Активизация культурно-развивающего потенциала семьи средствами национально-ориентированных видов изобразительного искусства

Номер: 

Анализ ситуации в культурно-образовательной сфере рабочего поселка Краснообск свидетельствует о том, что система профессионального художественного образования востребована как его населением, так и жителями Новосибирского района в целом. 

Детская художественная школа Краснообска в течение многих лет стабильно выполняет образовательные запросы населения района в сфере начального профессионального художественного образования, при этом имеет устойчивую позитивную репутацию, сохраняя высокие основные параметры своей деятельности, а по ряду позиций активно развивается и инициирует множество прогрессивных начинаний.

Наше учреждение одним из первых в области перешло от общеэстетического к предпрофессиональному художественному образованию. Для этого к 2014 году были разработаны, утверждены и реализуются на практике четыре дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусства: «Живопись», «Декоративно-прикладное творчество», «Архитектура» и «Дизайн», проектирующие модель выпускника и включающие в себя базовый набор профессиональных компетенций.

В образовательный процесс нами успешно внедряются инновационные педагогические технологии, развивающие модели обучения, обеспечивающие активную творческую деятельность детей в сфере искусства и индивидуальный подход к ребенку на всех этапах обучения. Эффективность образовательных программ отделений подтверждают многочисленные дипломы конкурсов и выставок различного уровня. Наша школа — лауреат Всероссийского конкурса «Школы искусств — достояние Российской Федерации». Успехи ДХШ отмечены Почетной грамотой Министерства культуры Российской Федерации и Благодарностью Президиума Российской Академии художеств. Школа внесена в «Золотую книгу культуры Новосибирской области» по итогам Конкурса «Золотой свет очага». В копилке наград имеются Серебряные и Золотые медали Дельфийских игр РФ и СНГ. Это далеко не весь перечень достижений. В 2015 г. школа стала победителем Всероссийского конкурса «50 лучших детских школ искусств».

Реализуя компетентностный подход в образовательных программах, педагогический коллектив школы исходит из того принципа, что «компетенции в образовании могут стать общественным благом только при обеспечении ценностно ориентированного воспитания, базирующегося на лучших отечественных традициях» [1].

С особой бережностью коллектив относится к сохранению региональных традиций академической сибирской художественной школы. По сути, наша школа — это собиратель и хранитель тех самых ценностей и традиций. ДХШ была открыта в 1980 году в научном городке Сибирского отделения ВАСХНИЛ по инициативе администрации поселка и президиума СО ВАСХНИЛ. В это время молодой научный поселок создавал культурную инфраструктуру: наряду с художественной школой открылись библиотеки, музыкальная школа, Дом ученых.

Основное население поселка Краснообск на этот момент составляли молодые ученые, которые съехались со всех уголков бывшего Советского Союза для создания Сибирского отделения Академии сельского хозяйства. Именно эти люди, творческие, ищущие, высокообразованные, изначально определили молодой школе высокую планку требований к обучению своих детей.

Первыми преподавателями школы стали выпускники первого набора художественно-графического факультета педагогического института города Новосибирска. Изначально педагогический коллектив рассматривал детское художественное образование в школе как первый этап непрерывного профессионального образования. Большую поддержку нам оказывал методический кабинет Новосибирского государственного художественного училища, помогавший осуществлять адаптацию методики преподавания основ изобразительной грамоты к условиям дополнительного образования детей, при этом ориентируя на сохранение традиций отечественной реалистической школы.

На начальном этапе существования заведения формировались принципы взаимоотношений педагогического коллектива школы с родителями своих воспитанников, основанные на партнерстве. На базе школы действовал семейный клуб, в котором художественным творчеством занимались не только дети, но и взрослые жители научного городка. Семьи обучающихся ДХШ были вовлечены в активную внеаудиторную деятельность школы: организовывались совместные поездки в театры, музеи, на выставки художественной направленности.

 Одной из школьных традиций стали выездные пленэры с участием учащихся и их родителей. В процессе работы над учебным этюдом на пленэре сливаются воедино художественное обучение, образование и воспитание. На таких занятиях формируется как образное восприятие окружающей действительности, так и умение творчески осмысливать, обобщать и на практике воплощать средствами рисунка, живописи и композиционными приемами результаты собственных наблюдений.

В совместных с родителями выездных мероприятиях особый интерес вызывает сочетание работы на пленэре с посещением музеев, что осуществлялось нами в городах России и Европы.

Передавая следующим поколениям глубинные культурные традиции, приобщая их к общечеловеческим и национальным духовным ценностям, ДХШ решает задачу воспитания на профессиональной основе художника как творческой личности, совершенствующего свои способности для продолжения художественного образования, самоопределения и самореализации как личности в культурной и творческой деятельности во благо своего Отечества.

Вместе с тем мы осознаем, что основным звеном воспитания и формирования личности является семья. Негативные последствия экономических и политических преобразований конца ХХ века ощутимо отразились на социальной сфере. В частности, кризис последних десятилетий глубоко затронул многие семьи. Одной из значительных проблем семейных отношений является противоречие между тенденциями массовой культуры и национальной традицией воспитания. Зачастую нарушения межличностного общения приводят к серьезным внутрисемейным конфликтам. По мнению психологов, социологов и культурологов, самая сложная проблема коммуникации заключается в адекватном переводе смыслов с одного языка культуры на другой [2]. Роль эстетических коммуникаций очень важна для диалога разных поколений. Через художественный образ автор произведения передает свое восприятие мира и стремится выразить свой уникальный внутренний мир. Всякий заинтересованный зритель вступает в диалог и с художественным образом, и с его автором. И в том случае, когда автором произведения является ребенок, а зрителями — члены его семьи — этот диалог не просто способствует лучшему взаимопониманию, но и активизирует творческий потенциал всей семьи. И лидером в творческой семейной атмосфере зачастую становится ребенок, обучающийся в детской художественной школе. В художественной коммуникации ребенок проявляет такие ценностно-смысловые отношения, как «Я — Автор», «Я — для себя», «Я — для других», что, несомненно, развивает навыки коммуникации и самопрезентации и способствует самопознанию и самоосуществлению.

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи средствами искусства — важный компонент деятельности педагогов школы. Воспитательный потенциал русской культуры очень высок и далеко еще не использован в полной мере. Задача начального художественного образования состоит в том, чтобы найти современные формы включения детей в пространство традиционной русской культуры, которая имеет огромную объединяющую и духовно возвышающую силу.

Национально ориентированное наполнение содержания образования воплощается во всех четырех образовательных программах ДХШ при этом отделения и мастерские по-разному подходят к формированию данной направленности обучения. В мастерских отделения декоративно-прикладного искусства происходит максимальное насыщение содержания образования русским этнографическим материалом, например, вводятся такие образовательные блоки как «реконструкция русской тряпичной куклы» [3], «композиция сибирского народного костюма», «глиняная народная игрушка» и тому подобное.

Отделение станкового искусства постоянно развивает методику преподавания художественных дисциплин на основе освоения опыта ведущих российских школ. Совместно с методическими кабинетами по художественному образованию городов Кемерово, Красноярска, Омска, Самары, Сергиева Посада, Сочи, Улан-Удэ, Барнаула организуются выездные семинары, происходит обмен детскими художественными выставками, проводится пленэрная практика в городах Сибири и России. Обучающиеся этого отделения успешно участвуют в Дельфийских играх России и СНГ.

Педагогический коллектив школы рассматривает предпрофессиональное художественное образование ребенка не как сумму знаний отдельных учебных предметов, а как целостную культуру, которая дает свободу самоопределения личности, причем личности творческой, осознающей себя в качестве гражданина России. Основным инструментом достижения воспитательных целей является комплексный вариативный учебный план школы, объединяющий учебные дисциплины, наполненные национально ориентированным содержанием.

В современном мире ориентация на потребителя в образовании стала одним из важнейших и одновременно самым неоднозначным принципом. Если в советское время можно было считать, что потребности и запросы государства являются главным фактором, задающим результаты образовательного процесса, то сейчас положение значительно изменилось. Родители как главные потребители имеют свои потребности и запросы. Они оценивают не только компетенции, приобретенные выпускником в процессе обучения, но и качество всех составляющих элементов самого образовательного процесса: уровень образовательных программ, профессионализм педагогов, а также адекватность условий, учитывая удобство расписания, соответствие помещения гигиеническим нормам, имеющееся оборудование и используемые технологии.

Педагогический коллектив детской художественной школы рабочего поселка Краснообск убежден, что высокий уровень качества образования, к тому же основывающегося на национально-ориентированных образовательных программах, является привлекательной стороной для всех участников образовательного процесса: государства, родителей, обучающихся и преподавателей.

Педагоги школы стремятся к формированию открытой информационно-образовательной среды образовательного учреждения. Для этого постоянно обновляется школьный сайт, на котором размещается информация об успехах обучающихся, о планируемых мероприятиях, в которых участвует школа, об интересных событиях школьной жизни. Ежегодно выпускается школьный журнал «Художка». В 2016 году был издан альбом-каталог детских творческих работ ребят, обучающихся в школе, под названием «Путь к мастерству» [4], в который вошли наиболее яркие и интересные работы юных художников.

Мы уверены – только максимальная открытость художественно-образовательного процесса позволит нам активизировать культурно-развивающий потенциал семьи, сделать партнерские отношения с семьей исмточником интенсивного творческого развития наших юных воспитанников.

 

Литература

  1. Стратегия государственной культурной политики РФ на период до 2030 года (Постановление от 29 февраля 2016 г.)
  2. Лыкова И.А.  Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов. http://www.art-education.ru/electronic-journal
  3. Брагинская Л.П., Сысоева М.А., Шаповалова Е.Г. Информационный подход к реконструкции традиционной куклы // Этнокультурная деятельность в современных образовательных организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы: материалы Международной науч.-практ. конф. (Москва, 25 марта 2017 г.) /редкол.: Т.И. Бакланова [и др.] –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017, с. 249-255.
  4. Вверх по лестнице художественного мастерства. Премьера книги. //  Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. Информационно-методический журнал. -2017. - №2.