Абилитационный потенциал творчества. Семь правил конструктивного взаимодействия с ребенком

Номер: 
Алексей Иванович Бороздин

Творческая педагогическая работа с детьми с течением времени невольно приводит всех нас к определенным выводам и обобщениям. В теоретико-методическом плане такие выводы и обобщения могут обретать самую разную форму — как художественно-публицистическую, так и научно-аналитическую. Не претендуя на вселенскую педагогическую всеохватность, мы все же попытались в 2003 году [1] сформулировать самые общие правила спешной абилитационной деятельности, обеспечивающей конструктивное развитие ребенка, имеющего тяжелые формы нарушения психического и психофизического развития: аутизм, синдром Дауна, органические поражения мозга и др. Прошедшие годы подтвердили справедливость всех ниже представленных правил.

Правило первое

В организации жизнедеятельности ученика на любом учебном занятии, ставящем абилитационные педагогические задачи, надо идти от ребенка. От его неоспоримых творческих возможностей. От его потенциальных, а не реальных, порой весьма и весьма скромных достижений. Это самое главное, что современному педагогу-абилитологу надо ежеминутно запоминать себе, устанавливая доверительные отношения а уроке.

Правило второе

Пожалуй, еще более важное, чем ранее обозначенное, пусть и самое главное, первое правило. Что оно означает? Для педагога-абилитолога на уроке нет ребенка-инвалида. Есть уникальная человеческая личность. Есть личность, способная к каким-то своим, особым, пусть пока еще не разгаданным, творческим проявлениям.

Правило третье

В выстраивании индивидуальной обучающей траектории, в установлении искренне-доверительного общения на уроке принципиально важно отталкиваться не от болезни, а от критериев здоровья. Широко отрывая перед ребенком дверь своего класса, вы должны уже здесь встречать здорового ребенка. Какое бы то ни было чувство жалости, а тем более любые методические сомнения могут только повредить делу. Именно эти вредоносные эмоциональные доминанты часто ограничивают успех предстоящего конструктивного развития ребенка.

Правило четвертое

В выборе индивидуальной тактики практических педагогических действий чрезвычайно важно учитывать наличное состояние ребенка, и физическое, и эмоциональное; важно понимать его реальное самочувствие в любой конкретной ситуации урока. Состояние свободного творчества, обладающего высокой целительной силой, — это лишь дальний ориентир, требующий высочайшей самоотдачи от педагога. Это его заветная мечта, к которой надо практически постоянно стремиться, увлекая своим примером и ребенка. Образно говоря, педагогу-абилитологу важно найти ту единственную тропинку, которая ведет именно этого ребенка к состоянию творчества. Тропинка эта, как правило, очень трудна, не всегда ясно различима в ситуации урока. Не следует бояться возникающих здесь трудностей. Надо смело идти вперед и вперед.

Правило пятое

Своим сиюминутным состоянием (кстати говоря, непрерывно меняющимся) ребенок невольно указывает педагогу самый рациональный способ реализации индивидуально-дифференцированного подхода к нему. Всмотритесь, вчувствуйтесь, поймите эти состояния — незримые подсказки со стороны ребенка. Постарайтесь мысленно выстроить их в один условный ряд. И вы сразу же обретете уверенность в практическом успехе дела.

Правило шестое

Не следует долго застревать в своих профессиональных «всматриваниях» и размышлениях. Ребенку необходимо действие и еще раз действие. Конечно, действие осмотрительное, осторожное, вдумчивое, не нарушающее внутреннего достоинства личности. Поэтому, уловив, интуитивно поняв истинное состояние ребенка, смело выходите на творческий диалог с ним. Только диалог даст вам надежный ключ к взаимопониманию, искреннему доверительному общению.

Правило седьмое

Помните: ситуативно достигнутое ребенком (с вашей непосредственной помощью, конечно же) состояние творчества — не конечная самоцель. Не льстите себе. Это всего лишь начало пути, ведь дальше начинается самое ответственное — настойчивое пробуждение дремлющих сил и возможностей ребенка. Ждите этого момента как величайшего события. Всемерно укрепляйте его. Поддерживайте. Не упускайте такую исключительно важную возможность. Ведь это для вас как педагога-абилитолога, своеобразная птица счастья. А она весьма прихотливая гостья и посещает только тех творчески устремленных педагогов-энтузиастов, которые изо дня в день, искренне и самоотверженно вершит свое непростое дело.

 

Литература

1. Бороздин А.И. Секрет метода, или Семь правил исцеления творческим состоянием // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2003. - № 2.