Развитие культуры мышления у детей младшего школьного возраста

Почему именно культуры мышления, спросите Вы? Прежде всего, потому, что для решения разработанных нами контрольных заданий не требуется никаких специально приобретаемых ребенком знаний. Кроме того, никто не подвергает сомнению важность воспитания с самых юных лет человека, способного обстоятельно размышлять в повседневной жизни, быстро и нестандартно реагировать на проблемные ситуации, уметь находить выход из затруднительного положения, легко генерируя подходящие к случаю творческие идеи.  

Сразу замечу, несмотря на то, что в ФГОС наряду с предметными результатами регламентировано обозначены и результаты метапредметные, в школьном обучении сегодня по-прежнему реализуется привычная знаниево-ориентированная парадигма.  Связано это, в первую очередь, с тем инструментом достижения планируемых результатов, который есть в руках у практикующего педагога. Речь идет о современных учебниках. Если проанализировать их содержание, то можно заметить преобладание задач и упражнений линейного характера, имеющих единственно верное решение, так называемых «заданий закрытого типа». В условиях таких задач, как правило, уже содержатся в явном виде все необходимые данные для решения. Эти задачи обладают жесткой структурой, метод решения известен и подчинен алгоритмизированной логике, его нужно только вспомнить, а стратегия выполнения связана с использованием предварительно усвоенных правил, формул, инструкций и т.д. Правильный ответ определен однозначно. Традиционная методика обучения связана с тем, что «нарешивая» большое количество задач определенного типа, у ребенка формируется шаблон решения, которым он легко может воспользоваться в стандартной ситуации. Но в жизни крайне редко человек сталкивается с задачами, легко вписывающимися в выученную в школе формулу. Именно поэтому очень важно создавать условия не только для развития интеллекта и обогащения знаниевого багажа, но и обучать навыкам мышления.

Мы предлагаем многослойные разноуровневые конкурсные задания открытого и закрытого типа, которые не имеют определенной предметной направленности, предоставляют возможность для формирования различных универсальных учебных действий и позволяют запустить мыслительные механизмы младшего школьника. Сложность заданий весьма вариативна, что дает возможность включиться в работу каждому вне зависимости от уровня его подготовки и испытать удовольствие от интеллектуальной победы.

Именно эти характеристики отличают задания наших конкурсов от тех, которые сейчас очень широко представлены на образовательной платформе. Чтобы не быть голословной, мы проанализировали задания более 50 конкурсов для начальной школы различного уровня. В результате исследования получилась следующая картина:

  • более 30 % — это предметные конкурсы, задания которых имеют варианты ответа. Необходимо выделить один или несколько верных (тестовые задания);
  • большая часть задач — задачи закрытого типа, которые, как правило, имеют единственно верный ответ, их условие уже содержит в явном виде все необходимые данные для решения, а метод решения известен, его нужно только вспомнить;
  • около 70 % метапредметных конкурсов не содержат заданий творческого характера;
  • практически все конкурсы ограничены 60 минутным интервалом;
  • обычно, проведение конкурсов предполагается в классном помещении и не предусматривает использование каких-либо источников информации.

Мы постарались уйти от данных «рамок» при составлении конкурсных творческих заданий. Мы надеемся, что фрагментарно представленные здесь задания покажутся интересным педагогическому сообществу и будут полезными в деле воспитания мыслящего человека. Более подробно о системе нашей работы с творческими конкурсными заданиями можно познакомиться в ранее опубликованных нами пособиях:

  1. «Умение думать, рассуждать и действовать!»
  2.  «Увлекательные задания ПОНИ, или Наука думать для первоклассников».
  3. «Школа юных мыслителей».

Представленные в указанных пособиях материалы можно использовать в урочной и внеурочной деятельности, при подготовке и проведении интеллектуальных олимпиад, в организациях основного и дополнительного образования.