «Центр притяжения», будет самым непосредственным образом сориентирована на выявление, обобщение и распространение потенциально лучших образцов практического художественно-просветительского, культурно-образовательного и организационно-управленческого опыта. Категория «опыт», а тем более опыт художественно-педагогический весьма непрост для его научно-аналитического и методико-практического освоения. Кратко поясним в чём суть этой проблемы.

В своё время Константин Дмитриевич Ушинский прозорливо предупреждал многих оптимистов-исследователей о том, что особая сложность обобщения накопленного профессионального педагогического опыта заключена, во-первых, в «отдалённости своих последствий от причин», и, во-вторых, в том, что «каждый опыт имеет не одну, а множество причин, так что нет ничего легче как ошибиться в этом отношении и назвать причиною данного результата то, что вовсе не было его причиной, а может быть даже задерживающим обстоятельством» [4, с.193]. Конечно, теория и методика научно-исследовательской деятельности, методико-практического оперирования с различными проявлениями творческого педагогического опыта продвинулась сегодня далеко вперёд. Но, тем не менее, многие проблемы остались, правда сегодня они стали звучать несколько по-иному — более прагматично и системно сконцентрировано. Вот пример.

Доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН Виктор Владимирович Знаков, в недавно вышедшем в свет обстоятельном монографическом исследовании «Психология человеческого бытия» пишет: «В современной науке слово «опыт» выходит за пределы возможностей языковых средств его выражения. Оно подчёркивает нечто абсолютно уникальное, что нельзя выразить в слове, — индивидуальный опыт или опыт группы» [5, с. 96-97]. Невербализуемый опыт в художественно-просветительской, культурно-образовательной и организационно-управленческой деятельности очень важен. Конечно, индивидуальный творческий опыт, либо опыт работы творчески устремлённого коллектива образовательной организации сферы культуры может дать нам многие яркие регионально специфические образцы успешной практико-ориентированной художественной деятельности [6]. Но это для нас есть всего лишь самый первый, предварительный шаг в выстраивании технологической модели работы с эмпирическими художественно-педагогическими проявлениями талантливых педагогов-практиков. В перспективе нас интересует многомерная теоретически проработанная методическая система педагога [7] либо, если смотреть на проблему в более широком организационно-управленческом масштабе, методическая система всего педагогического коллектива, взятая во всём реальном многообразии её межсистемных и внутрисистемных связей.

В целом же у нас получается следующая, представленная ниже структурно-схематическая модель работы с творческим практическим художественно-педагогическим опытом. Модель эта, безусловно, требует своей дальнейшей научно-аналитической и предметно-практической доработки, прежде всего, в зависимости от той или иной фазы осуществления проекта:

1) проведение стартового международного интернет-конкурса по сбору первичных образцов творческого методического опыта;
2) лабораторная (теоретическая и эмпирическая) «шлифовка» либо, другими словами, теоретико-практическая апробация лучших первичных образцов творческого методического опыта;
3) многомерная (общественная и научная) экспертиза «завершённых методических продуктов» (методики, программы, проекты) — отшлифованных, т.е. успешно прошедших теоретическую и эмпирическую лабораторную проверку эталонных образцов творческого методического опыта, допускающих, по нашему сегодняшнему предположению, эффективную многовекторную ситуативно-практическую диссеминацию (распространение, внедрение).

Литература
1. Информационный бюллетень. По итогам деятельности Городской экспериментальной площадки «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» (2012/2013 уч. г.) Вып. 1. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2013. — 103 с.
2. Информационный бюллетень. По итогам деятельности Городской экспериментальной площадки «Непрерывное духовное, художественно-эстетическое развитие (воспитание) учащихся через визуальное искусство» (2013/2014 уч. г.) Вып. 2. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014. — 118 с.
 3. Возможности искусства в современном образовании: Международная научно- практическая конференция (7-9 октября 2015 г.). – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015. —178 с.
4 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т. I. Вопросы воспитания. — М.: Гос. уч.-пед. изд-во РСФСР, 1953. — 638 с.
5. Знаков В.В., Рябикина З.И, Психология человеческого бытия. —М.: Смысл, 2017. — 416 с.
6. Юсупов В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования. Автореф. дис. ...д-ра пед. наук. —Ярославль, 1999. — 42 с.
7. Боровиков Л. И Методическая система педагога. От элементарной грамотности – к высокому профессионализму: построение индивидуальной траектории развития // Развитие детской одарённости: открытая методическая школа: из опыта творческой поисковой деятельности педагогов Новосибирской области: Пособие по автодидактике. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015, с. 11-17.
 

Дополнительные файлы: