Семейный дуэт в колонном зале. Искусство керамики в краеведческом музее

Номер: 

Аннотация: по итогам выставки керамического искусства двух талантливых новосибирских художников (Л.А. Шляга и Г.А. Шляга) характеризуется процесс эволюции их авторского творчества метода.
Ключевые слова: выставка керамического искусства; классические традиции; авторский художественный поиск

В колонном зале Новосибирского краеведческого музея (Красный проспект, 23) с конца апреля до конца мая показывали свои работы мэтры новосибирской керамики Людмила и Геннадий Шляга. Столь парадный и изысканный интерьер оказался вполне созвучен характеру представленных творений, не теряющихся в таком пространстве. И это не случайно, ведь большинство из показанных экспонатов — настенные панно и блюда — предназначены именно для интерьеров.

Нынешняя выставка наглядно свидетельствует о том, что творческий тандем по-прежнему держит высокую профессиональную планку, не только ничего не потеряв на протяжении почти полувекового пути, но и много в чём преуспев [1; 2; 3 и др.]. Авторы работают активно, интересно и, что немаловажно в искусстве, свободно и раскованно, много экспериментируя как с формой, так и с декором. В их творчестве была и вполне утилитарная посуда, и поиски замысловатых усложненных очертаний предметов, и использование большого количества объемных лепных деталей, и сюжетные композиции — словом бесконечное число всевозможных вариантов.
Сейчас у авторов наступил период зрелости, время «сбора камней», когда технически им доступно всё, и они заботливо компонуют самые различные детали, имеющиеся в их арсенале. Для них настало удивительно гармоничное время, когда крайние точки, всплески эмоций остались в глубине, а им на смену пришла спокойная зрелость и уверенность в своих силах, мастерство как результат труда и поисков.
В керамике одним из самых важных качеств мастера является чувство глины, понимание специфики материала, его секретов и границ возможностей, причём освоенное на практике. Все это демонстрирует выставка, которая вполне может служить наглядным пособием для тех, кто только начинает приобщаться к этому виду искусства.
Большинство произведений отличает лаконизм и простота форм. Как правило, это квадрат или круг с вариациями, что создает впечатление покоя, устойчивости, позволяя им естественно вписываться в интерьер. В дополнение к простой, четкой по очертаниям форме как элемент «музейности», созвучия с классикой в работах используется рама, обозначая границу, своего рода «одежду», выделяя их как особый мир — мир совершенства и красоты.
Это же праздничное и торжественное настроение поддерживает изобразительная часть панно и пластов. Самым значимым здесь является активный цвет с большим количеством вкраплений золота и контрастов, но при этом гармоничный в основе своей благодаря точно выбранным сочетаниям теплых и холодных тонов. В то же время эффект мерцающей поверхности привносит в образы призрачность и таинственность, ассоциативно связывая их с витражами, потому они воспринимаются как окна, открытые в иное измерение. Чередование цветовых пятен различных форм и размеров воспринимается как драгоценный декор, напоминая смальту в мозаиках, что хорошо ложится на лаконичные геометрические формы. Кроме этого, авторы используют фактурные детали на поверхности, то выходящие вовне в пространство зрителя, то сходящие на нет, значительно оживляя восприятие.

В последние годы у художников возник интерес к монументальным объёмам, по размерам близким к скульптуре. Это эстетически облагороженные люди-роботы, своеобразные аналоги цифрового человека новой эпохи, представляющие собой геометризованные пластические образования под колоритным названием «Фигурина око» с декором в виде условно обозначенного глаза.
Мастера, создавая свои творения, любуются ими, с удовольствием изобретая все новые варианты. Это же наслаждение получает и зритель, созерцая работы и становясь равноправным соучастником творческого процесса.

Литература
1. Боровикова Р.И. Окно в мир совершенства и гармонии. Художники Людмила и Геннадий Шляга // Альманах «День за днём»: Наука. Культура. Образование / Адрес в сети Интернет: den-za-dnem.ru. Дата обращения 02.05. 2021 г.
2. Боровикова Р.И. Поэзия. Гармония. Мастерство // Советская Сибирь. 1987. – 9 июня
3. Шляга Геннадий Анатольевич // Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России. Новосибирск. — Новосибирск: Изд-во «ВТОО СХР», 2014, с. 634-635.
4. Шляга Людмила Анатольевна // Всероссийская творческая общественная организация «Союз художников России. Новосибирск. — Новосибирск: Изд-во «ВТОО СХР», 2014, с.635.

Дополнительные файлы: