Мы идем в гости!

По материалам регионального этапа II Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей.
Ключевые слова: духовное и нравственное воспитание, воспитание в обучающихся уважения к окружающим людям, правила поведения в гостях.

Пояснительная записка
Проблема духовного и нравственного воспитания в условиях современного общества является одной из главных, стоящих перед каждой семьёй, обществом и государством в целом. В настоящее время материальные ценности имеют преимущество над нравственными, что в следствии приводит к искажению представлений о справедливости, уважении, честности. И обесцениванию таких понятий, как честь, совесть, долг.
В связи с данной проблемой большое значение приобретает работа по духовному и нравственному воспитанию подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях, где в настоящее время ведется поиск различных вариантов совершенствования нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Вышедшие в последние годы нормативно-правовые документы (Закон РФ «Об образовании» и «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения начального общего образования (ФГОС НОО) и др.) отмечают необходимость усиления духовного воспитания, а именно: формирования нравственных представлений подрастающего поколения.
Поэтому воспитательное мероприятие было разработано в таком тематическом направлении, как духовное и нравственное воспитание.
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Именно данные слова определяют актуальность нравственного воспитания. Потому что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Воспитательное мероприятие направленно на целевую аудиторию младших школьников 9-10 лет, 3 класс.
Данное воспитательное мероприятие занимает особое место в системе работы классного руководителя и тесно связана с межличностными взаимоотношениями как в классном коллективе, так и вне. Помогает воспитывать в обучающихся уважение к окружающим его людям, и правилам поведения в гостях.

Цель: создание условий для изучения правил поведения в гостях.
Задачи:

  • формировать знания учащихся о правилах поведения в гостях;
  •  развивать коммуникативные навыки;
  •  воспитывать уважительное отношение к окружающим людям;
  •  формировать умение и готовность слушать, вести диалог;
  •  обобщить и расширить знания о правилах этикета.

Планируемые результаты:
Личностные:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Метапредметные:
Регулятивные УУД     

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  •  принимать и сохранять учебную задачу;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера, сделанных ошибок;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД:

  • строить речевое высказывание в устной форме;
  • строить речевое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • осуществлять анализ, обобщение.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты:

  • знать правила поведения в гостях в смоделированных жизненных ситуациях.
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Форма приведения воспитательного мероприятия — ролевая игра.
Данная форма является, эффективной в духовном и нравственном воспитании так, как ролевая игра – это комплексный методический прием обучения, в котором маленькая группа в форме игрового представления критически рассматривает важную для неё проблему и совместно ищет способ решения.
Ролевая игра дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций. И при этом участники в защищенной воображаемой ситуации, как в модели реальной ситуации, исполняют роли различных предполагаемых людей или вариации к одной и той же роли, причем происходит критическое рассмотрение комплексности социального поведения.
В современном мире педагогу необходимо создавать такие условия, чтоб обучающимся было интересно на протяжении всего воспитательного мероприятия, а для этого необходима частая смена деятельности. В своем воспитательном мероприятии я использовала все три метода обучения.
В наглядном методе обучения был использован такой прием как работа с карточками. Обучающимся необходимо было совместно с учителем составить памятку, что в свою очередь является средством обучения.
 Словесный метод обучения включает в себя такой прием, как фронтальный опрос. Используя данный прием, обучающиеся получают сформулированные правила для заполнения памятки.
Практический метод предусматривает собой выполнение практического задания, а именно составление памятки поведения в гостях.
Для достижения планируемых результатов, мне необходимы следующие ресурсы. Плакат «Мы идём в гости»; карточки на каждого учащегося для составления памятки, карточки с ситуациями. А также подготовленный обучающийся играющий роль Незнакомки.
Работа по методической разработки воспитательного мероприятия духовного и нравственного направления дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к социальному поведению. Кроме того, данная методическая разработка дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Основная часть
Ход мероприятия
Учитель:
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Анатольевна, и сегодня я проведу у вас классный час. А говорить мы будем…
(Учителя резко прерывает открывающаяся дверь класса. В класс заходит незнакомка, которая перебивает речь учителя)
Незнакомка: О! Уже всё началось! Надеюсь, я ничего не упустила!
Учитель: Извините, пожалуйста, но кто вы?
Незнакомка: Как кто? Ну, я….Гость!
Учитель: Гость? А, может, у вас всё есть имя?
Незнакомка: Не, я не хочу представляться. Я просто гость.
Учитель: Хорошо, будь, по-вашему. Присаживайтесь, пожалуйста.
Учитель: Ребята как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня беседовать? Незнакомка нам даже в этом помогла.
Учащиеся: Говорить о гостях.
Учитель: Верно. А давайте поточнее. Наша незнакомка пришла к нам. Следовательно, кто она для нас? Она даже себя так и называет.
Учащиеся: Гость.
Учитель: Верно. Она пришла к нам в гости и является гостем для нас. Наша тема так и звучит: «Мы идём в гости».
Учитель: Ребята, скажите, какие ассоциации у вас возникают к слову «гости»?

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учитель: Можно заметить, что у многих гости ассоциируются с чем-то положительным и весёлым. Но задумывались ли вы когда-нибудь о правилах поведения в гостях? И есть ли они вообще?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Безусловно, существуют правила поведения в гостях. И сегодня мы вместе с вами заполним памятку, в которой будут указаны главные правила поведения в гостях. Эта памятка останется у вас.
Учитель: у вас на столах лежат листочки, вам необходимо заполнить свою памятку, вы выполняете каждый на своем листочке, а я буду на доске.

Учитель прикрепляет на доску плакат.

Учитель: Давайте вспомним начало нашего классного часа, когда незнакомка вошла к нам в класс. Что, может, показалось вам некорректным в поведении гостьи?
Учащиеся: Не поздоровалась. Перебила речь учителя. Не назвала своего имени. Опоздала.
Учитель: Верно. Значит, давайте выделим из сказанного первое правило.
Учащиеся: Всегда здороваться!
Учитель: Верно. Стоит поздороваться и представиться.
Учитель: Запишем «Войдя, не забудь всех поприветствовать!»

Учитель прикрепляет правило на плакат, обучающиеся себе на лист.

Учитель: Какое правило из поведения Гостьи мы еще можем определить?
Учащиеся: Не опаздывать.
Учитель: Верно. Неприлично опаздывать на встречи, в гости и вообще куда-либо.
Учитель: Запишем «Не опаздывай»

Учитель прикрепляет правило на плакат, обучающиеся себе на лист.

Учитель: А если мы всё же по каким-то причинам, а их может быть множество, опоздали то, что делать?
Учащиеся: Стоит извиниться.
Учитель: Верно. Если вы опоздали на встречу или в гости, то обязательно нужно извиниться.
Учитель: Запишем «Если опоздал, извинись!»

Учитель прикрепляет правило на плакат, обучающиеся себе на лист.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю проиграть разные ситуации, которые могут произойти, когда мы в гостях. У кого-то даже попадутся правила.
Незнакомка: Замри!

Учитель замирает.

Незнакомка: Я взяла с собой волшебный веер, который позволяет мне на время обездвижить одного человека. Сейчас я немного разыграю Ольгу Анатольевну и в её карточки положу не те правила, которые она ожидает увидеть. Только давайте не говорить Ольге Анатольевне об этом.

Незнакомка подкладывает другие карточки с правилами.

Незнакомка: Отомри!

Учитель раздаёт карточки с ситуациями и атрибутику детям. Некоторые дети заранее сидят в парах или в тройках.

Учитель: На распределение ролей и подготовку даю вам буквально 2 минуты. Можно выходить с листочками, если боитесь что-то забыть.

Учащиеся готовятся.

Учитель: Время закончилось. У кого сценка первая?

Выходят учащиеся с первой сценкой и представляют её.

Учитель: Что же вы заметили странного и неправильного в представленной сценке?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Правильно, Ваня не спросил разрешение и не предупредил свою маму о том, что собирается пойти в гости и не поблагодарил друга за то, что пригласил к нему в гости. Какое правильно мы можем сформулировать?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Верно. Поблагодари, если тебя приглашают в гости. Сначала спроси разрешение у родителей, а потом уже дай ответ.

Учитель прикрепляет следующее правило на плакат.

Учитель: Выходите группа со второй сценкой.

Выходят учащиеся со второй сценкой и представляют её.

Учитель: Что же вы заметили странного и неправильного в представленной сценке?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Верно. Оля не пришла в гости, хотя её пригласили и ждали. Следовательно, какое правило, мы можем из этого выделить?
Учащиеся: Если пообещал, приди.
Учитель: Верно. А если по каким-то причинам ты не можешь уже прийти, то, что следует сделать?
Учащиеся: Предупредить.
Учитель: Верно. Стоит позвонить, извиниться и предупредить о том, что ты не сможешь прийти в гости сегодня.

Учитель прикрепляет следующее правило на плакат.

Учитель: Выходите группа с третьей сценкой.

Выходят учащиеся с третьей сценкой и представляют её.

Учитель: Что же вы заметили странного и неправильного в представленной сценке?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Верно. Коля слишком рано пришёл в гости, что заставило неловко чувствовать себя именинницу. Какое правило мы можем из этого выделить?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Верно. Не стоит приходить слишком рано в гости, так как в это время хозяева ещё могут готовиться к вашему приходу.

Учитель прикрепляеи следующее правило.

Неожиданно для всех незнакомка встаёт и начинает ходить вдоль парт и трогать, переставлять чужие вещи.

Учитель: Извините, но что Вы делаете?
Незнакомка: Ну, мне интересно, что это такое у ребят и у Вас на столе лежит. Вот и рассматриваю.
Учитель: Мне кажется, что ребятам это не нравится.
Незнакомка: Почему? Я ведь гость, мне ведь можно.
Учитель: Присаживайся, пожалуйста. Сейчас мы тебе всё объясним.
Учитель: Ребята, скажите, вам было приятно, когда ваши вещи без спросу брали, трогали, переставляли?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Как думаете, а хозяевам приятно, когда гости делают тоже самое?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Тогда какое мы можем сформулировать правило из этой ситуации?
Учащиеся: Не стоит трогать вещи и переставлять вещи, когда ты в гостях.
Учитель: Верно. Надеюсь, наша гостья тоже узнала и запомнила это важное правило.

Учитель прикрепляет следующее правило на плакат.

Учитель: Гостья, я прошу помощи у тебя, готова ли ты нам помочь?
Учитель: Задержись ненадолго у доски, Гостья. Ребята, скажите, что может бросается вам в глаза, глядя на гостью?
Учащиеся: Внешний вид.
Учитель: Верно. А как нужно в гости ходить? В какой одежде?
Учащиеся: Если на праздник, то в праздничной.
Учитель: Верно. Но даже если вас пригласили просто попить чаю, то одежда и волосы должны быть опрятными.
Учитель: Гостья, помоги, пожалуйста, прикрепить тогда и это правило о внешнем виде в гостях.

Незнакомка прикрепляет правило. Учитель помогает её сориентироваться куда надо прикрепить.

Учитель: Спасибо большое, Гостья.
Незнакомка: Я, пожалуй, пойду и приведу себя в порядок.

Незнакомка уходит за дверь приводить свой внешний вид в порядок.

Учитель: А мы продолжаем показывать сценки. Выходите группа с четвёртой сценкой.

Выходят учащиеся с четвёртой сценкой и представляют её.

Учитель: Как думаете, кто из этой сценки говорил верно?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Правильно. Настя и Варя были правы в том, что, подарок не обязательно должен быть дорогой в цене. Подарок должен быть сделан от чистого сердца.
Учитель: Из этого мы с вами выявили новое правило.

Учитель прикрепляет правило на плакат.

Заходит снова гостья, которая уже успела привести свой внешний вид в порядок.

Учитель: Ребята, посмотрите, какой прекрасный наряд у нашей гостьи. Ты большая молодец. Присаживайся, пожалуйста.
Учитель: А мы продолжаем показывать сценки. Выходите группа с пятой сценкой. Пятая сценка покажет нам правило.

Выходят учащиеся с пятой сценкой и представляют её.

Учитель: Как странно. Видимо кто-то решил пошутить и исправил правильные правила на ложные. Ничего страшного, это нам даже на руку. Мы сами сможем сформулировать правило. Ребята, скажите, пожалуйста, какое правило вы можете сформулировать из представленной сценки?
Учащиеся: Не стоит быть привередой. Не хватайся за всю еду стразу.
Учитель: Верно. Не стоит отказываться от всей еды. Да, бывает так, что какую-то еду вы не любите есть, но полностью отказываться от всего нельзя, ведь хозяева очень сильно старались к вашему приходу. И не следует хвататься за всю еду сразу. Понемногу накладывайте себе в тарелку. Не забывайте, что вы в гостях не одни.

Учитель прикрепляет правило на плакат.

Учитель: А мы продолжаем показывать сценки. Выходите группа с шестой сценкой.

Выходят учащиеся с шестой сценкой и представляют её.

Учитель: Что же вы заметили странного и неправильного в представленной сценке?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Правильно, за столом нельзя разговаривать с набитым ртом, перебивать кого-либо, разговаривать слишком громко и неправильно и некрасиво сидеть.

Учитель прикрепляет следующее правило на плакат.

Учитель: А мы продолжаем показывать сценки. Выходите группа с седьмой сценкой. Нам опять покажут правило.

Выходят учащиеся с седьмой сценкой и представляют её.

Учитель: Кажется, что опять наше правило поменяли на ложное. Давайте исправим его. Что необходимо исправить? Как сформулируем правило?
Учащиеся: Выйдя из-за стола, нужно поблагодарить за еду.
Учитель: Верно.

Учитель прикрепляет правило на плакат.

Учитель: А мы продолжаем показывать сценки. Выходите группа с восьмой сценкой.

Выходят учащиеся с восьмой сценкой и представляют её.

Учитель: Что же вы заметили странного и неправильного в представленной сценке?

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Верно. Не стоит громко разговаривать в гостях, кого-то перебивать .

Учитель прикрепляет новое правило на плакат.

Незнакомка: К сожалению, мне уже пора уходить – дела не ждут.

Незнакомка собирается уже уходить за дверь как вдруг останавливается, возвращается к доске и говорит.

Незнакомка: Спасибо вам большое за этот ценный классный час. Я многое узнала о правилах поведение в гостях и теперь не буду повторять свои ошибки.
Учитель: Я заметила, что ты поправила свой внешний вид. Молодец.
Незнакомка: Спасибо. До свидания.

Незнакомка уходит из класса.

Учитель: Как приятно, что мы помогли с вами нашей незнакомке исправиться. В конце она сказала важные слова. О каких словах я говорю?
Учащиеся: «Спасибо» и «до свидания».
Учитель: Верно. Какое правило из этого можно выявить?
Учащиеся: Уходя, нужно поблагодарить за гостеприимство и попрощаться.

Учитель прикрепляет правило на плакат.

Учитель: Ребята, посмотрите, сколько правил, мы с вами сегодня узнали. Давайте прочитаем их ещё раз.

Учащиеся по одному пункту читают.

Учитель: Молодцы. Мы знаем, что правил гораздо больше. Может кто-то знает ещё правила поведения в гостях?

Учащиеся называют ещё правила поведения в гостях, которые не звучали сегодня.

Учитель: Молодцы. Вы много знаете. Это похвально.
Учитель: Нас с вами ждет последнее задание. Слушайте внимательно. Если вам было все понятно, и вы вспомнили все правила, поднимите руки вверх, если у вас возникли трудности, опустите голову вниз.
Спасибо, вам, за плодотворную работу!

1 ситуация.
Ваня и Петя одноклассники. Однажды Петя пригласил Ваню к себе в гости после уроков. Ваня очень обрадовался, что они вместе смогут поиграть. И сказал: «Да конечно пойдем!». Петя позвонил маме и предупредил, что он сегодня в гости пригласил Ваню, мама сказала, что она их будет ждать. Когда закончились уроки Петя с Ваней пошли вместе к Пете домой. Подходя к Петиному дому, позвонила Ване мама.Ваня: «Мам, мы тут к Пете в гости пошли». Мама Вани: «Зачем?». Ваня: «Ну, просто, поиграть, мы уже подходим к его дому». Мама Вани: «А почему ты у меня не спросил? Я ведь не разрешала, а за то, что ты не спросил, будешь наказан, иди домой». Ваня обидчиво буркнул Пете: «Не пойду я к тебе в гости, меня мама не пустила». Петя: «Ну как же, нас мама моя уже ждет». Ваня что-то буркнул себе под нос, развернулся и пошел домой. Когда Петя пришел домой, его мама стала спрашивать, где же его одноклассник, он же говорил, что придет, я вас уже ждала, конфеты купила.

2 ситуация
осле соревнований Катя сказала Оле: «Знаешь, приходи ко мне сегодня часов в пять. Я тебе куклы свои покажу и конструктор новый».
— Ладно, — ответил Оля, — приду. Часов в восемь Катя уже перестала ждать подругу. Она была расстроена, что так долго ждала подругу, но она так и не пришла.

3 ситуация
У Ани день рождения. Аня пригласила гостей к шести часам. Коля никак не мог дождаться положенного времени и поэтому пришел на час раньше. Аня открыла дверь, увидев Колю, небрежно сказала: "Ну, ты даешь, пришел так рано, еще не готово ничего. Ладно, подожди в коридоре". И убежала на кухню.

4 ситуация
Алина с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженного. И даже молочный коктейль сделали. Пришли ребята из класса, засыпали Алину подарками. Алина всех встречала по-разному.
Жене очень обрадовалась: "Проходи, Женечка, проходи!"
Варя принесла книжку: "С днем рождения, Аля!"
— Фи, книжка. У меня уже такая есть. Ну, ладно, проходи, раз пришла.
— Аля! Это тебе цветок из Африки, маме знакомая привезла. А за этими духами папа во Францию ездил, — это Настя прибежала.
— Ах, какие духи, ах, какой цветок!
Мальчики Антон и Сережа зашли, не здороваясь, сунули Алине в руки завернутые подарки и прошли в комнату. Аня принесла конфеты и заколку.
Посмотрев как Алина реагирует на подарки, Варя и Настя стали говорить Алине.
— Алин, почему ты так реагируешь на подарки?
— Потому некоторые дешевые, что побольше денег потратить не могли?
— Нельзя, же оценивать по цене, нужно обращать внимание, чтоб подарок был сделан от души.

5 ситуация
Алина с мамой готовились ко дню рождения тщательно: нажарили пирожков, испекли торт, купили мороженного. И даже молочный коктейль сделали. Пришли гости. Оля стала вредничать, «я не ем, такие пироги». А Коля на быстро все что было положил себе в чашку и сидел ел. И разглядывал, что он еще не попробовал.

6 ситуация
Все сидели за столом, разговаривали. Коля продолжал кушать. Наконец дело дошло до торта, Коле отрезали саамы большой кусок. Мальчик подумал если он его быстрее съест, ему достанется еще один кусок, и запихал часть этого куска в рот. Но тут разговор зашел про хобби. И Коля так хотел рассказать, чем он любит заниматься в свободное время, что начал разговаривать с набитым ртом. Весь торт стал сыпаться изо рта.

7 ситуация
Наевшись Коля встал из-за стола, немного походил и стал собираться домой. Алина пошла, провожать мальчика. Коля надел куртку, обулся и выходя сказал: «Ну все пока».

8 ситуация
Все гости стали собираться домой. Алина стояла и разговаривала с девочками. Тут Женя стал, говорит что-то Алине, девочка его не слышала, так как увлеклась разговором. Женя стал говорить еще громче, пытаясь привлечь внимание девочки. А потом и вовсе стал кричать.

Правила поведения в гостях

  • Войдя, не забудь всех поприветствовать!
  • Не опаздывай.
  • Если опоздал, извинись. 
  • Поблагодари, если тебя приглашают в гости. Сначала спроси разрешение у родителей, а потом уже дай ответ. 
  • Если пообещал прийти, а не получается — предупреди. 
  • Не приходи слишком рано. 
  • Не трогай и не переставляй чужие вещи. 
  • Приходи в гости в чистой опрятной одежде. 
  • Не главное цена подарка, а главное чтобы он был сделан от чистого сердца. 
  • Не стоит отказываться от всей еды. 
  • Не разговаривай с набитым ртом. 
  • Выйдя из-за стола, поблагодари за еду.
  • Не стоит громко разговаривать, перебивать. 
  • Уходя, нужно поблагодарить за гостеприимство и попрощаться.