Просветительская функция семейных клубов. В русле классификационного методического подхода

Номер: 

Аннотация. Представлены результаты выполненного теоретико-эмпирического исследования деятельности семейных и родительских клубов, дан их концептуальный, содержательный и функционально-методический анализ.
Ключевые слова: семейные клуб; родительский клуб; актуальные запросы семьи на консультационно-просветительское сопровождение

Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации («Об образовании в РФ. Закон 272-ФЗ, статья 44, 2014 г.). Современная жизнь поставила перед семьёй ряд новых проблем. С одной стороны, последнее время наблюдается всплеск интереса родителей к эффективному воспитанию и образованию своих детей, что вызвано тектоническими изменениями в жизни общества, проблемами с пандемией, переходом образования на онлайн форматы, кризисом в традиционной системе образования. С другой стороны, семья оказалась не готова реализовывать свои желания и права в более продуктивном развитии своих детей. Не готова психологически, не готова информационно и методически.

Естественная родительская любовь часто не достигает результата из-за педагогической неграмотности родителей, неумения эффективно выстраивать отношения со своими детьми. Далеко не всегда общеобразовательная школа, как впрочем и учреждения дополнительного образования, налаживает конструктивное партнёрское сотрудничество с родителями [1], которые по закону являются полноценными участниками учебно-воспитательного процесса.

Просвещением родительской общественности по вопросам воспитания детей в формате родительских школ, родительских университетов или лекториумов занимаются сегодня различные учреждения образования, такие как дошкольные образовательные учреждения, центры детского творчества, библиотеки. Изучение современной литературы показало, что образовательные запросы обучающихся на разных ступенях образования исследованы подробно, в то время как запросы и особенности семей мало учитываются.

В своем практико-ориентированном исследовании мы обращаем внимание на формальные и неформальные сообщества семей, которые объединяются с общей целью, по вопросам воспитания и образования своих детей. Фокусом нашего исследования являются семейные клубы, которые отличаются от родительских школ, родительских университетов тем, что имеют не образовательную направленность, а просветительскую, которая наиболее эффективно реализуется в клубном формате: возможность неформально встретиться с единомышленниками, обсудить важнейшие проблемы воспитания, обменяться опытом успешного взаимодействия с детьми.

Был проведён анализ более 100 семейных клубов и сообществ, позиционирующих себя как семейные или родительские клубы, действующие в разных регионах РФ, а также представленных на различных интернет ресурсах, в том числе и в социальных сетях. Среди изученных клубов — 43% клубов работают в очном формате, 51% клубов (сообществ) являются ресурсными площадками и в 6% совмещают форматы — очный, дистанционный, формат ресурсной площадки. В связи с возникшей тенденцией перехода части образовательной деятельности в дистанционный режим, мы прогнозируем развитие клубной деятельности в онлайн формате. Переход в онлайн режим сопряжен с некоторыми особенностями: механический перенос способов клубной работы в виртуальное пространство при этом, могут быть утеряны сильные стороны клубной деятельности. Мы считаем, что изменение формата требует пересмотра философских оснований этого вида деятельности и фактически проектирования клубной работы как особого нового жанра.

Столкнувшись с большим количеством и разнообразием родительских сообществ, возник вопрос о классификации этих разнородных объединений. Нам представляется целесообразным принять во внимание следующие виды классификаций: по формату деятельности, по возрасту детей в семье, по охвату категорий участников, по проблематике сообществ, по количеству субъектов, включенных в проблему, по источникам финансирования, по ценностной шкале, по направленности работы, по гендерно-половой принадлежности, по территориальной локализации, по типам и видам предметной деятельности (в дополнительном образовании).

По категориям участников клубы делятся на семейные и родительские. К родительским клубам относятся клубы, членами которых являются только взрослые участники. К семейным клубам относятся клубы, членами которых являются как взрослые, так и дети. Объединение в клубы главным образом происходит для обмена опытом, получения информации по воспитанию и образованию детей, проведения совместного досуга, поиску единомышленников, расширения круга знакомств, поиска друзей как среди взрослых, так и среди детей. Также существуют семейные детские клубы, участниками которых являются только дети, при этом мы имеем в виду организованные взрослыми клубы для детей и подростков, и не имеем в виду стихийные и неформальные объединения. В таком случае участники клуба встречаются для проведения организованного досуга, посещения мастер-классов, профессионального определения, сопровождения и психологической поддержки в трудной жизненной ситуации, для общения.

По инициаторам создания клубы можно разделить на созданные по инициативе муниципальных структур, общественных организаций, личной инициативе родителей.

По наличию детей разного возраста семьи, которые состоят в семейном клубе, можно разделить следующим образом. Молодые семьи без детей, для которых важно наладить внутрисемейные отношения, подготовиться к зачатию, беременности, родам. Молодые семьи с детьми грудного возраста, для которых цель посещения клубов — освоить в семейной паре новый этап отношений, наладить отношения с бабушками и дедушками, получить информацию по уходу за младенцами, узнать и освоить приемы воспитания грудных детей. Семьи с детьми дошкольного возраста объединяются для обмена опытом, профилактики эмоционального состояния родителей, проведения совместного детско-родительского досуга, поиска няни, получение информации об эффективном воспитании ребенка, подготовки к школе. Семьи с детьми дошкольного возраста, посещающие одно дошкольное образовательное учреждение объединяются чаще всего по инициативе ДОУ, для получения информации о воспитании ребенка, проведении совместных мероприятий, оказания финансовой помощи ДОУ. Семьи, в которых воспитываются дети младшего школьного возраста, объединяются в семейные клубы для обмена опытом, информационными ресурсами, проведения совместного досуга, образовательных и воспитательных мероприятий, получения консультаций по вопросам воспитания и образования детей, профилактики эмоционального выгорания родителей. Для семей, воспитывающих подростков, наиболее актуальными темами являются: обмен опытом, профилактика эмоционального выгорания родителей, получение информации для преодоления подросткового кризиса.

По формату деятельности семейные клубы можно разделить на очные: проводятся личные встречи, мероприятия, лекции, прогулки, походы; дистанционные — обучение навыкам родительства через вебинары, встречи на видеоплощадках, таких как Zoom, Skype, MSTeams, образовательные марафоны для родителей в социальных сетях или мессенджерах; ресурсные площадки — группы в социальных сетях, блоги, информационные сайты и порталы, на которых расположена различная информация, относящаяся к родительской тематике, тематике воспитания и образования детей, семейных отношений. Отличие очного и дистанционного клуба от ресурсной площадки в том, что в первом и втором случае есть специалист, который направляет, ведет, консультирует, проверяет, при необходимости корректирует действия родителя, а в случае ресурсной площадки родитель самостоятельно читает статьи, посты, мнения экспертов на интересующую его тему. Обмен опытом происходит путем обсуждения информации в ветках форума.

По видам проблем, которые могут решаться в рамках семейных (родительских) клубов можно выделить следующие категории: клубы молодых семей для решения вопросов, связанных с освоением нового статуса «муж и жена», «молодые родители», «молодые бабушки и дедушки»; клуб семей, которые оказались в трудной жизненной ситуации — помощь, поддержка, профилактика эмоционального выгорания в ситуациях с трудными подростками, детьми с ограниченными возможностями здоровья, малообеспеченные семьи, семьи, в которых ребенка воспитывает один родитель; приемные семьи, замещающие семьи.

По модели организации деятельности клуба, среди семейных клубов можно выделить такие, в которых ведущий клуба является спикером, организатором, консультантом, а также такие клубы, в которых ведущий является организатором событий и приглашает различных специалистов для решения внутриклубных запросов участников семейного клуба.

По источникам финансирования среди семейных клубов можно выделить следующие категории: финансирование за счет муниципалитета, за счет грантов и целевых государственных программ, за счет благотворительных фондов, за счет родительских средств.

По ценностной шкале выделим среди семейных клубов следующие: детоориентированные, основная цель таких клубов — развлечение, обучение детей, проведение детского досуга; родительские клубы, основная цель таких клубов — просвещение родительской общественности по вопросам образования и воспитания своих детей, повышение родительских компетенций; клубы, ориентированные на семейные ценности — помощь семье в определении своих ценностей, помощь в раскрытии родительского потенциала, реализация деятельности клуба, отвечающая запросам семьи.

По направленности семейные клубы можно разделить на спортивно-туристические, патриотические, декоративно-прикладные, музыкальные, театральные, экологические, художественные, литературные, танцевальные, технической направленности, исследовательско-экспериментальные, научно-образовательные, общеразвивающие.

По составу участников: клуб матерей, клуб отцов, клуб для мальчиков, клуб для девочек, смешанный состав.

По территориальной принадлежности семейные и родительские клубы можно разделить на следующие категории: семейный клуб по месту жительства — находится в микрорайоне или районе, в котором проживают участники. Свою деятельность такие клубы осуществляют на базе центров и домов детского творчества, дошкольных и школьных образовательных учреждений, ТСЖ, молодежных центров. Чаще всего клубы реализуют программу, решающую запросы местных жителей. Семейные клубы муниципального уровня могут располагаться в любой части населенного пункта в таких учреждениях как центры социальной помощи, центры психолого-педагогической помощи, медицинские учреждения, дома детского и юношеского творчества, комнаты психологов, музеи, дополнительные образовательные учреждения, учреждения культуры. Клубы реализуют программу, решающую запросы родителей, относящиеся к местному населенному пункту. Членами таких клубов являются жители населенного пункта. Семейный клуб регионального уровня может располагаться в любой части региона, и реализует запросы родителей регионального уровня. Выделяют семейные объединения, действующие на федеральном уровне, и оказывающие помощь и поддержку семьям на федеральном уровне, вне зависимости от региона проживания. Также можно выделить объединения родителей, которые действуют вне зависимости от территориальной принадлежности и оказывают помощь и поддержку как российским гражданам, так и русскоязычным участникам, постоянно проживающим за рубежом.

По типам и видам деятельности в современном дополнительном образовании выделяют следующие семейные клубы: культурно-досуговые — посещение музеев, организация семейного досуга, организация конкурсов и выставок, концертов, спектаклей, изучение истории и культуры своего населенного пункта; образовательно-просветительские — проведение семинаров, тренингов, практикумов, конкурсов, выставок, консультации специалистов различных направлений, иные занятия, направленные на повышение психолого-педагогической и медицинской грамотности семейных отношений, снятие затруднений детско-родительских отношений; эколого-познавательные — организация эколого-познавательного семейного досуга на природе, вовлечение членов клуба в природно-охранные акции в месячниках экологического образования, организация эколого-ориентированной деятельности семьи; спортивно-оздоровительные — спортивные семейные соревнования и мероприятия, семейный туризм, проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в физическом развитии детей и родителей.

Проведенный анализ семейных и родительских клубов, а также сообществ, позиционирующих себя как семейные клубы, показывает многоплановость социального явления «семейный (родительский) клуб». Нами была предпринята попытка классифицировать семейные клубы по разным основаниям. С большой долей вероятности можно утверждать, что данных классификаций недостаточно для описания всего многообразия семейных клубов в связи с тем, что, во-первых, нет единого зафиксированного определения термина «семейный клуб», то есть понимать этот термин возможно по-разному, а с другой стороны, интересы семей настолько разнообразны, что каждое объединение семей в определенный клуб дает возможность подобрать иную классификацию, отличную от приведенных выше.

Литература
1. Конструктивное взаимодействие с семьями обучающихся : Словарь-справочник современного педагога дополнительного образования / Под науч. ред. Л.И. Боровикова. —Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2020. — 164 с.
2. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. —СПб.: Изд-во «Питер», 2017. — 304 с.
3. Хомченко Н.Е. Использование квестов в процессе семейного обучения // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. Информационно-методический журнал. — 2016. — № 3. — С. 44-47.
4. Хомченко Н.Е. Обучение в процессе жизни. Практические советы педагогам и родителям // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. Сетевой межведомственный педагогический журнал. — 2018. — № 2.