«Чтобы помнили…Чтобы поняли…»

По материалам регионального этапа II Всероссийского дистанционного конкурса среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий.
Ключевые слова: Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы
:
Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны. С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие мероприятия помогают осуществить поставленные цели и задачи.

Место мероприятия в системе воспитательной работы:
Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Аудитория: учащиеся 1-11 классов, родители.

Цели:

  • Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя величия и процветания России.
  • Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.
  • Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
  • Учить детей ценить мир на Земле.

Задачи:
Образовательные

1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.

2) Расширить знания школьников о событиях 1941-1945 гг.

3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

Воспитательные

1) Воспитание у учащихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.

2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3) Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

4) Воспитание честности, благородства, сострадания.

5) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

6) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие

  1. Развивать интерес к изучению истории.
  2. Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Оборудование: Мультимедийный проектор, колонки, компьютер, видео фильм «Малый уголок, великой России».

Оформление зала: на заднем плане — орден Победы, надпись «1941-1945».

Прогнозируемый результат: в ходе проведения мероприятия учащиеся запускают общешкольную акцию в память о героях Великой Отечественной войны.

Чтобы помнили…Чтобы поняли…

Заставка. Приветствие (музыка «Журавли»)

В1: Памяти павших, памяти вечно молодых солдат и офицеров, оставшихся на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается.
В2: Славным ветеранам Великой Отечественной войны, победившим, подарившим миру жизнь и счастье — посвящается!
В1: Поколению, вступившему в жизнь. Тем, кто не знает, что такое война посвящается.
В2: Чтобы помнили…Чтобы поняли…
В1: Сегодня мы собрались с вами в этом зале в честь знаменательного праздника — Дня Победы над фашистской Германией.
В2: 76лет прошло с того знаменательного дня. Меня еще тогда даже не было, а дети, родившиеся после войны, уже стали бабушками и дедушками.
В1: Великая Отечественная война уходит в прошлое, становится страницей в учебнике истории. А мы должны с благодарностью вспоминать воинов, отстоявших мир. Всем нашим защитникам, мы говорим большое спасибо за то, что живем сейчас под мирным и чистым небом!
В2: С праздником дорогие друзья!
В1: С 76-летием великой Победы!
В2: Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и сёла. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.
В1: Потомки! Вы слышите звуки.
То памяти нашей ,голос живой.
Сквозь время рвется год сорок пятый.
Рождался в суровых боях под Москвой.
Лютая стужа, сугробы по пояс,
И молчаливая поступь солдат.
Отлитая в пули, сыновья совесть,
И в сердце присяга: «Ни шагу назад!».
Ряды ополчения, у стен Мавзолея
Военный парад и последний приказ!
Смотрите потомки! Сейчас 2021. Вновь оживет о героях рассказ!
(Музыкальная заставка «Широка страна моя родная.)

Раскрывается занавес. Угол дома, плетень, на другой стороне сцены указатель направления. Звучит пение птиц и журчание ручья. На сцене женщины и мужчины идут с покоса, входит девушка с кувшином воды.

Девушка: Ох, девоньки, устали, небось?
Женщина (вытирая пот со лба): Устали, с утра в поле работаем.
Девушка: Отдохните немного, водички холодненькой испейте, да спойте что-нибудь душевное.
Звучит песня «При долине куст калины». Песня прерывается звуком войны. Вбегает мальчик с криком, песня прерывается.

Мальчик: Мама, мама…. Война началась!!!
Женщина: Война, какая война? Что ты, глупенький, что ты, откуда ты взял?
Мальчик: По радио передали. Война, мама, война.

Мелодия «Вставай страна огромная»

В1:Что случилось ветер? Скажи мне, ветер? Что за боль у тебя в руках? Разве солнце не также светит? Или вянут травы в садах? Почему все люди на рассвете вдруг застыли, раскрыв глаза? Что случилось? Скажи мне, ветер. Неужели — это война?
В2:В то утро простился с тобою
Твой муж или брат, или сын
И ты со своей судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну…
В1:Война — это горе и слёзы,
И грохот снарядов вокруг.
Война — это с неба угроза
И пуль пролетающих звук.
Война — это боль и отчаянье,
И ужас в глазах матерей.
Война нам приносит страданье,
Нельзя забывать нам о ней.

Песня «Кровавый снег»

В2: Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.
В1:Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах…
В2: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…
В1: Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.
В2: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.
В1:Об этом могут рассказать они сами.

Инсценировка “ В блокадном Ленинграде”.

В2: Тринадцать миллионов детских жизней —
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
 Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!

Стих «Две сестры»  

Две сестры бежали от войны —
Свете восемь, Кате три всего лишь…
Вот чуть-чуть еще, и спасены,
За холмом свои, а значит — воля.
Но рванула мина, сея смерть
Позади идущих дымно, гадко.
И один осколок долетел
И ударил младшей под лопатку.
Словно скрыть хотел преступный след
Миллиграмм горячего металла —
Ватник цел, и крови тоже нет,
Только сердце биться перестало.
Старшая сказала: «Хватит, Кать,
Ведь и мне приходится несладко.
Ручку дай, пора уже вставать,
Час еще, и будет все в порядке».
Но, увидев Катин взгляд пустой,
Света на мгновение застыла,
И, котомку выбросив с едой,
На плечо сестру свою взвалила.
И откуда силы в ней взялись,
Но она бежала и бежала…
Лишь когда увидела своих
Пошатнулась и на снег упала.
Подошла к детишкам медсестра,
Маленькую Катю осмотрела
И сказала горестно: «Мертва»…
Света сразу в голос заревела.
«Нет, не надо, — разносился крик,—
Люди, люди, разве так бывает?...
Старший брат, Иван, в бою погиб…
Папу с мамой немцы расстреляли…
Почему так много в мире зла?...
Разве жизнь сестры моей — игрушка?»…
Медсестра за плечи увела
С поля восьмилетнюю старушку.
Ну, а Катю на руки поднял
Пожилой солдат из третьей роты.
«Внученька, — он только лишь сказал, —
Как же я тебя не уберег-то?»...
В небесах закаты жгут костры,
И ветра свои роняют вздохи,
Словно тихо плачут две сестры —
Искорки безжалостной эпохи.
В1: Светлая Память! Кого с нами нет —
Кто не вернулся из боя…
Тем, кто не сможет увидеть рассвет;
Кто стал, посмертно, Героем…

(Выходит женщина-мать , вся в черном, читает отрывок из « Реквиема: звучит « Лунная соната» )

Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь — не прощаешься? Ой, зачем с войны безрадостной, сын, не возвращаешься? Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою... Отзовись, моя кровиночка! Маленький. Единственный... Белый свет немил. Изболелась я. Возвратись, моя надежда! Зернышко мое, Зорюшка моя. Горюшко мое, — где ж ты? Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою... Не хочу я ничегошеньки — только сына милого. За лесами моя ластынька! За горами — за громадами... Если выплаканы глазыньки — сердцем плачут матери. Белый свет не мил. Изболелась я. Возвратись, моя надежда! Зернышко мое, Зорюшка моя. Горюшко мое, — где ж ты?

В2: Давно закончилась война.
Давно с войны пришли солдаты.
И на груди их ордена
Горят, как памятные даты.
Прошли года, вы поседели,
А память снова говорит
О самом главном в жизни деле —
Победе после тяжких битв.
Иные стали знамениты,
Иных уж нет давным-давно.
Но то, что было —не забыто,
И забываться не должно.
И дети выросли, и внуки,
И счастлив правнуками дом,
А вам и мирных взрывов звуки
Напоминают о былом.

Песня «Кино идет»

В1:Остановите звон мечей!
Оружие вложите в ножны.
Утрите слезы матерей,
Жить на Земле без войн возможно.
В2:Остановите звон мечей!
И прекратите распри, ссоры,
Взгляните Вы в глаза детей -
В них страх и боль, а в сердце - горе:
В1:Остановите звон мечей!
И взгляд на небо обратите,
Прислушайтесь к душе своей

Братоубийство прекратите!

В2:Остановите звон мечей!
И жизни брата не лишайте.
Терпимей станьте и добрей,
Покайтесь, люди, и прощайте.
В1:Остановите звон мечей!
Не заливайте Землю кровью!
О, вразуми, Господь, людей
И осени святой любовью.

Стих « Ветераны» .

Мы понимаем, что когда-то
Придут совсем другие даты  
Не будет больше ветеранов,
Их не останется в живых.
Ни рядовых, не офицеров
Ни покалеченных, ни целых,
Ни благородных генералов,
Ни бывших зеков рот штрафных.
Кто им потом придет на смену?
 Кого придется звать на сцену?
Чтоб окружить своей заботой
Когда настанет юбилей?
Подряд уходят ветераны
Им обдувает ветер раны
Их ордена лежат забыты,
А имена горят сильней.
А может, это все логично?
Но очень больно, если лично
Ты с этим связан был и даже
Не понимал тогда всего
Мне раньше искренне казалось,
Что деду много жить осталось
Но уж который День Победы,
Мы отвечаем без него…

В1: Слушайте! Это говорят они — погибшие.
Однажды они потревожат нас во сне.
Они тихо свои голоса пронесут в тишине.
Они забыли как пахнут цветы, как шумят тополя.
Они и землю забыли. Какая она?
В2:Как там птицы поют на небе без них?
Как светлеет река и плывут облака.
Они забыли траву, забыли деревья давно.
Им шагать по земле не дано, никогда не дано.

Участники с цветами присаживаются на одно колено, мальчики снимают головные уборы, дети поднимают высоко над головой портреты .
В1: Неугасима память поколения,
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте люди встанем на мгновение
И в скорби постоим и помолчим.
(Минута молчания, звук метронома)

Мелодия к/ф «Горячий снег»
(Дети подходят к пустым стульям, кладут цветы на стулья, на которых должны были сидеть ветераны войны
)

В 2: Мы видим их — солдат России,
Что в тот далёкий грозный час
Своею жизнью заплатили
За счастье светлое, для нас...
В1: Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

В1: Прошли годы. Отгремели тяжелые бои. Но, чтобы никогда на земле не повторились те жестокие битвы, Родина призывает под свои знамена молодых защитников, тех, кто сумеет достойно продолжить дело дедов и отцов.
В2: Приходит праздник в каждый дом, 
И радость к людям с ним приходит следом. 
Мы поздравляем всех с великим днём, 
С днём нашей славы! С днём Победы! 
Спасибо вам за все, отцы и деды! 
Тем, кто врага штыком и пулей брал! 
И тем, кто, приближая День Победы, 
Неделями цеха не покидал. 
Спасибо женщинам, трудившимся на нивах 
Осиротевших сел и деревень. 
Спасибо Вам за праздник наш счастливый, 
За этот трудный и прекрасный день!

В1: Не забывайте кровь разлуки
Сердца, сожженные войной,
Пусть плечи вырастут стеной!
Не забывайте кровь разлуки,
Во имя тех священных дней,
Пусть в цепь одну сомкнуться руки,(стоящие на сцене берутся за руки)
И заслонят любовь людей!

В1: Я русский человек, и русская природа 
Любезна мне и я ее пою.
Я русский человек, дочь своего народа
Я с гордостью смотрю на Родину мою!

В2: В годину бед она всегда бывала,
Единой, несгибаемой, стальной.
Врагу навстречу Русь моя стояла
Одной дружиной, грозною стеной

В1:И дело чести, право и свободу
Она в жестоком отстоит бою.
Я русский человек, дочь своего народа
Я с гордостью смотрю на Родину свою!

В2: Мы — поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!
В1: Мы — будущие защитники Отечества, должны помнить о цене Великой Победы!
В 2: И пусть всегда горит вечный огонь у могилы Неизвестного солдата.
В1: Пусть 9 мая навсегда останется самым большим и светлым праздником
В 2:К каким бы славным датам
Не приближали нас года,
Весны, рожденной в сорок пятом,
Мир не забудет никогда!
В 1:Неся планете обновленье,
Уничтожая силы зла —
В те дни весна освобожденья
В дыму и пламени пришла.
В2:Чтоб в мире светлом и красивом
Не знали ужасов войны —
Цвети же, Родина, как символ,
Всепобеждающей весны!

Список используемой литературы и интернет-ресурсов

  1. Ярославцев А.Н. Школьные годы…Сценарии, песни и стихи о школе. ТОО «Перспективы образования». 1997. —284 с.
  2. Интернет-ресурс « Карта Памяти»
  3. https://www.youtube.com/watch?v=-qHIjDXCFgQ
  4. https://www.youtube.com/watch?v=Zi__ea_XpE4
  5. https://feldgrau.info/other
  6. http://victory.sokolniki.com/rus/History/WarChronicle.aspx
  7. https://rosuchebnik.ru/material/pomnim-serdtsem--7052/
  8. www.youtube.com/watch?v=wX0O8UasyFQ