«Семья — это дом, где смеётся душа». О роли семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Аннотация. Прорабатывается оптимистическая гипотеза в части достижения конструктивных воспитательных результатов в процессе совместной целенаправленной поисковой деятельности педагога дополнительного образования с родителями обучающихся-дошкольников. Анализируются примеры из жизни и из собственного опыта профессиональной преподавательской деятельности.
Ключевые слова: семейное воспитание, дошкольный период детства, типичные заблуждения родителей, формы сотрудничества с семьёй, оценка результативности в краткосрочной и среднесрочной перспективе

Дошкольный возраст — особо важный период в развитии ребенка, в становлении его личности. Это время активного освоения ребёнком базовых норм морали, усвоения привычек социального поведения, бытующих ценностных отношений, индивидуальных способов выражения чувств. Именно в этот момент, в период дошкольного детства, складывающиеся близкие отношения с родителями имеют огромное значение во всей последующей жизни детей.

«Семейное воспитание — дело величайшей важности», — писал в своё время А.И. Герцен [1]. При этом Александр Иванович особенно выделял роль матери, которой, по мнению этого революционного демократа, писателя и незаурядного педагога-исследователя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания» [Там же]. К числу важнейших условий такого начального воспитания детей Герцен относил установление в семье дружественных отношений между родителями и детьми, между всеми членами семьи, воспитание уважения и привязанности их друг к другу. Он, не без основания, полагал, что со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства — в любовь к людям, к родине.

О роли семьи в воспитании подрастающего поколения написано много книг, монографий, пособий, статей. Действительно, в русском дореволюционном прошлом семья была, пожалуй, единственным мощнейшим воспитателем юного поколения. Потом, уже в советское время, фактически на смену ей пришли различные детские учреждения: ясли, сады, школы. Я еще застала то время, когда меня, трехмесячного ребенка, как, впрочем, и других таких же детей, отдали в ясли, чтобы дать возможность матери выйти на работу. Может быть поэтому я переболела всеми детскими заболеваниями, какими только было возможно. А каждое лето меня отправляли «поправить здоровье» в детский оздоровительный лагерь. И первую декаду своего пребывания там я проводила в изоляторе с высокой температурой...

Но время шло, и советское, а затем и российское общество начало точнее, полнее, глубже осознавать особую важность дошкольного периода детства. Произошла определённая переоценка спектра воспитательных ценностей, была объективно научными методами объяснена необходимость общения близких людей, особенно матери, с маленькими детьми. В педагогической и методической печати стали более часто повторять поистине мудрые слова П.Ф. Каптерева: «Семья есть самое главное и самое лучшее педагогическое учреждение, воспитывающее живым делом, а не только словом».

Особенно сегодня радует то, что в последние годы российское государство стало все больше уделять внимание роли семьи в воспитании детей. Мамочки дольше могут теперь находиться с малышами в декретном отпуске (целых 3 года!). И это замечательно. А день 8 июля является у нас в России теперь общегосударственным праздником — «Днем семьи». Но обогатилось ли при этом содержание семейных воспитательных отношений?

К большому сожалению, не все сегодняшние родители понимают особую необходимость и важность дошкольного периода в воспитании и развитии детей. Не все родители осознают и ничем незаменимую культурно-воспитательную значимость этого времени, проведенного рядом со своим ребенком. Ведь именно в дошкольный период жизни ребёнка, мы, какими-то незримыми ниточками связаны со своими детьми. И эта близость очень важна и нужна ребенку.

... Был у меня в группе мальчик Юра (5 лет). Беспокойный такой. Особо ничем не интересовался, подолгу не мог ни на чем сосредоточиться, да и детям от него доставалось. Как-то предложила я Юре нарисовать свою семью (психологический тест — рисунок «Моя семья»). Он охотно согласился. При этом Юра нарисовал родителей, старшего брата, а себя — нет. Я спросила, почему он не нарисовал себя, но Юра, почему-то молчал. Тогда я предложила ему нарисовать себя, но он наотрез отказался. Мальчик, как оказалось, не считал себя членом семьи. В самых тактичных тонах я, при первой случившейся возможности, рассказала об этом случае Юриной маме и была крайне удивлена, когда мама, выслушав меня, вдруг расплакалась. Оказалось, что Юру, в прошедшее лето одного отправили на все лето к бабушке в деревню. После нашего доверительного разговора Юра изменился. Родители окружили его заботой и вниманием. Мальчик стал спокойным и приветливым.

Мы должны научиться вдумчиво читать советы выдающихся педагогов прошлого.

Б. Спок, американский ученый, детский врач и педагог говорил родителям: «… не бойтесь любить своих детей. Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его ласкали, обнимали, брали на руки, улыбались ему, играли с ним. Когда вы показываете ребенку, что он самый чудесный малыш на свете, это питает его дух так же, как молоко — его тело»

Как часто родители об этом забывают. Как часто я наблюдала, насколько меняются дети, если в семье происходят ссоры между родителями или случается развод...

Педагог-гуманист, талантливый учитель и не менее талантливый педагог-исследователь В.А. Сухомлинский утверждал: «Ребенок-зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. Самая ценная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий — это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными».

Как часто приходилось мне видеть за долгие годы моей практической педагогической деятельности ребенка, еще недавно такого активного, веселого, вдруг ставшего человеком с остановившимся взглядом, будто окаменевшего. Здесь, как правило, оказывается, что родители ссорятся, ругаются между собою каждый день. А когда у нашего соседского мальчика папа ушел из семьи, малыш вдруг стал заикаться и отставать в развитии...

Ш.А. Амонашвили, выдающийся советский и российский педагог, исследователь-психолог, к счастью, наш сегодняшний современник, отмечает следующее: «Чтобы стать для своих же детей своим человеком, недостаточно быть для них родным отцом. Нужно, чтобы они — папа, мама — с детьми жили вместе как друзья. Гордость за своих родителей — это моральный фундамент для взлета личности ребенка. Стыд за своих родителей - это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлететь до полной высоты». Думается, что эти мудрые проницательные слова не нуждаются в каких бы то ни было моих комментариях.

Проблемы налаживания конструктивного взаимодействия с семьей [2] для любого педагога дополнительного образования актуальны сегодня еще и потому, что в современном обществе наблюдается кризис семьи: не ценится само понятие «семья», все чаще употребляется понятие «гражданский брак», да и в большинстве семей воспитывается один ребенок. Гораздо престижнее стало сегодня стремиться сделать успешную профессиональную карьеру, чем родить и вырастить ребёнка, воспитать социально благополучных и физически здоровых детей. Часто можно наблюдать следующую ситуацию: малышу нанимают няню, а мама быстрее выходит на работу — зарабатывать деньги. Пройдёт ли это бесследно для растущей личности? И какова может быть истинная стоимость сознательного игнорирования полноценного общения со своими детьми?

Несколько слов скажу и о типичных социально-воспитательных заблуждениях родителей. Так, если в период обучения в школе родители хоть как-то пытаются понять проблемы ребенка — посещают собрания и вникают в суть случающихся в школе ситуаций, то в дошкольном возрасте, как уверены многие родители, проблем у ребенка в принципе быть не может. Ведь ребенка отдают в детский сад. Там воспитатели — «вторые мамы», они и приласкают, и утешат, и книжку прочитают, и песенку споют, и всему научат. А в 5-6 лет возникает избирательная привязанность ребенка к тем или иным людям, появляется дружба, хобби, складываются свои интересы, возникает любовь к конкретному уголку природы, то есть происходит все то, что характеризует нашу особенность, нашу уникальность, нашу самобытность.

В дошкольном возрасте современный ребенок обладает уже значительным социальным опытом, осваивает нормы и правила поведения в обществе, начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. И ... конкретно применяет эти знания к родителям, иногда с ужасом убеждаясь в том, что родители его совсем не идеальные люди. Подобно подростку, нынешние старшие дошкольники часто критикуют своих родителей, причем критикуют не потому, что родители не выполнили какую-то их конкретную просьбу или требование, но критикуют (не будем удивляться этому!) из-за несоответствия поведения родителей нормам, принятым в обществе. Темп социального взросления детей наших несоизмеримо вырос в сравнении с предшествующими эпохами, годами и десятилетиями. Хотя и феномен инфантильности тоже не следует исключать из поля зрения нынешних педагогов и родителей.

Я много лет работаю с детьми дошкольного возраста. О своем выборе ни разу не пожалела. Дети приходят ко мне разные. Бывает очень трудно с некоторыми детьми. Тогда ищу поддержку у семьи. Стараюсь больше узнать о ребенке, лучше понять его, беседую с родителями. К каждому ребенку ищу и чаще всего нахожу индивидуальный подход. Совместная работа с родителями, тесное сотрудничество с ними дает положительные результаты.

В последнее время появилось много различных проектов для развития дошкольников: различные конкурсы, фестивали, викторины, в которых дети могли бы принять участие [3]. Так, практически поучаствовав с детьми в Городском конкурсе чтецов, увидев необычайный интерес детей и родителей к этому виду творчества, я критически пересмотрела свою профессиональную деятельности и задумалась о недостаточно полном использовании всеми нами многих воспитательно-образовательных возможностей. Скажу конкретнее: при поддержке организационно-методического отдела нашего учреждения появились новые формы работы, очень интересные, как говорится, инновационные, порой непредсказуемые, но очень и очень нужные. Одна из них — учрежденческий конкурс чтецов, посвященный Дню матери. В нем приняли участие все желающие (а желающих становится все больше и больше). Была проведена большая работа по подбору поэтического материала, отбору участников, были проведены беседы с родителями. Сценарий конкурса на правах авторской инициативы подготовили организаторы. Праздник прошел, как говориться, на высшем уровне. Дети и родители были в восторге. Теперь этот конкурс стал традиционным в нашем учреждении. Сейчас готовимся к проведению окружного конкурса. Впереди фестиваль. И все меньше остается малоактивных детей и родителей. Такова логика совместной творческой педагогической жизни.

Опираясь на свой жизненный опыт и большой педагогический стаж, я могу уже с уверенностью сказать, что и в наши столь непростые дни социального отчуждения семья имеет огромное значение в жизни каждого ребенка. В семье ребенок получает не только физическое развитие, нравственное воспитание, но и моральную поддержку. Хорошая дружная семья дает ребенку уверенность в себе, в завтрашнем дне, служит для него опорой в жизни. Только в дружной семье ребенок по-настоящему счастлив, а значит, успешен. Значит, надо всем нам проводить больше практико-ориентированной работы по укреплению семьи.

Деятельность взрослых в интересах дошкольника будет успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, чему в немалой степени способствуют различные методики взаимодействия с семьей [2; 3 и др.].

Итак, дошкольный возраст — период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. В сложных, противоречивых, социально недостаточно чётко организованных современных условиях, приведших к упадку духовных ценностей, в том числе и уважения к членам семьи, особое значение приобретает работа по формированию у детей нравственных качеств к самым близким и родным людям, а в особенности к своей маме. Ведь близкие отношения между ребенком дошкольного возраста и мамой имеют огромное значение для развития личности ребенка, ребенок-дошкольник особенно испытывает потребность в любви самого близкого человека — его матери.

Научить ребенка с уважением относиться к своим близким: матери, отцу, бабушке, дедушке — значит заложить в нем зерно человечности, высокой духовности, чувства долга и сыновней ответственности, сформировать умение жить в согласии, во взаимопонимании среди людей. Ведь трудно себе представить, что плохой сын, став взрослым, может быть чутким отцом, верным другом, хорошим семьянином, преданным гражданином своей Родины. Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нем настоящего гражданина с присущими ему качествами духовно устремлённого человека, умеющего руководствоваться высокими нравственными идеалами в отношениях с близкими и окружающими людьми — задача высокая и гуманная. И эта задача решается тем успешнее, чем раньше начинают думать над ней взрослые — педагоги и родители. И эта задача решается только при конструктивном взаимодействии с семьей. Семья — это фундамент, который помогает ребенку самым естественным образом развить свои способности, позволяет достойно проявлять себя в жизни и, в конечном итоге, вырасти хорошим человеком.

 

Литература:
1. Герцен А.И. Избранные педагогические высказывания / Сост. М.Ф. Шабаева. —М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951. — 460 с.
2. Конструктивное взаимодействие с семьями обучающихся: Словарь-справочник современного педагога дополнительного образования / Под ред. Л.И. Боровикова. —Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2020. — 164 с. (с.38-41)
3. Урбанович Е.С., Матигорова Е.С., Астанина Н.П. Актуализация семейных традиций посредством создания единого культурно-развивающего пространства ДОУ и семьи // Дошкольное образование: педагогический поиск. Международный сборник научно-методических статей / под общей редакцией Б.П. Черника. Вып. 3. — Новосибирск: Агенство «Сибпринт», 2021, с.321-324.