Некоторые особенности подготовки современного урока в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств

Номер: 

Как известно, урок — главная составная часть учебного процесса. По данным ученых, в этом своем качестве урок существует уже более трехсот лет. На протяжении всего этого времени урок создавался и совершенствовался каждодневным трудом и творчеством многих поколений педагогов, учителей, воспитателей, что позволяет определить урок  как особый феномен культуры. Этим социокультурным обстоятельством отчасти объясняется тот факт, что качество урока является бесспорным показателем не только профессионального уровня отдельного преподавателя, но и состояния образовательной системы учреждения в целом. Поэтому вопросы современности урока никогда не теряют своей актуальности.

Что такое современный урок? На этот вопрос в общих чертах можно ответить так. Современный урок — это урок, отвечающий реалиям сегодняшнего дня, направленный на решение актуальных проблем образования и воспитания детей [1; 2; 3; 4]. Следовательно, чтобы конкретизировать определение современного урока применительно к Детской музыкальной школе (ДМШ) или Детской школе искусств(ДШИ), следует обратиться к реалиям сегодняшнего дня, к актуальным проблемам и задачам развития образования, а также к особенностям и потребностям современных учащихся.

Мы живем в эпоху перемен, когда динамичные изменения охватывают практически все сферы деятельности человека. В этой ситуации любому преподавателю ДМШ или ДШИ важно ощущать актуальность своего труда, свое соответствие окружающей жизни и современному состоянию профессии. Для того, чтобы в этом море перемен правильно выстраивать свой рабочий маршрут, необходимо общаться с коллегами по профилю из других учреждений, владеть информацией о том, что происходит не только в сфере культуры, но и в общеобразовательных школах, где все наши ученики проводят большую часть учебного времени.

Если же мы внимательно присмотримся к современным общеобразовательным школам, то увидим, что инновационные процессы протекают здесь чрезвычайно активно и связаны с применением эффективных образовательных технологий [3], отработкой универсальных учебных действий и немалыми успехами в освоении стандартов нового поколения [4]. Кроме того, вся бурная поисковая деятельность нередко сочетается с новейшим техническим оснащением учебных аудиторий [2; 3]. В классах многих общеобразовательных школ стоят компьютеры, мультимедиа, интерактивные доски, на которых от легкого прикосновения руки меняются дидактические ситуации, статичное изображение переходит в движущийся видеоряд, начинает звучать музыка и т.д. Такое зрелище у преподавателя из обычной скромной ДМШ или ДШИ может невольно вызвать стресс и породить комплекс неполноценности.

Как можно и должно модернизировать уроки в ДМШ и ДШИ (например, по фортепиано или классическому танцу), чтобы не отстать от времени, «когда космические корабли бороздят просторы вселенной»?

Для того, чтобы ответить на этот непростой вопрос, нужно не только понимать характер перемен, происходящих в образовании, но и сформировать по отношению к ним правильную, профессионально грамотную, этически корректную позицию. А для этого — обратиться к раскрытию специфике нашего образовательного профиля — к сущностным особенностям детского музыкально-художественного образования.

Как известно, освоение значительной части образовательных программ в сфере искусств (за исключением программ по теории и истории искусства) лишь в очень малой степени связано с освоением научно-теоретических данных. В основном образовательный процесс базируется на творческих способностях, которые даны человеку природой. Поэтому образование в сфере искусства носит практико-ориентированный характер и направлено на раскрытие природных психофизических возможностей личности, необходимых для самореализации в той или иной конкретной области искусства. Этот истинно «человеческий» компонент в профессиях сферы искусства настолько силен, что они в каком-то смысле передаются только «из рук в руки», и разрыв в непрерывной

К потерям в качестве музыкально-художественного образования также приводит излишнее увлечение преподавателями внехудожественными (внемузыкальными) методами организации процесса обучения. Так, например, сегодня нередко встречаются уроки сольфеджио, где дети считают и пересчитывают тоны и полутоны, топают, хлопают, бесконечно проговаривают какие-то ритмослоги («дон-дон-гу-тики-дон-дон-гу»), т. е. занимаются всем чем угодно, кроме пения и развития слуха. Конечно,  мы знаем, что отсутствие или неразвитость музыкального слуха учащегося можно до определенного уровня компенсировать («подменить») логикой или так называемой «музыкальной математикой». Но делать этого не следует. От этого страдает качество музыкального и, так сказать, «музыкантского» обучения и развития ребенка.

Экспериментируя на занятиях, следует помнить о том, что руководители и преподаватели «…несут ответственность за сохранение и передачу новым поколениям традиций русского профессионального образования в сфере культуры и искусства» [3]. Сохранение лучших традиций и профессиональной специфики, составляют сердцевину целостного художественно-образовательного процесса, это является одной из наиболее важных, по сути — приоритетных задач современности. Следовательно, вносить в современный урок искусства инновационные изменения можно лишь в той мере, которая не нарушит эту самую сердцевину, эту глубинную художественно-психологическую и педагогическую логику. Например, можно использовать фонограммы «минус» для ансамблевых занятий, привлекать к проведению концертов мультимедийное сопровождение, давать творческие задания для развития кругозора, предполагающие использование возможностей интернета (например, прослушать репертуарное произведение в интерпретации различных исполнителей) и т. д. Главное же — чтобы соблюдались условия меры и целесообразности. Некорректное понимание инноваций еще во времена Роберта Шумана показало весьма плачевные результаты. В частности, мы имеем в виду механическое развитие техники при помощи тренажеров для пальцев «Dactylion» Генри Герца (1836) и «Happy Fingers» Тициано Поли, использование которых часто повреждало пианистический аппарат.

Из современных образовательных технологий, которые, на наш взгляд, не противоречат специфике детского образования в сфере искусств и эффективно применяются в практике ДМШ и ДШИ, можно назвать следующие:

– личностно-ориентированное обучение;

– технология музыкального творчества;

– технология игрового обучения;

– информационно-компьютерные технологии;

– проектная технология.

Итак, основными условиями современности урока и ресурсами повышения его эффективности и качества в ДМШ и ДШИ являются сохранение и развитие лучших традиций классического музыкально-художественного образования, а также корректное использование инновационных технологий. 

Следующим важным ресурсом совершенствования современного урока нам видится изучение психологических особенностей наших учеников, которые определяют характер развития их способностей к познавательной деятельности и восприятию учебного материала. Сегодняшние школьники родились и выросли в эпоху информационно-компьютерных технологий, что, по мнению многих психологов, обусловило формирование у них целого ряда отличий от детей предыдущих поколений. В том числе таких, как:

– большая эрудированность, раскрепощенность и способность к нестандартным решениям;

– легкость овладения новыми технологиями, нацеленность на получение быстрого, готового результата («нажатием одной кнопки»);

– снижение интереса и способностей к чтению объемных текстов, затруднения в сфере литературно-художественного творчества и художественно-образного мышления.

В психолого-педагогической литературе отмечается также, что современные школьники интеллектуально и информационно взрослеют раньше, но их социальное и эмоциональное развитие протекает медленнее. Этот диссонанс следует компенсировать музыкально-художественным образованием.     

В общеобразовательных школах, где дети проводят в среднем от 30 до 40 часов в неделю, особое внимание сегодня обращается на формирование универсальных учебных действий, усвоение определенных алгоритмов восприятия, запоминания и «переработки» учебной информации [2; 3]. На эти универсальные алгоритмы ориентированы практически все уроки по общеобразовательным предметам, которые четко воспроизводят общедидактические принципы и технологические структуры системной организации учебной деятельности. Иными словами, само восприятие учащихся оказывается как бы «отцифрованым» и «отформатированным» определенным образом. Речь здесь идет не о том, что хорошо это или плохо. Это просто некий факт или свойство обучаемости современных детей, которое следует принять во внимание.

Велика сегодня роль привычки. Дети научены учиться определенным образом. Они четко привыкли к тому, что в начале урока должен быть организационный момент, который настроит их на урок. Новый материал они лучше воспримут, если предварительно будет актуализированы их опорные знания из учебного курса иди жизненного опыта, т.е. будет воспроизведена информация, которая подготовит почву для введения нового материала. Для качества его усвоения нужно обязательно предусматривать повторение пройденного в старых. измененных и/или новых условиях. В конце урока дети ожидают обобщения, краткой аннотации главных моментов урока или выводов. Необходимы также краткие пояснения по домашнему заданию, в котором ребенок должен понимать, каким именно моментам урока отвечает то  или иное задание. Современному школьнику сложно ориентироваться в  импровизационно-творческой учебной ситуации. Поэтому для достижения желаемого результата в выполнении заданий преподавателю следует формулировать понятные для учащегося целевые установки. 

Я думаю, что в основном, названные общедидактические моменты в практике преподавания ДМШ и ДШИ соблюдаются. И все же на них сегодня следует обратить более пристальное внимание, особенно  при продумывании или планировании, так сказать, «современного урока для современного ребенка».

Исходя из всего вышесказанного, попробуем выделить основные качества современного урока, эффективно работающие в организациях дополнительного образования сферы культуры.

Современный урок – это урок...

– сохраняющий и развивающий лучшие традиции классического музыкально-художественного образования;

– разворачивающийся в творческой обстановке, не исключающей разнообразных (в том числе импровизационных) учебных ситуаций, но имеющих понятную для учащегося структуру и логику;

– грамотно использующий достижения современной педагогической практики в сфере искусства;

– основанный на органичном синтезе общедидактических и частнопредметных составляющих.

Литература

  1. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. –Л.: Музыка, 1974. – 336 с.
  2. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века. –М.: Педагогическое общество России ,2002. – 275 с.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 272 с.
  4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. –М.: Центр педагогического образования, 2008. – 272 с.