Социально-профессиональная компетентность педагога-абилитолога в сфере межличностного общения. К разработке индивидуальной самообразовательной программы

Номер: 
Ирина Владимировна Фаргер

Педагог-абилитолог постоянно учится, повышая свои профессиональные компетенции, и эта учеба не стихийного характера, она представляет определенные программные основания. При этом основным субъектом процесса профессионального развития должен выступать сам педагог. В настоящее время актуален вопрос о необходимости создания программы самообразовательной деятельности педагога-абилитолога. Программы, в которой, дополняя друг друга, соединяются две составные части: универсальная педагогическая программа абилитации и индивидуальная программа педагога-абилитолога, наполненная практическим абилитационно-педагогическим опытом (некая абилитационная копилка педагога-практика).

Сама специфика феномена «абилитационная педагогика» диктует необходимость предельно широкой постановки программно-целевых самообразовательных задач, при этом, обязательно связанных с конкретным абилитационным практическим опытом. С одной стороны, широкая универсальная социально-профессиональная компетентность педагога-абилитолога, на наш взгляд, охватываемая термином «социальный интеллект» (Е. В. Кобленская, Н. А. Кудрявцева, В. Н. Куницина и др.), — будет здесь наиболее уместна. Ведь с течением времени у педагога-абилитолога, например, по логике проводимых нами систематических наблюдений, должно сложиться целостно-общее представление о развивающе-формирующем пространстве родных и близких ребенка, об окружающей его предметной среде. С другой стороны, педагог, работая с детьми, имеющими тяжелые нарушения психического и психофизического развития, должен достаточно свободно ориентироваться в конкретике вещей и явлений, непосредственно сопровождающих каждодневную жизнь такого ребенка. Здесь важно все и, прежде всего, эмоциональный фон семьи, и ответы на вопросы: кто из взрослых является проводником для ребенка, какие заведены правила коммуникативных взаимоотношений в семье, как общаются между собой родители (законные представители), какое участие в воспитании ребенка принимают старшие дети, близкие родственники.

Только из гармоничного соединения этих двух начал у педагога-абилитолога с течением времени может возникнуть некая относительно целостная гипотеза, некий образ, некая индивидуальная траектория развития, которая будет определять выбор психолого-педагогических решений и адекватных абилитационных действий. С наличия такой, более или менее выраженной позиции, и начинается период профессиональной зрелости, где самообразовательная программа вступает в свои полные права.

При всем разнообразии задач профессиональной самообразовательной деятельности, центральным звеном в системе работы с профессиональным опытом должно выступать общение. «Общение есть сердце педагогического процесса», — пишет известный российский психолог, академик Ш. А. Амонашвили [1, с. 207]. Для абилитационной педагогической практики слова академика обретают статус незыблемой аксиомы, постоянное воплощение которой в жизнь исключительно важно. Без соблюдения этого принципиального положения абилитационная педагогика по истине рассеивается в схоластической терминологической неопределенности. Не зря, думается, А. И. Бороздин, раскрывая основные принципы и требования своей авторской абилитационной педагогической модели в статьях и книгах, в беседах со слушателями и коллегами, большую часть времени уделяет вопросам общения, тем, подчас незаметным, психологическим нюансам и самобытным педагогическим приемам, к которым стремиться в своем каждодневном развитии любой творчески устремленный педагог-абилитолог [2].

В создании собственной самообразовательной  программы в сфере абилитационного общения не следует забывать и мудрые методические наставления выдающегося педагога ХХ века А. С. Макаренко. В общении со своими коллегами он неоднократно говорил: «Мы, педагоги, должны иметь перед собой такую программу человеческой личности, к которой должны стремиться» [3. с.261]. Заметим в свою очередь, что такая программа человеческой личности, взятая в ее целостности, должна быть адресована как для всякого конкретного ребенка, с которым педагогу-абилитологу доводится общаться относительно продолжительное время, так и для него самого.

На наш взгляд, в своем высказывании Макаренко обращает наше внимание на необычайно важный методический нюанс в формировании личностно-профессионального развития педагога-абилитолога. Раскрывая данное свое утверждение, он в сугубо практическом тоне он замечает: «Должна быть общая программа, «стандартная» и индивидуальный корректив к ней» [3, с. 262]. Это утверждение выдающийся педагог аргументирует результатами десятилетней опытно-поисковой и исследовательской деятельности.

Уточняя психолого-педагогическую идею «индивидуального корректива», Антон Семенович в художественно-образном плане замечает, что в процессе создания универсальной программы ни в коем случае «нельзя жертвовать индивидуальной прелестью, своеобразием, особой красотой личности» [3, с. 261]. Следовательно, общий социальный интеллект педагога-абилитолога, задаваемый универсальной частью самообразовательной программы, не должен заслонять индивидуальное творческое начало педагога, его необходимо сознательно взращивать в себе, поддерживать и укреплять. И еще раз хочется отметить, что создавая собственную индивидуальную самообразовательную программу, разумно используя творческий потенциал профессиональной абилитационной деятельности, необходимо осознавать особую важность искусства общения, понимать, как действительно высокое мастерство человеческого общения обогащает сферу межличностных взаимоотношений с абилитируемым ребенком.

Литература

  1. Амонашвили Ш. А. Педагогические притчи. –М.: Свет, 2016. -240 с.
  2. Бороздин А. И. Абилитационный потенциал творчества. Семь правил конструктивного взаимодействия с ребенком // Абилитационная педагогика в вопросах и ответах: Методическое пособие в 5 частях. Часть I. Развитие профессионального мастерства / Под науч. ред. Л.И. Боровикова. –Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2015, с. 11-13.
  3. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. Избранные педагогические произведения. – М.: Гос. уч.-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1952. – 536 с.