Открытое внеурочное занятие "Моя малая Родина"

По материалам регионального этапа II Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.
Ключевые слова: 
внеучебная работа по гражданско-патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности.

Пояснительная записка
В современном мире появилась необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучение прошлого и настоящего своей малой Родины. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Воспитание у обучающихся начальных классов чувства патриотизма, любви к своей Родине занимает важное место. Внеурочное занятие «Моя малая Родина» предназначен для организации и проведения внеучебной работы по гражданско-патриотическому воспитанию и формированию российской идентичности. Сценарий мероприятия может быть использован классными руководителями начальных классов в процессе учебной деятельности: по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству.

1.1 Тематическое направление
Гражданско-патриотическое воспитание.

Тема воспитательного мероприятия и актуальность
Актуальность данной темы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.
Малая Родина ребенка — это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.
Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные качества личности.
При разработке данного мероприятия была проведена большая исследовательская работа совместно с обучающимися. Сценарий мероприятия может быть использован классными руководителями начальных классов в процессе учебной деятельности: по окружающему ми ру, литературному чтению, изобразительному искусству.

Целевая аудитория мероприятия
Обучающиеся начальных классов (3, 4 классы).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Сценарий мероприятия может быть использован классными руководителями начальных классов в процессе учебной деятельности: по окружающему миру, литературному чтению, изобразительному искусству.

Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия
Цель
: привитие любви к малой Родине.
Задачи:
Расширение и углубление знания учащихся об истории родного села.
Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
1. Научить ребят видеть и ощущать красоту родного края.
2. Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
3. Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
4. Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
5. Содействовать моральному развитию детей.

Оформление: мультимедийная презентация, фотографии природных красот села.

Формируемые УУД:
Регулятивные:
- умение определять и формулировать цель занятия.
Личностные:
- способствовать к развитию интереса к искусству, формировать эстетические чувства, формировать мотивационную основу учебной деятельности, т.е. желание у детей больше узнавать о своем крае.
Познавательные:
- умение перерабатывать полученную информацию, сравнивать объекты, проводить сравнение, строить высказывание в устной форме, развивать наблюдательность, формировать умение находить информацию в словарях.
Коммуникативные:
- контролировать свои действия в коллективной работе, проявлять инициативу, слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию.
Форма проведения воспитательного мероприятия: классный час.

Педагогические технологии /методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результато: беседа, анализ выполненных заданий, сравнение, просмотр видеофрагмента по теме, метод ассоциаций.

Информационные ресурсы: сеть Интернет, книги памяти (сельская библиотека), толковые словари.

Рекомендации по использованию методической разработки
В ходе подготовки и проведения внеурочного занятия ребята получат возможность узнать больше информации о своём селе, о красотах села, познакомятся с биографией ветеранов Великой Отечественной войны.

Основная часть.
2.1 Описание подготовки воспитательного мероприятия.

1.Определили своеобразность темы и степени ее изученности;
2. изучили уровень способностей детей, участвующих во внеурочном занятии;
3. определили формы и методы преподнесения информации;
4.определили оптимальный набор приемов и методов осуществления мероприятия.

2.2 Конспект внеурочного занятия
Открытое внеурочное занятие "Моя малая Родина" 
(гражданско-патриотическое направление)

Ход занятия:
Эмоциональный настрой на урок
Учитель: Ребята, прежде чем начать наше занятие, я предлагаю посмотреть друг на друга и сделать комплимент товарищу «Ты сегодня хорошо выглядишь», «Ты очень красивая» и т.д., чтобы наше настроение стало ещё лучше.
- Ребята, сейчас вашему вниманию я предлагаю загадку, отгадав которую, вы поймёте о чём мы сегодня будем с вами разговаривать.
Учитель: Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем внеурочном занятии?
- Как бы вы сформулировали тему?
Учитель: Действительно, мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Ребята, а что человек называет своей Родиной?

Ученица читает стихотворение.

Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
           (З. Александрова)

Учитель: Ребята, а что значит Родина для вас?
Ученик: Родина — тебя всегда ждут, понимают и любят. 
Родина — это земля, государство, где человек рождается. 
Учитель: Правильно,Родина- это Россия! Россия — огромная страна. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля, села, деревеньки! Вы все родились и живёте в России А давайте проведем блиц-опрос и посмотрим насколько хорошо вы знаете информацию о России.
2. Как называется песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)
3. Какой город является столицей нашего государства? (Москва)
4. Кто является главой нашего государства? (Президент)
5. Кто является президентом нашей страны? (В.В. Путин)
6. Как называется государственный символ, на котором изображён двуглавый орёл? 7. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)
8.Какое дерево является символом России? (Берёза)
- Молодцы!!! Я смело могу сказать, что вы настоящие патриоты своей Родины. А что означает, ребята, слово «патриот»? (работа со словарем)

Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина — родное село, улица или палисад у дома.
Словом, малая Родина у каждого своя!

Ученик читает стихотворение «Малая Родина»

Малая Родина —
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели,
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья —
Ласковая малая
Родина моя

Блок: « История села»
Учитель: 
Ребята, а наша малая родина — это конечно же, наше село.
- Ребята, а кто знает почему наше село так называется Угуй?
- В каком году образовалось наше село?
- А кто были первыми поселенцами?
- Как оно развивалось? Всё это мы узнаем, послушав сообщение, которое подготовил ….

Сообщение ученика
Первое упоминание об Угуе в чертёжной книге было в 1711 году (сейчас селу 308лет). Старожилы рассказывают, что первым поселенцем в селе был татарин по имени Угуй. Поэтому и речка носит это имя и озеро называется Угуйским. В переводе с татарского Угуй означает «выпь», есть такая болотная птица. Кочевые татары занимались рыболовством, земледелием. Потом уже пришли русские и хотя они были другой веры, вражды между ними не было. На холме возвышалась бревенчатая школа, куда спешили мальчишки и девчонки с растрепанными учебниками и чернильницами. Старенький клуб являлся очагом деревенской культуры. Все люди с нетерпением ждали фильмов, а если были концерты, то шли как на праздник. После войны построили школу – одиннадцатилетку, самую большую в окрестности, сюда приезжали дети из близлежащих деревень, жили ученики на квартирах. Школа прослужила почти 25 лет и в 1971 году она сгорела.Как положено в селе была церковь, в конце 19 века село стало расти за счет переселенцев из Орловской и Пензенской губерний. В те годы на берегу речки стояли 2 мельницы. В 1943 году в Угуе был открыт детский дом, в котором воспитывалось 90 детей.Конечно многого не хватало, было всего 16 полушубков, поэтому зимой учились не все, в школу ходили по очереди. В 1970 году село Угуй стало центральной усадьбой со своей администрацией, во главе стоял Александр Петрович Турлаков.

Учитель: Хорошо, спасибо большое. Ну вот ребята, теперь мы знаем историю нашей малой Родины.

Блок: « Село в наши дни»
Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Динамическая пауза (под музыку)
Мы по селу гуляем, (шагаем)
За природой наблюдаем. (повороты головы вправо и в лево)
Вверх на солнце посмотрели (смотрим вверх)
И нас лучики согрели. (руки вверх, шевелим пальцами)
Птички в домике сидят. (присели)
Птички по небу летят (махи руками)

Учитель: Ребята, прошлое нашего села мы узнали, а сейчас я предлагаю погулять по селу, а именно совершить виртуальную экскурсию по Угую. Я вам буду показывать известные места нашего села, где вы часто бываете, где бывают ваши родители. Вы должны узнать это место и сказать, как оно называется.

  • Сельский совет 
  • Контора ЗАО «Угуйское»
  • Сельская библиотека 
  • Почта России 
  • ФАП 
  • МКОУ Угуйскаясош, дошкольная группа 
  • 2 магазина
  • Памятник Красноармейцу Леонову.
  • Памятник неизвестному солдату.

Да, ребята, со времени Великой Отечественной войны прошло уже 74 года, много мужчин: мужей, сыновей было призвано на войну из Угуйского сельсовета, многие погибли, но есть и ветераны, вернувшиеся с войны. Но мы бесконечно рады, что в нашем селе проживает ветеран Великой Отечественной войны — КутафьевПавел Иванович, который каждый год вместе с нами встречает праздник великой победы.

Сообщение ученика
Павел Иванович Кутафьев — наш земляк.20 июня 1942 годы 17летний паренек отправился защищать Родину от немецких захватчиков. Воевал на Калининском фронте, в 1944 был сильно ранен и вернулся в родной дом. В 1945 году женился, воспитал 2 детей. Сейчас Павлу Ивановичу 95 лет, имеет Орден Отечественной войны 1 степени, медаль «За боевые заслуги», юбилейные медали.

Мы с вами погуляли по селу, скажите, а какими природными красотами славится наше село, есть ли у нас достопримечательности природы? (Ответы детей)

Блок: «Природные красоты»
Учитель:

Село Угуй расположено на северо-западе Новосибирской области. Это край лесов, озер, рек и болот. А разве не чудо природы здешние леса, богатые растительностью и полезным разнотравьем, ягодами?! Большое количество различных видов растений, кустарников, деревьев растут на нашей территории, многие из которых редки: морошка, калина, клюква и многие другие. А кто знает какие животные водятся в наших лесах? Сибирская косуля, лось, заяц-беляк, ондатра, лисы.
Разве это не сказка? Но главное наше богатство — люди, которые прославляют село, настоящие труженики, за счёт которых держится село.

Заключение. Рефлексия
Существует пословица «Где родился, там и пригодился». Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу, селу и улице, на которой выжили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Ребята, а как же можно проявить свою любовь к Своей Малой Родине, здесь в классе? Так вот я предлагаю вам сейчас в парах ребятки посадить цветы, а в мае мы высадим нашу рассаду в клумбу у обелиска. Тем самым почтив память всех ветеранов войны.

Ученик:
О Родине — негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она — моя отрада и награда,
Скажу о ней –молитву сотворю:
«Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не говоря лукаво
И пред тобой себя не уронить!»

Рефлексия“Букет настроения”
- А сейчас ребята, наше занятие подходит к завершению. Посмотрите, на доске изображена ваза. Если вам понравилось занятие, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе цветок – настроение которого вам соответствует, если не понравился — цветок темных оттенков. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:
красный — восторженное;
оранжевый — радостное, теплое;
желтый — светлое, приятное;
розовый — спокойное;
синий — неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый — тревожное, напряженное.