Интеллектуальное воспитание в современной системе дополнительного образования  

Номер: 

Задачи интеллектуального воспитания детей, несомненно, являются сегодня приоритетными для системы образования. Отечественная система общего образования накопила большой опыт педагогической деятельности по данному направлению. Однако, существует и ряд проблем, которые требуют обстоятельного обсуждения.

 В сравнении с институтом основного образования дополнительного образования детей, дополнительное образование детей, осуществляясь на основе добровольного выбора детей в соответствии с их интересами и склонностями, обладает определенным рядом преимуществ. Именно благодаря этим общеизвестным преимуществам дополнительного образования во всех последних документах Министерства образования РФ, Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, в комплексной целевой программе «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики города Новосибирска» рассматривается в качестве наиважнейшего ресурса развития личности обучающихся, в том числе ресурса эффективного решения задач их интеллектуального развития. Данная целевая установка государства поддержана и социальным заказом со стороны родителей.

В 2013 году психологическая служба Дома творчества им. В. Дубинина провела масштабный опрос родителей наших воспитанников, который был направлен на выявление их представлений о будущем своего ребенка. Оказалось, что приоритетная сфера ценностных установок родителей в отношении будущего своих детей – «образование, интеллектуальное развитие». В ответах на разнотипные вопросы об этом так или иначе говорят от 50 до 75 % респондентов.

Основными принципами осуществления интеллектуального воспитания в ДДТ им. В. Дубинина являются на сегодняшний день системность, комплексность и преемственность.

Остановлюсь на отдельных составляющих системы интеллектуального воспитания в нашем учреждении.

1.Основным средством и способом развития интеллектуальных способностей наших воспитанников является обучение. Только развивая интеллектуальные способности детей, мы можем всерьез говорить об интеллектуальном воспитании. Но сегодня становится все более ясно, что эффективное интеллектуальное воспитание современных детей возможно только в системе развивающего обучения. Именно поэтому в основание педагогической идеологии каждой из 62 дополнительных образовательных программ, которые реализуются в нашем Доме творчества по различным направленностям, положен принцип создания интерактивного образовательно-развивающего пространства, в котором дети в активной форме могут исследовать, изучать, постигать окружающий мир и таким образом овладевать различными научными и технологическими новациями.

2.Чем раньше мы создаем такую образовательную среду, развивающую творческие способности и потенциалы детей, тем лучше. Обучение в Центре развития дошкольников в нашем образовательном учреждении строится в соответствии с Комплексной программой «Растем и развиваемся». Цель данной программы — подготовка детей к успешной адаптации к системе общего и дополнительного образования.  В процессе обучения дошкольников особое внимание обращается на развитие их познавательно-творческой активности и формирование социально-психологической зрелости как методико-психологической основы успешного интеллектуального воспитания. Большое внимаема уделяется ранней диагностике задатков и способностей детей. налицо и объективные результаты. Выпускники Центра развития дошкольников успешно обучаются в школах района, в том числе и по программам гимназических классов, а более 90% наших детей впоследствии совмещают школьное обучение с занятиями в системе дополнительного образования. Имеется и более широкий контекст организационной работы с дошкольниками. Так. на протяжении многих лет в Ленинском районе реализуется экспериментальная модель «Дошкольное развивающее обучение — школа». Суть данной модели заключается в формировании из выпускников нашего Центра первых классов школ микрорайона. такая система позволяла значительной степени облегчить период адаптации первоклассников к школе, в значительной мере оптимизировать воспитательно-образовательный процесс. К сожалению, сегодня реализация данной образовательной модели находится под большим вопросом.

3. Мы сохранили и пытаемся развивать дополнительные общеобразовательные программы тех направленностей, которые способствуют развитию исследовательских, конструкторских способностей обучающихся, формированию их научно-ориентированного мировоззрения. Это программы по судомоделированию, авиамоделированию, робототехнике, экологии, археологии, краеведению и т.д. Естественно, для достижения все более эффективной деятельности здесь необходима современная материально-техническая база, о которой, к сожалению, нам приходится только мечтать.

4. Успешному интеллектуальному развитию наших детей способствует и то, что сегодня содержание каждой дополнительной общеобразовательной программы обязательно представлено теоретическим и практическим блоком, причем процесс обучения выстраивается таким образом, что обращение к вопросам теории является необходимостью для решения сугубо практических задач. как следствие, в технических коллективах мальчишки, до этого имевшие трудности с освоением физико-математических дисциплин, успешно и с увлечением осваивают сложные теории, необходимые для расчета моделей кораблей. есть и множество других положительных примеров.

5. Отсутствие жестких стандартов в содержании образования, большие возможности для выстраивания индивидуальной работы позволяют нам разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты фактически каждому обучающемуся. Ощутимым результатом здесь является успешная защита проектов во время итоговой аттестации обучающихся. К сожалению, проблемы финансирования существенно ограничивают возможности организации индивидуальной работы с одаренными детьми.

6. Исследовательская деятельность является основным профилем ряда некоторых творческих объединений, таких, к примеру, как археологическое объединение «ИКАр» и «Экология земли». В ходе обучения воспитанники осуществляют здесь научно-практические и экспериментальные исследования под руководством научных консультантов из Института археологии и этнографии СО РАН, Центрального ботанического сада СО РАН. Огромное значение для результативности образовательного процесса имеет здесь и участие школьников в профильных лагерях по различным профилям: археология, спелеотуризм, экология.

7. Наглядным примером реализации комплексного подхода к работе по интеллектуальному воспитанию обучающихся является деятельность научного общества учащихся «Импульс», которое действует в нашем учреждении с 1995 года. НОУ «Импульс» объединяет ребят, заинтересованных в научно-исследовательской деятельности из различных коллективов. По этой причине ежегодными у нас стали конференции «Импульса», дающие старт лучшим работам к участию в конференциях более высокого научного статуса.

8. Комплексно-интегративным результатом большой работы ДДТ им. В. Дубинина по развитию интеллектуальной одаренности детей стало открытие на базе нашего учреждения отделения «Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего», действующей при поддержке Министерства образования и науки РФ, Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ, входящей в Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой. Мы являемся организатором Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Юность, наука, культура — Сибирь», которая входит в перечень олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи. Также данный проект входит в Долгосрочную целевую программу «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013-2017 годы». За 10 лет проведения конференций «Юность, наука, культура — Сибирь» в ней приняли участие около 2000 школьников со всего Сибирского региона.  Отзывы участников и экспертов — самые положительные.

Тем не менее, следует остановиться и на тех особенно острых проблемах, которые препятствуют развитию различных форм интеллектуального воспитания в системе дополнительного образования детей ,подростков, молодежи. Это:

1. Для полноценной реализации дополнительных общеобразовательных программ по интеллектуальному воспитанию необходима современная материально-техническая база, целевой финансирование участия детей в конкурсах, конференциях.

2. Новое штатное расписание при сохранении муниципального задания по количеству обучающихся необратимо влечет за собой пересмотр учебных планов в сторону уменьшения часов на выполнение программы, как следствие, невозможность выделения часов для индивидуальной работы с одаренными детьми.

3. Недостаток финансирования не позволяет стимулировать профессиональный рост педагогов, успешно работающих с одаренными и талантливыми детьми.