Трудовой отряд как форма эффективного развития самоуправления в молодежной среде

Номер: 

С 2015 года наш Молодежный центр им. А.П. Чехова, расположенный в Ленинском районе, вошел в состав масштабного сетевого проекта МЦ «Молодежный» Кировского района г. Новосибирска. В этой связи при главе администрации Ленинского района нами был создан трудовой отряд «Феникс», в который вошли школьники и студенты колледжей района в возрасте от 14 до 18 лет (https://vk.com/tophoenix). Деятельность трудового отряда была сориентирована на воспитание в молодежной среде позитивного отношения к труду, пробуждение социальной активности, укрепление патриотизма и здорового образа жизни.

Самоуправление в трудовом отряде — это возможность для подрастающего поколения планировать, разумно организовывать свою деятельность, самостоятельно подводить итоги, непосредственно участвовать в решении актуальных вопросов отрядной жизни, готовить и творчески проводить мероприятия, которые всем им будут интересны. В рамках разумно организованного самоуправления для молодого поколения есть шанс продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, опыт совместного преодоления трудностей, понять, почувствовать и реализовать ответственность за свои социальные поступки, в целом освоить позитивный общественный опыт.

Опыт самоуправления в трудовом отряде полезен не только для курсантов трудового отряда, но и для всего общества. В соответствии с десятым принципом «Декларации о правах ребенка» необходимо «растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям». Этот принцип, способы его воплощения в жизнь мы как раз и попытались реализовать в рамках проекта «Новосибирский штаб трудовых отрядов».

Сама по себе тема самоуправления очень важна для нашего Молодежного центра им. А. П. Чехова, так как мы, в качестве организационной структуры, являемся не только досуговой площадкой для молодежи, но и через различные технологии социальной работы с учащейся молодежью содействуем развитию активной жизненной позиции, развиваем жизненный социокультурный потенциал молодежи в интересах города и страны в целом. Именно поэтому одна из наиболее важных культурно-развивающих задач деятельности трудового отряда — показать молодому человеку, школьнику, студенту как быть самостоятельным, как совершать добрые дела, как отвечать за свои поступки, как принимать ответственные социальные решения и как защищать ,отстаивать свои законные права.

В нашем Молодежном центре им. А. П. Чехова успешно апробировано несколько оригинальных форм включения специалистов, учащихся и их родителей в эффективную организацию неформального образования и воспитания. В процессе последовательного воплощения приоритетных гуманистических ценностей и идеалов отрядного коллектива накопился немалый опыт совместного коллективно-группового осмысления перспектив развития трудового отряда. Каковы сегодня могут быть самые общие педагогические выводы из системного анализа фактов накопленного опыта?

На наш взгляд основная единица самоуправления в молодежном трудовом отряде — курсант. В задачу организации внутриотрядных взаимоотношений обязательно должно входить выполнение общественных поручений, при которых сам курсант находит и использует способы их осуществления, укрепляя тем самым навык самоконтроля и взращивая все более высокого уровня нравственно-социальной требовательности к себе. Иными словами, курсант должен учиться сам выбрать себе дело по душе и определять пути его наиболее эффективного выполнения. Этим личностно-психологическим требованием пробуждается творческое отношение личности к конкретному делу.

Самоуправление — цель которого деятельностно-практическая адаптация молодого человека к жизни в непрерывно изменяющихся социальных условиях, дает каждому человека возможность проявить себя, раскрыть свои задатки и способности, познать новое как в себе, так и окружающем мире, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.

В процессе развития отрядного самоуправления нами была обнаружена следующая закономерная тенденция: чем активнее курсант участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как, на наш взгляд, высших интегративных показателей его личностного и социального роста.

Уровень оптимальной организованности первичного молодежного коллектива — трудовой отряд. Органы самоуправления в отряде при этом избираются самими курсантами. Путем голосования выбирается председатель и командир, которые составляют совет отряда. Командир в сущности выполняет роль старосты. У каждого члена отряда должны быть свои обязанности. Совет отряда периодически готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления, в нашем случае, куратору трудового отряда.

По нашим длительным психолого-педагогическим наблюдениям отрядное самоуправление помогает найти сферы личностно- и социально полезной деятельности молодых людей, определяет круг их индивидуальных обязанностей, укрепляет сферу дружеских взаимоотношений, укрепляет эффект личной ответственности, стремления к согласию, свободе мнений, пониманию важности функциональной сменяемости внутригрупповых позиций (руководитель — исполнитель), учит умению вдумчиво постигать мнения каждого и др.

Таким образом развитие отрядного молодежного самоуправления целесообразно рассматривать как неотъемлемую часть системы современного нравственного, гражданского и патриотического воспитания. Сегодня это стало очень важным моментом нашей общей истории. Ключевые задачи комплексного - нравственного, гражданского и патриотического воспитания — взращивание лидера, обучение его демократическому общению, умению работать в коллективе, развивать свои творческие способности и способности окружающих людей. Мы ходим, чтобы наши курсанты — жители Ленинского района хорошо понимали запросы и требования Российского общества, а через деятельностно-практическое участие в отрядном самоуправлении смогли полнее реализовать свои задатки и способности, мысленно сопоставляя себя с теми высокими динамичными требованиями, которые сегодня предъявляет ко всем нам жизнь.