Проблема развития цветовосприятия на занятиях по живописи у учащихся детской художественной школы

Аннотация. Сформулированы наиболее важные методико-практические и личностно-психологические проблемы цветовосприятия, педагогически последовательное разрешение которых на занятиях по дисциплине «Живопись», способствует более успешному освоению учащимися детской художественной школы реализуемого комплекса дополнительных предпрофессиональных программ.
Ключевые слова: детская художественная школа, дополнительная предпрофессиональная программа, колористическое мышление учащихся, врождённые задатки цветовосприятия, бытовые детские цветовые ассоциации, преодоление бытовых детских цветовых ассоциаций, создание живописного образа на учебных занятиях в детской художественной школе.

Детская художественная школа является начальной ступенью в системе непрерывного художественного образования «школа — колледж — вуз». Согласно изменениям в Федеральном законе от 16 июня 2011 года № 145-ФЗ детские художественные школы рассматриваются как предпрофессиональные. Это предполагает внедрение в художественные школы дополнительных предпрофессиональных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями. Учебная дисциплина «Живопись» является базовой дисциплиной, которая обеспечивает начальную профессиональную подготовку в детской художественной школе.

Одним из основных направлений обучения живописи в детской художественной школе является подготовка учащихся к поступлению в высшие и средние учебные заведения художественной направленности. На занятиях живописи у учащихся формируются практические навыки работы с живописными материалами, а также профессиональная система мышления, которая может повлиять на их профессиональное становление.

В основе грамотного живописного изображения лежат сложные познавательные процессы. Во-первых, работа чувственных анализаторов (ощущений). Зрительные ощущения позволяют человеку осознать тончайшие цветовые нюансы в окружающей действительности, объём и габариты объектов в пространстве, фактуру и материальность предметов, и многие другие качества и свойства. Во-вторых, эмоциональность восприятия натурной постановки и личная заинтересованность в выполнении учебно-творческого задания. Натурная постановка должна нравиться учащимся, вызывать у них желание рассматривать её в целом и в мельчайших деталях. В-третьих, чёткость и устойчивость представлений о том, как будет выглядеть законченная учебно-творческая работа.

Для эффективного развития цветовосприятия у учащихся детской художественной школы необходимо наличие врождённых задатков, а от преподавателя зависит эффективность применяемых в работе методов и приёмов и создаваемых педагогических условий, способствующих развитию колористического мышления. Ведь с самого раннего детства по мере освоения окружающего мира у ребёнка закладываются определённые цветовые ассоциации, которые, с одной стороны, помогают лучше ориентироваться в действительности, с другой — создают препятствие для развития колористического мышления. «Очевидно, что чем определённее набор эталонов цвета (зелёная трава, синее небо и море, жёлтое солнце, красный цветок и т.д.), тем дольше ребёнок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия». И, наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия» [1, С.14].

Таким образом, на уроках живописи нам необходим не только набор умений и навыков работы с живописными материалами и инструментами, но и целостное цветовосприятие постановки и колористическое мышление. Вот три составляющие создания живописного образа:

  • внимательное заинтересованное наблюдение;
  • аналитический подбор и смешение разнообразных по насыщенности и светлоте цветовых оттенков;
  • грамотное выполнение работы в выбранной живописной технике.

 

Литература

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч-ся 5-8 кл.: В 4-х ч. Часть 2: Основы живописи. — Обнинск: Изд-во «Титул», 2004. — 80 с.

2. Батова Е. Г. Развитие цветовосприятия учащихся на занятиях по живописи в детской художественной школе // Интеграция ресурсов в современном образовании: Сборник материалов ХХIV Всероссийской научно-практической конференции. В 2- томах. Т. I. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2019, с. 51-52.