Интеллектуальное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Интеллект-карты как средство развития связной речи

Аннотация. Рассматриваются пути, способы и условия эффективного применения интеллект-карт как специфического средства развития связной речи, как дидактического инструмента, стимулирующего интеллектуальное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: интеллектуальное воспитание, познание окружающего мира, интеллект-карта, развитие связной речи

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите
 двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
 К.Д. Ушинский

По мнению доктора психологических наук, профессора, главного научного сотрудника лаборатории психологии способностей Института психологии РАН М. А. Холодной, интеллектуальное воспитание есть форма организации учебно-воспитательного процесса, имеющая своей основной целью раскрытие интеллектуальных возможностей ребёнка [1, с. 197]. А целенаправленно раскрывая природные интеллектуальные задатки и способности ребёнка, педагог дошкольной образовательной организации, как, собственно говоря, всё российское педагогическое сообщество, должен стремиться «повысить продуктивность интеллектуальной деятельности ребёнка (за счёт формирования умения анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные связи, систематизировать свои знания, аргументировать собственную точку зрения и др.)» [Там же, с. 197]. Однако столь сложный перечень прикладных целевых задач, связанных с интеллектуальным воспитанием современного ребёнка, пока ещё слабо оснащён в методико-технологическом плане. Практическая педагогика должна здесь помочь делу.

Углублённое изучение отечественной и зарубежной литературы по проблеме целенаправленного раскрытия интеллектуальных возможностей ребёнка-дошкольника, позволило нам выдвинуть гипотезу о возможности эффективного применения интеллектуальных карт как специфического средства развития связной речи, возможности использования таких интеллект-карт как технологически выверенного дидактического инструмента, стимулирующего интеллектуальное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Метод «интеллект-карт» был создан американским писателем, учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном [2]. В мир отечественных дошкольных технологий интеллект-карты вошли благодаря кандидату педагогических наук В. М. Акименко [3]. Всем нам, думаю, следует активно продолжать это перспективное направление прикладных педагогических исследований и практических методических поисков.

По мнению многих отечественных и зарубежных экспертов, интеллектуальная карта — это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется их мышление. Метод интеллект-карт помогает также пробудить у ребёнка способность к наглядной визуализации явлений окружающего мира, даёт возможность структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, причём, разбить ее на конкретные образные единицы.

На сегодняшний день существуют следующие наиболее общие методические требования к составлению интеллект-карты: 1) главная идея должна обязательно располагаться в центре страницы (например, большого ватманского листа); 2) лист ватмана, предназначенный для создания интеллект-карты, располагается горизонтально, потому что так будет больше места под рисунок, который придётся в ходе коллективной работы расширять и модернизировать; 3) писать на листе текст надо разборчиво, лучше — печатными буквами; 4) для каждого ключевого момента на интеллект-карте прочерчиваются расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении); 5) в работе используются ручки, карандаши или фломастеры разного цвета; 6) каждая вновь прочерченная на листе ветвь обязательно подписывается; 7) в процессе такого графического моделирования обязательно добавляются соответствующие символы и иллюстрации.

Ещё раз напомним, что изображаемая наглядность на создаваемой интеллект-карте должна быть представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

Преимущества метода интеллект-карт современные отечественные педагоги-исследователи [3; 4 и др.] связывают со следующими параметрами и характеристиками: 1) наглядность (мысли изображены на бумаге); 2) привлекательность (красиво, ярко, интересно); 3) запоминаемость (использование образов и цвета); 4) творчество (поиск разных изображений, символов, путей решения); 5) своевременность (помогает выявить и понять какой информации на данным момент у вас не хватает); 6) возможность дополнения, пересмотра, исправления, да и просто внимательного рассматривания.

В целом же, при конструировании интеллект-карт обсуждаемые идеи становятся более чёткими и понятными, хорошо просматриваются также связи между ними. Более того, метод интеллект-карт позволяет охватить материал «единым взором», воспринять его как единое целое. Что как раз и характерно для продуктивной интеллектуальной деятельности, способствующей повышению уровня интеллектуальной воспитанности.

Карта может быть детализирована настолько, насколько это необходимо для понимания изучаемой темы. В процессе углублённой детализации следует просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом добавлении и заключается стратегия организации движения от общего к частному: ведь в центре у нас на карте находится общее — тема (её сразу видно), а во все стороны от этой ключевой основополагающей темы идут более мелкие «подтемы» и располагаются детализированные информационные данные по мере уменьшения у них показателя общности. 

Разумеется, педагог сам предварительно (на уровне мысленного эксперимента) составляет интеллектуальные карты по предстоящей теме занятия, а уже затем, в ходе организуемого исследования-размышления, в процессе проведения проблемной интеллектуально-аналитической беседы ребенок вырезает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения прорабатываемого понятия или представления. Таким образом, ребёнок, по существу дела, является активным деятельностно-практическим участником процесса осмысления темы и создания обобщающей интеллект-карты, а значит, он шаг за шагом усваивает новый метод познания, который (что особенно важно!) может позже научиться самостоятельно переносить на любые другие исследуемые жизненные явления и ситуации. В этом мы видим высшее проявления результативности интеллектуального воспитания. Но вернёмся всё же к более конкретным методическим вопросам работы с интеллект-картами.

Необходимо иметь ввиду, что создание интеллект-карт есть процесс совместного творчества. Однако для ребенка наиболее существенными, особо личностно значимыми, являются именно те моменты, которые зачастую взрослыми не принимаются всерьёз. Эти моменты-ситуации крайне необходимы ребёнку для эмоционально яркого восприятия изучаемого материала. Поэтому они, несмотря на сопутствующую, объективно не столь высокую значимость, могут быть внесены в создаваемую интеллект-карту. И ещё, то, что ребенок осуществляет самостоятельно, запоминается лучше готового материала. С учётом указанных двух методико-психологических условий, по интеллект-картам можно довольно легко запоминать лексику, придумывать предложения и рассказы. Метод интеллектуальных карт даёт возможность в самый короткий промежуток времени сконцентрироваться на изучаемой теме, позволяет более динамично проводить работу по формированию и обогащению словаря и развитию связной речи.

В речевом развитии интеллект-карты можно использовать в нескольких направлениях. В частности, это:

1-е направление: «Сбор материала о предмете или объекте». Обсуждая тот или иной предмет, раскрывая ту или иную тему, мы создаём соответствующую интернет-карту. Выполняя данное задание, мы ненавязчиво пополняем активный и пассивный словарь ребёнка, развиваем классические приёмы мышления — анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа по сбору материала о предмете или объекте может проводиться как индивидуально, так и фронтально.

2-е направление: «Закрепление и обобщение материала».  Здесь создание обобщенной интеллект-карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, закрепляют способность припоминания изученного, пополняют активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развивают умение составлять и распространять предложения. Работа также проводится как индивидуально, так и фронтально.

3 направление: «Развитие связной речи». Предполагает составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и логически верно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, у детей формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится более точен и разнообразен.

Итак, связное устное высказывание может состояться при наличии у ребёнка трёх базовых составляющих, во-первых, словаря, во-вторых, внутреннего плана высказывания и, в третьих, желания высказаться. Если у ребёнка есть словарь, но нет желания и не отсутствует представление, о чём и как следует говорить, то педагог вынужден будет постоянно побуждать его, стимулировать наводящими вопросами, вызывая мотивацию к устному высказыванию. Если же у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, вставать, но уже после нескольких слов начнёт молча ждать помощи от взрослого. Формирование связной речи с применением интеллектуальных карт у детей объединяет все три перечисленных фактора: ребёнок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, план высказывания, отражённого в каждой ветви дерева карты, и у него возникает желание сказать о том, что наглядно и понятно.

Литература
1. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. —СПб: Изд-во «Питер», 2002. 272 с.
2. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. Как повысить ясность и эффективность мышления, а также общий уровень интеллекта и быстроту мысли. —Минск: Изд-во «Попурри», 2003. 320 с.
3. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа плюс до и после. — 2012. — № 7. с. 34-37.
4. Попик С.Г. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием интеллектуальных карт // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). —СПб.: Издательский дом «Своё издательство», 2016, с. 63-65.