Игровой технологический подход в обеспечении эффективности экономического образовательного процесса

Аннотация. Раскрыты теоретические и методические предпосылки для эффективной организации целостного экономического образовательного процесса в современной системе дополнительного образования детей, подростков, старшеклассников. Осуществлена классификация игр. Составлены методические рекомендации на основе изучения специальной литературы и обобщения результатов собственного практического педагогического опыта.
Ключевые слова: игра, игровой технологический подход; система дополнительного образования; экономический образовательный процесс.

В современном Российском государстве одной из приоритетных областей непрерывного совершенствования жизненных культурно-воспитательных отношений является образование. Поэтому на учебных занятиях по экономике следует разрабатывать и применять такие способы и приемы, которые развивают у обучающихся умственную активность, а также способствуют формированию интегративно-целостных компетенций на уровне «знать», «уметь», «владеть». Иными словами, разрабатывать и внедрять активные формы обучения. Важнейшим средством для осуществления такой поисковой деятельности для на является игра.

Проблема успешной социализации подрастающего поколения, как одна из приоритетных воспитательных задач требует развития творческого начала, стремления учащихся к наиболее полному выявлению и развитию своих культурно-образовательных возможностей. Актуальность игры в учебном экономическом познании в настоящее время всё более возрастает в связи с тем, что у детей есть возможность использовать средства массовой информации в рамках самых разнообразных игровых технологий. В тоже самое время проблема эффективного применения игры в образовательном процессе означает, на наш взгляд, обязательную интенсивную адаптацию имающихся в распоряжении игровых методов и неигровых процессов, внедрения элементов геймификации. Ведь налицо явная недостаточность детализированной технической проработки методики применения игровых технологий в современном преподавании экономики, права, а также других смежных с нами общественных и естественнонаучных дисциплин.

Игровые технологии, по данным многочисленных аналитических исследований, подразделятся в настоящее время на: 1) развлекательные (во главе угла — активизация эмоций); 2) дидактические (ориентированы на достижение определенного познавательно-образовательного результата); 3) диагностические (цель — зафиксировать уровень обученности (воспитанности) учащихся, определить возможные отклонения или скрытые ресурсы развития и др.); коррекционные (своевременное внесение позитивных изменений в процессе развития или образования).

Еще с далёкой древности философы и мыслители обращали свое внимание на феномен игры. Например, в трудах Платона и Аристотеля имеется много мыслей и не утративших свою значимость практических советов относительно самых различных сторон обучения и воспитания, в которых встречаются и рассуждения о детских играх. Платон, например, считал, что «надо жить, играя», и эта игра обязательно должна включать в себя искусство песни и танца, которые помогут в конечном счете снискать милость богов и даже помочь побеждать своих врагов в случившихся битвах. Применительно к социально-педагогическим условиям своевременности об игре как феномене культуры много ценных методических указаний мы находим в практико-ориентированных научных статьях Сталя Анатольевича Шмакова [1], а также Б.П. Никитина [2].

Широко известный писатель советской эпохи Антон Семенович Макаренко в своей «Педагогической поэме» так писал о явлении игры: «игра — это форма деятельности в условных ситуациях, в которых воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей» [3, с. 15].

Курс экономики в дополнительном образовании позволяет реализовывать межпредметные связи, повышать финансовую грамотность учащихся на основе многопланового анализа рынка Российской Федерации в целом и, если рассматривать данную проблему более локально, то и в границах нашей Новосибирской области и, говоря совсем точно, в рамках города Искитима. Изучение территориально-локализованной экономики способствует, по мнению моих земляков-коллег, учителей общеобразовательных школ города Искитима, повышению мотивации к освоению курсов обществознания в школе, способствует привлечению детей к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности, системно-комплексному анализу всех общественных сфер жизни.

Игровые технологии, используемые нами во внеурочной работе с искитимскими школьниками, расширяют также научные представления об эмоциях, чувствах, переживаниях и состояниях человека в открытом социуме, в самых разных жизненных ситуациях. Во время игры постепенно преодолеваются стихийно сложившиеся барьеры общения, обогащается словарный запас, формируются коммуникативные навыки, повышается внимание, чувственное восприятие, мышление, творческое воображение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, в дидактически выстроенной экономической игре учащиеся принимают самостоятельные ответственные решения более вдумчиво, взвешенно, на эмоционально положительном фоне; при этом у них развиваются их творческие задатки и способности; игровые технологии в экономическом обучении и воспитании учащихся обладают уникальными возможностями: они позволяют формировать финансовую культуру; правомерное поведение в обществе; учат находить наиболее рациональные решения в трудных жизненных ситуациях.

Во-вторых, анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей методическим инструментарием и спрогнозированным педагогическим результатом. Такие результаты, в свою очередь, бывают многопланово теоретически обоснованы, выделены в явном, эмпирически регистрируемом виде и характеризуются строгой учебно-познавательной направленностью.

В-третьих, с ведением нового Федерального государственного образовательного стандарта ведущей методической опытно-поисковой задачей становится обучение на основе системно-деятельностного методологического подхода. Данный подход предполагает, что ученик самостоятельно усваивает новые знания, благодаря своей всё более раскрывающейся познавательной творческой деятельности. Процесс творчески насыщенного, системно-выстроенного, деятельностно-ориентированного обучения предусматривает совместную работу учителя с учеником по высококачественному овладению новыми знаниями и умениями.

В-четвертых, игровые технологии особенно важны в дополнительном образовании. Они помогают раскрывать индивидуальный творческий потенциал школьника, обеспечивать его интеллектуальное развитие, а такжевыявление скрытых (латентных) задатков и способностей. 

В-пятых, использование различных игровых технологий в педагогической деятельности способствуют структурно дифференцированному, но, тем не менее, всестороннему развитию личности. Так, например, «игры-практикумы» способствуют укреплению и развитию знаний, умений и навыков учащихся, «моделирующие игры» содействуют совершению системы способов умственных действий. А «ролевые игры» обеспечивают развитие воображения и креативного мышления.

Литература
1. Шмаков С.А. Мысли, высказывания, афоризмы /Сост. Л.П. Шопина. —Липецк, Изд-во липецкого гос. пед. ун-та, 2016. — 126 с.
2. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. —Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1990. — 158 с.
3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. Общие условия семейного воспитания: учебное пособие. —Москва: Изд-во «Знание», 1984 —   400 с.